гл. 21. Нужны ли нам такие Гуру?

Алкора
(отрывок из гл.4 кн.11, 2008г)?

   На йоге, куда Никита отправился с самого утра, в этот день делали часовую «Молитву Стоя». В переводе на обычный язык сие означает бесконечные, ритмичные простирания ниц с переходом тела из вертикальной стойки в положение лежа на животе и обратно под  громкое пение буддийских мантр. Работали йоги на износ. После первых пятнадцати минут Никитиному телу стало все равно – оно заработало на автомате. Позвоночник разогрелся и по нему ощутимо пошла энергия. После этого у него всю неделю нещадно болело все, что только может болеть. Утешением служила лишь мысль, что все молодые и здоровые саманы, приступая к практике Достижения, начинают страдать от боли, а вернее -  от выхода  на поверхность  всех болезней. Придется терпеть.

     Никита не знал толком, чему ему лучше верить. Медицина и укоренившиеся в нем прежние представления кричали - «ограничь нагрузку», Учение  бубнило – «иди до конца, терпи и очистишься». Ум не доверяет полностью ни тому, ни другому, хотя от продолжения практики Никита не отказывался.   

    На каждом занятии йоги усердно зубрили тексты книг Учения школы. Их идеи постепенно проникали в Никитино  подсознание и начинали там  действовать, с большей их частью он полностью соглашался. Другое его - критическое Я, в любой момент было способно интерпретировать эти идеи под совсем другим углом зрения: придраться к непоследовательности рассуждений, к неубедительности доказательств или даже заподозрить авторов в корысти. По мнению здешней школы, подобные мысли есть слабость приверженности Учению и показатель того, что Никите надо работать еще больше.

     Никита побаивался подобных методов зубрежки  именно потому, что верил в их действенность. Любая мысль, многократно повторенная и внедренная в подсознание, будет определять наше поведение и наши мнения. Только оставит ли это свободу действовать осознанно? Никита мечтал  приобрести  контроль над своим телом и сознанием, но с большим подозрением относился к  самогипнозу. Если ум чем-то занят и, тем более, сильно погружен в это, то предыдущие проблемы просто перестают для него существовать. Можно ли считать такое забвение избавлением от страданий?

    В один из дней в город неожиданно, никого заранее не предупредив, приехал неизвестный Достигший. Прибывший оказался  молодым японцем с красивыми, тонкими чертами лица, в очках и с излишне пухлыми, красными губами. Звали японца Вангисса Ши, и был представлен нам как Достигший достаточно высокого уровня. Вангисса прилетел в город из Японии на один день - «посмотреть  карму Петербурга» в преддверии Юбилея. Ни в Москве, ни у здешних наставников школы  никто не знал о его предстоящем приезде. Никита – простая душа – вообще подумал, что Вангисса прилетел к ним, если не с туристической, то с какой-то, не имеющей отношения к духовной работе целью. Не хорошо думать так о человеке, полностью «отрешившемуся от мирских желаний», но слов из песни не выкинешь. 

    Собрались на квартире у одного из наших практикующих. Небольшая, по-мужски бестолково, заставленная мебелью комната к приходу высокого гостя была наспех устлана коврами, над которыми во множестве летала моль. По буддийским каноном уничтожать ее было запрещено. На полу разместились около двадцати человек. Пришедшие достаточно бесцеремонно тут же начали указывать хозяину квартиры то вынести телевизор, то включить дополнительное освещение, то зажечь курительные палочки. Потом все долго перепирались, какие упражнения следует делать в ожидании Учителя... Впечатления скромных и, уж тем более, не привязанных к миру людей, они не производили. Кому были нужны все эти хлопоты, выпавшие на голову несчастного хозяина квартиры, если Вангиссу, с его «очищенным сознанием», по определению не должны были затрагивать такие мелочи, как обстановка в частной жилой комнате?!

   От духоты и едкого запаха курений у Никиты разболелась голова. Похоже, не только у него - прибывший Достигший в этот раз прочел очень короткую лекцию и даже не оставил времени на вопросы. Очень он торопился, хотя на сбор пожертвований времени не пожалел. Может ему не хватало на обратную дорогу!?

   Энергетики Вангиссы Ши Никита в этот день совершенно не почувствовал. Обычно с подобными людьми рядом стоять трудно – все внутри вибрировать начинает, а тут – никакого впечатления. Во время приема пожертвования Гуру вообще не смотрел в глаза, казалось, он был занят своими мыслями. Речь его не порадовала. Начал Вангисса с похвалы тех, кто помогает продвижению Учения, то есть со здешних наставников, имена которых он даже не удосужился запомнить и назвать вслух. Сравнил их заслугу с заслугой тибетцев, печатающих книги с помощью очень примитивной техники. В этой похвале явно послышалось его удивление нашему российскому, примитивному быту. Вроде бы похвалил, а в то же время  в душу плюнул...

   Тема лекции была Никите знакома до боли – о том, как нужно творить мыслью нужные образы для их реализации. Никаких открытий этим Гуру не сделал. Не стоила эта мысль долгого тройного перевода с японского на английский, а затем с английского на русский. Ни в энергетическом плане, ни в информационном.

   С лекции Никита ушел в полном смятении . Можно ли верить всем этим Достигшим, или они точно такие же шарлатаны, каких Никита повидал на своем веку уже множество? Может быть, они действительно тяжко, очень тяжко добиваются своего Достижения, но зато потом это становится их профессией – разъезжают по миру с примитивными лекциями, собирают везде денежные  пожертвования и заодно дурят мозги  неискушенным людям. Когда человек ищет учителя или чуда, он найдет его в любом идоле и обязательно получит результат. Деревянный Будда точно также может сотворить чудо, если в него верит огромная толпа. Никите почему-то сразу вспомнился  пелевинский образ «гнилого пня, к которому стягиваются круги завороженных насекомых»!

   Не прошло и месяца как  город посетил еще один известный Гуру - датчанин Оле Нидал, он же - тибетский лама. Учил Оле тому же, что и японские Гуру, но акценты ставит иные. Впрочем, на своих первых и рекламных лекциях все заезжие гости обычно ведут себя, как белые и пушистые. О необходимости срочного пожертвования денег датский Гуру не говорил. К активному вовлечению людей на путь спасения явно не звал и даже про  угнетение физического тела во имя отмывания собственной кармы не упомянул. 

   Выглядел Оле Нидал раскованным и радостным.  Выйдя на сцену зала, где организовали встречу, он тут же уселся прямо на стол в позу со скрещенными ногами, хотя  в лотос их завернуть даже не попытался. Более того, очень скоро Оле опять спустил босые ноги вниз и начал ими болтать, непринужденного поигрывая пальцами ног со штативом микрофона. Никита наблюдал происходящее с интересом – интересно понаблюдать, что будет дальше. Дальше начались многочисленные вопросы из зала. Ответы датский лама  давал  четкие,  с пониманием заданного ему вопроса и достаточно остроумно. Похоже, он вообще не придавал происходящему никакого серьезного значения. Жизнь, по мнению Оле, предоставляет нам достаточно много проблем и проверок, чтоб искать еще и искусственные трудности. Тренировать отречение можно и нужно прямо в жизни - размышлять над собственной природой, не привязываясь к внешним образам. Пока помнишь, что наше я – это только зеркало пространства, ты свободен от влияний жизни. Держать ум сконцентрированным на этой идее и есть медитация. По определению Оле, медитация в буддизме означает умение свободно, без усилий покоиться в том, что есть: «этого не было в прошлом, не будет в будущем, не стоит беспокоиться и сейчас». Лучшая практика буддизма, сказал он – просто  держать ум в позитивном и радостном приятии всего, что есть.

    По дороге домой Никита еще долго перебирал в своем уме все услышанное. Все правильно лама сказал, только все это и так давно уже очевидно. Опять толпа уставших от своей жизни людей начнет гоняться за очередным приехавшим к нам великим Учителем и свою привязанность к жизни заменит на не менее пылкую привязанность к духовному вожаку и его учению. Вместо одной занозы приобретет другую, ничего в себе по сути не изменив…

   А нужны ли нам вообще все эти заезжие к нам Гуру, если у каждого есть собственная жизнь, в которой абсолютно все является «Устами Гуру»? Вслушивайся в то, что тебе говорят другие, всматривайся в то, что происходит перед твоими глазами – и ты найдешь ответы на все вопросы, которые сумеешь (если сумеешь) правильно сформулировать. Мы просто не задаем вопроса или даже не подозреваем, что именно должно стать предметом нашего интереса. Мы даже не догадываемся, как для нас  важно уметь задавать себе  правильные вопросы. Ответов на них найдется больше, чем мы в состоянии их заметить.

    Гуру – это просто сотворенный нашими мыслями Идол или Будильник, который нас либо вдохновляет, либо будит. Лишь бы его на место Бога не ставить…