Двадцать часов, которые потрясли..

Ром Таров
 
Всё началось почти два года назад, когда мою единственную дочь сосватали. Так получилось, что моя красавица дочка работала в  международном проекте по борьбе со СПИДом вместе с одним хорошим парнем, врачом-наркологом из Бухары. Молодые понравились друг другу, решили пожениться и парень прислал сватов. Так в моей жизни появился он, мой сват, куда* Ато-ака.
Это был представительный, седовласый, крепкого телосложения, среднего роста мужчина. Орлиный профиль и ярко-голубые глаза, столь необычные для жителей Средней Азии, выдавали в нем потомка легионеров Александра Македонского. Пышущий здоровьем он никак не соответствовал своему возрасту. В семьдесят лет он выглядел максимум на пятьдесят пять. Родом он был из маленького городка Гиждуван в окрестностях Бухары.
 Этот городок из покон веков является кузницей интеллигенции Средней Азии, многие сановники родились и выросли в этом городке. Древний Гиждуван является родиной шейха Абдухолика Гиждувани, одного из столпов суфизма, основателя нового направления  в его течении - «ходжаган». Именно он сформулировал восемь основных принципов, которые легли в основу  накшбандия. Знаменитый философ и теолог, основатель одноименного ордена суфиев Бахауддин Накшбанди был его учеником.  Мавзолей Накшбанди под Бухарой является местом обязательного поклонения суфиев всего мира и признан ЮНЕСКО как памятник мировой культуры. По преданию, Абдухолик Гиждувани  явился во сне к молодому Бахауддину Накшбанди. Он повелел Бахауддину идти в ученики  к шейху Саид  Кулолу, который когда-то был учеником самого Абдухолика Гиждувани. Будущий столп суфизма не посмел ослушаться наказа старца и пошёл в ученики к шейху, который открыл для него все принципы нового течения в суфизме. Позже, в 15 веке,  величайший учёный и повелитель Самарканда Мирзо Улугбек в память  о старце и за его заслуги, построил  в Гиждуване великолепное медресе и назвал его именем Абдухолика Гиждувани. Прекрасный архитектурный памятник средневековья и сегодня украшает этот городок.
 Ато-ака был отличным нейрофизиологом, защитил диссертацию в Ленинграде и работал в ВУЗе Бухары. Преподаватель, зав. кафедрой, декан факультета, а после выхода на пенсию, опять преподаватель. Ещё в начале девяностых он основал спец. лабораторию по диагностике бионейрофизиологических врожденных данных молодых перспективных спортсменов при бухарском филиале Международного центра борьбы кураш. Тогда даже в столице об этом и не помышляли. Только недавно, после трагической гибели нескольких известных спортсменов России и других стран, я понял, насколько необходимым делом занимался мой сват. У него были большие планы по переоснащению своей лаборатории новым, современным диагностическим оборудованием. Он планировал довести прогнозы по молодёжи при подготовке олимпийского резерва и будущих чемпионов до максимума. По заповеди всевышнего каждому мужчине предначертано построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Ато-ака построил большой, красивый дом, посадил роскошный сад и вырастил двух прекрасных сыновей. В его саду растут все фруктовые деревья, которые могут выдержать нелегкий климат Бухары. Он лично колировал саженцы и внимательно наблюдал за их ростом. Сегодня этот большой сад, в котором даже плодоносит малина из далёкого киргизского Бишкека, является гордостью  всей округи.
Я виделся с Ато-ака  немного: день, когда он сватался ко мне; день, когда обговорили свадебные торжества; два дня на свадьбе; один раз он приехал ко мне на день рождения и двадцать два дня он находился на семинаре в столице. В эти дни мы много раз сидели вместе, он был разносторонне образованным человеком и очень интересным собеседником. Всего 28 дней общения, а какой глубокий след в моей душе оставил этот  чистый, отзывчивый и внимательный человек. Особенно мы были близки с ним в одном вопросе: мы одинаково сильно, по-отцовски, любили мою дочь, а его невестку. Все мои друзья и знакомые были очарованы моим новым родственником, тактичным и скромным человеком.
В конце августа мой зять на три недели приехал на международный семинар наркологов в столицу. Следом, через две недели, соскучилась по мужу и приехала погостить  моя дочь с внучкой. Когда закончился семинар, дети спланировали посетить международную выставку мед. оборудования, и остались на пару дней у нас. В тот день дочь с мужем оставили внучку нам и, с утра, отправились на выставку. Обговорили оборудование для себя и присмотрели аппаратуру для отца. Когда они вернулись, все вместе, в приподнятом настроении, пообедали дома.
Началось все около 15 часов. Зять позвонил домой маме, обычный ежедневный акт вежливости. Хотел сообщить, что выезжает либо вечером самолётом (если достанет билеты), либо ночью поездом. Но в разговоре выясняется, что только что заболел живот у папы, но он просит не вызывать скорую помощь, не беспокоить врачей по пустякам. Зять почему-то забеспокоился, и перезвонил в Бухару  другу-реаниматору, просил вызвать скорую и проскочить к ним домой посмотреть отца. А через несколько минут он перезвонил маме и узнал, что папа уже умер. Друг-реаниматор с каретой скорой помощи были дома через 20 минут после звонка и … констатировали обширный инфаркт с летальным исходом.
Дальнейшее все происходит как в тумане, как будто не с нами. Оповещаем родственников в столице, принимаем решение кому вылетать, а кому остаться для организации связи здесь. Достаём билеты на самолёт и, через несколько часов, уже летим на новеньком Ил-114 в Бухару. В аэропорту назначения нас встречает восторженная толпа с карнаями** и транспарантами прямо на лётном поле. Мы в ступоре, ничего не понимаем. Оказалось, вместе с нами в самолёте, прилетел из Милана с чемпионата мира по боксу новый чемпион Атоев Аббос, уроженец Бухары. Это его встречали на лётном поле. Нас же встретили друзья зятя и привезли домой. Зашли в комнату, где лежит покойник. Такой же, как обычно, только чуть синеватый, просто спит. В дом всё прибывают и прибывают родственники, все в шоке.
В 22 часа стоим у ворот дома, в беседе с родней выясняется, что утром этого дня Ато-ака поехал на базар, купил всякие вкусности детям и внучке, помыл и заправил машину, чтобы встретить  детей. Покопался в огороде и в саду, потом принял душ, и сел за подготовку лекций на завтрашние занятия. Вдруг заболел живот, принял  таблетку от боли в животе, прилег и … умер. Религиозные люди тихонько шепчутся, что это святая смерть. В месяц Рамазан, когда покойники идут прямо в рай, в канун ночи откровений, когда мусульмане всего мира молятся за покой умерших всю ночь, кроме того, за час до смерти сам совершил омовение и никого  не тревожил.
В пятом часу утра мы с зятем едем на городское кладбище посмотреть готовность могилы и дать организационные указания. Позже стоим у ворот дома и встречаем прибывающих. В десятом часу начинается траурный митинг, выступают ректор, профессора, деканы, представители областной власти. Потом выносим носилки с телом в саване в мечеть, там проходит мусульманская панихида, и колонна автомашин движется к городскому кладбищу. Самое тяжелое - видеть, как сын заносит на руках в могилу своего отца и оставляет его там одного, навсегда. Возвращаемся с кладбища домой, люди всё прибывают и прибывают в дом, многие только услышали о трагедии, а многие ещё и не знают.
Начало двенадцатого часа,  я стою у ворот и смотрю на этот большой кирпичный дом, на роскошный сад, на стоящего около меня его и уже моего  богатыря сына. Рядом, на столе у ворот, большая фотография в рамке и ваза с цветами. С неё смотрит на нас и улыбается седовласый македонский воин только в современном костюме с галстуком. Искрятся его ярко-голубые глаза…  Все также как всегда, только нет Его…  И никогда не будет…  А прошло всего двадцать  часов  с тех беззаботных счастливых минут, когда мы были все вместе, не в одном месте, а вместе…. Всего двадцать часов…. А его  нет…  совсем…  безнадёжно…  он уже  в могиле.
Я испытал многое, прошёл не одну войну, имел не одно ранение, видел смерти друзей и близких в боевой обстановке, в госпиталях, в больницах, в своих домах. Но никогда я не ощущал такой беспомощности, такой колоссальной, невозможной потери. Внезапной, а потому и страшной.
Двадцать  часов, которые потрясли…  мой разум.


Примечания:
*куда – сват (по - узбекски)
**карнай – длинная медная труба, музыкальный инструмент.

Сентябрь, 2009 год.