Анатолий Просняков. На дураках мир держится

Литературная Критика
Попытка рецензии на рассказ «ПУГОВИЦЫ».

Есть такая поговорка: «На дураках мир держится». Читая последние строки этого  произведения, ловишь себя на мысли, что народная мудрость все учла. Простые, бесхитростные люди, без излишней претенциозности – просто живут, почти на уровне инстинктов, но другие, которые себя считают интеллектуальней, культурней, образованней, как оказалось, не могут обойтись без их помощи. То, что автор утрировал образ главной героини, понятно. Ему важно было показать, донести до читателя свою мысль. Именно поэтому автор размывает даты. Нет намека на период времени, но по характеру действий персонажей мы догадываемся, что вся история завершилась в девяностые годы прошлого столетия, когда уехать из России за лучшей долей стало гораздо проще.
Собственно, дураки были всегда, ведь поговорка об этом и говорит. Итак, главная героиня рассказа Лялька – умственно отсталый человек. Автору неважно, а читателю, тем более,  мы можем только предполагать: дебил перед нами или олигофрен. Есть разные градации такого заболевания. Лялька сумела закончить восемь классов, следовательно, умеет размышлять, делать выводы, имеет некоторые знания. У автора же показана абсолютно чистая личность, не имеющая своей мысли, не имеющая знаний, но умеющая только понимать приказания и безропотно их выполнять. «Пока горе-ученица потела над непослушными числами и непонятными словами, бабушка вела переговоры с директором. Так Ляльку дотянули до восьмого класса». То есть, показан своего рода маугли городских джунглей, выросший среди людей, но не воспринявший от них и не перенявший человеческого образа. Что-то среднее между человеком и домашним животным. Разумеется, похожие личности, вернее, существа, не осознавшие себя личностями, нам встречаются в жизни, поэтому поверить в Ляльку мы сможем. Вопрос противоречия все же остается: как девочка, прошедшая восемь лет обучения в советской еще школе, по общему мнению, лучшей в мире, не научилась нормально разговаривать? Для таких людей есть специальные интернаты, им самим нужен уход. Лялька – продукт родителей-алкоголиков, здесь автор нам убедительно показывает на примере ее матери, потерявшей от своего пристрастия к водке человеческий облик.
Сам рассказ тяжел. Это такая правда, которой иной раз не хочется знать, хочется отвернуться, пройти мимо. Но человек живет среди людей, не ангелов, поэтому такие рассказы обучают его, немножко сбивают романтический флёр, особенно у молодых людей. Здесь показана проза жизни, потому что у стариков, доживающих свой век, к которым попадала Лялька, чтобы продлить их дни, осталось только радости: поесть и поспать. Что же для Ляльки в жизни этой? Кроме пьянства матери, тетка, не дававшая лекарств бабке, чтобы быстрее померла; соседка, обирающая квартиру после смерти матери; множество  «стариков и в вонючих больничных палатах, и в генеральских квартирах», которых она благополучно выхаживала. Несмотря на хорошую оплату своих услуг, о чем мы догадываемся из вопроса Сергея: «Мало заплатили?», у Ляльки был свой пунктик: от каждого своего «пациента» она брала на память пуговицу. И это была ее единственная радость в жизни: пополнение коллекции пуговиц. То, что она взяла пуговицу с бриллиантами, было случайностью, но для нее роковой. Ее лишили красивой пуговицы, а вместе с тем и желания помогать старикам. Все же шкатулка с пуговицами осталась у нее единственной драгоценностью. На этом ее лечебные приключения завершились, и она превращается на много лет в обычную уборщицу. Как итог,  автор приводит сцену с теткой, которую в семьдесят лет разбил инсульт: Лялька … услышала: "Держи меня, Ляля... Не отпускай...".
Таким образом автор выносит свое резюме: все возвращается на круги своя – Лялька продолжает лечить людей, она востребована для этой жизни. Финал оптимистический, если можно смотреть с оптимизмом на такое беспросветное существование. Автор, детально приводя бытовые сцены и разговоры, все же не забывает главную героиню – Ляльку. Именно Ляльку, не пуговицу, о которой заявлено в заголовке рассказа. Если речь о пуговице с бриллиантами, то Лялька узнает, что Трофимыч повесился в доме престарелых, куда его определил пасынок Сергей. Зачем Сергей хранил бриллианты именно в пуговицах кителя Трофимыча, остается секретом. Да это и неважно. Рассказ с названием «Пуговица», но пуговица исчезает, а Лялька остается. Ничего не говорится и о шкатулке с пуговицами: сохранилась ли, пополняется ли, допустим, другими способами. Коллекционер, а это, как мы знаем, душевная потребность некоторых людей – собирательство определенных вещей, обязательно продолжил бы эту стезю. Тогда название рассказа было бы оправданно. Таким образом, мы видим, что автор дал неточное название рассказу. Есть и второй вариант: недоработка сюжетной линии пуговицы. Собственно, не хватает нескольких мазков в этой картине. Тогда можно было бы дать интересный вывод, касающийся коллекционеров: не является ли их деятельность неким психическим надломом, так как дан яркий пример больного человека с такой склонностью.
Но собственно рассказ о Ляльке приводит читателя к мысли: «На дураках мир держится». Дурак – в смысле народного понимания, как излишне простой человек.