Письмо третье 1929-1937

Егор Червяцов
БЛАГОДАРЮ ЗА ПОМОЩЬ В ТЕКСТОВОЙ ПРАВКЕ ГЕННАДИЯ САРХОВСКОГО

Давно не писал. Очень было некогда. Много работы в саду. Не так работы в саду, как много времени занимает переработка собранного огородних и садовых культур. Короче, заготовка на зиму разных плодов, овощей. Консервирование, сушка и т.д.

В этом году небывалый урожай яблок, груш, чёрной смородины, как никогда, много помидор. Всей этой переработкой и консервированием приходится заниматься мне, как специалисту, получившему в свое время специальное образование и имеющего специальность "техник-технолог по переработке и консервированию фруктов и овощей". Но об этой специальности и как я ее получил, раскажем ниже.

Итак, я поступил (вернее перешёл) в школу второй ступени (ШРМ) школа рабочей молодежи(1).

Директором этой школы был Георгий Яковлевич Базыма(2), впоследствии знаменитый начальник штаба(3) известного партизанского отряда под командованием Сидора Артемьевича Ковпака.

Кстати говоря, он несколько раз бывал у нас дома(4). У меня есть его книга "Слiдами великого рейду" с личным автографом. Очень замечательный человек.

Одновременно со мной учились дети замечательного деда Мороза - как его звали в ковпаковском соединении,- Алексея Ильича Коренева(5). Моим одноклассников был знаменитый партизан - Тихон Курочкин - тоже ковпаковец(6).

Учение шло хорошо с 5 по 7 кл. Я затруднений в учебе не испытывал, при том, что ежедневно прошагивал 5 км до Путивля и столько же обратно.

Окончив 7 кл. стал вопрос о дальнейшей учебе. В школу- десятилетку, что тогда было престижно, меня не взяли как сына - крестьянина средняка. А учиться так хотелось. Вопрос дальнейшей моей учебы решила просто мать, своей простотой и крестьянской смекалкой.

В одну руку взяла меня, в другую корзину с салом, яйцами и маслом и повела меня в техникум. Там в октябре 1933 посадили меня за парту. Так я стал студентом химического техникума. Техникум готовил специалистов среднего звена для пишевой промышленности, котороя тогда бурно развивалась.

С 1933 по июль 1937 я был студентом. По окончании второго курса техникума я поехал на практику (кстати тогда впервые увидал, что такое железноя дорога) в Ивановскую область
г. Суздаль (теперь это Владимирская область).

На практике в Суздале я был 1,5 месяца; работы никакой, зато я почти пропадал в библиотеке. Знаешь, я много бывал в библиотеках тех городов, где приходилось бывать - в том числе и в библиотеке им. Ленина в Москве.

Но такой библиотеки с таким количеством старых книг, я ранее не встречал.

Как выглядел Суздаль, и каким он мне показался.

Небольшой старый городок в основном с деревянными постройками. В то время в городе было 36 церквей и три монастыря. В одном из монастырей был лагерь полит-заключенных. Как говорили тогда там(7). Но, наверное, это было и  правдой. Потому что туда было сослана первая жена Петра Первого Евдокия(8). Кстати, очевидно там же сидел и пленный немецкий генерал-фельдмаршал  Паулюс(9).

У меня до сих пор о Суздале сохранилось приятное воспоминание.

Позднее я был на практике на крупном по тому времени пешевом (10) заводе поселок Нарткала Кабардино-Балкарской области(11) (тогда он назывался поселок Докшукино). Впервые увидел горы Кавказа. Тоже незабываемое впечатление!

Потом был на практике в Минской области на станции Пуховичи. Что мне там запомнилось, так это военный парад кавалерийских частей.

В том году в 1936 г. в августе месяце проходили большие учения Белорусского военного округа, и по окончании учений в Пуховичах был парад. Поскольку там стояла кавалерийская дивизия. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Кавалеристы проходят рысью в строю. Потом мчатся лихие тачанки. Со стороны глядеть очень красиво.

В том же 1936 г. я был на практике в г. Белгороде.

И вот настал 1937 год. Я закончивал техникум, получил аттестат (диплом)   Путивльского плодоовощного техникума по специальности "техника- технолога по плодоовощам". Вот теперь тебе понятно, что я специалист.

Итак я закончил среднее образование, получил специальность и начал свою  профессиональную деятельность :  был назначен(12) технологом по переработке овощей и   получил назначение на работу в   Некрасовский район (Большие Соли) с. Вятское Ярославской области,  где был  пункт по засолке огурцов. Берегись! приехал с Украины в далекое село Вятское большой(13) специалист. Учить русских мужиков и баб как солить огурцы!). Это был август 1937. Поработал я там две недели: огурцы кончились, засолочный пункт закрился. И на этом моя карьера специалиста-овощевода закончилась.

Далi буде.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 - фактически только соединение с рабочим классом позволяло крестьянину стать полноправным и перспективным гражданином советского государства.
2 - Базыма Григорий Яковлевич - участник первой мировой и гражданской войн, в межвоенный период - директор школы №3 г. Путивля, учитель географии.
3 - штаба.
4 - в квартире по улице Ворошилова (ныне - Интернационалистов), д. 22 в г. Сумы, Украина.
5 - Коренев Алексей Ильич - друг детства С.А. Ковпака, партизан гражданской войны, в межвоенный период директор инкубаторной станции, один из организаторов рудневской партизанской группы.
6 - Курочкин Тихон - комендант штаба партизанского отряда С.А. Ковпака.
7 - Это было в 1935 году. Народ, выходит, был прекрасно осведомлён о безобразиях, чинимых советской властью.
8 - Это, конечно, не объяснение, но дед, видимо, решил подтвердить, что много читал.
9 - Паулюс Фридрих - немецкий генерал-фельдмаршал, командующий немецкими войсками в Сталинградской битве, вместе со своей армией сдался в плен, один из организаторов советской власти в ГДР.
10 – пищевом.
11 - Сейчас республика Кабардино-Балкария в составе России.
12 - Советская система распределения после окончания учебы.
13 - В оригинальном письме это слово подчёркнуто, вероятно, дед здесь допускает самоиронию, что будет ясно в следующем письме.