Бизнес и женственость

Александр Иванович Алтунин
Одна пациентка, Анна, 32 лет  рассказала мне грустную историю своей жизни. После замужества она и муж решили не заводить ребенка, пока не создадут стабильное материальное положение. Жена занялась бизнесом. Через год в квартире появилась современная обстановка, стал гораздо разнообразнее гардероб. Через два купили машину. Через пять построили свой дом. А еще через год в одно прекрасное утро они проснулись с мужем и вдруг с удивлением и ужасом поняли, что они совершенно чужие друг другу люди. И поэтому дальнейшая совместная жизнь абсолютно бессмысленна...

А, казалось бы, все для этого у них уже есть, о хлебе насущном не нужно беспокоиться, все бытовые проблемы решены, их уровень престижа стал гораздо выше. Правда, Анна считала, что диссертация мужа – это лишь его второстепенный каприз, а ее бизнес – это серьезное и важное занятие, достойное всяческого уважения и одобрения. В итоге они расстались. К сожалению, подобная ситуация становится все более и более типичной и распространенной. Никто не желает учиться на чужих ошибках, все стремятся на своей коже ощутить всю неоднозначную прелесть современного бытия.

      Особенности современного этапа экономического, политического и идеологического  развития нашей страны заставляют многих женщин самостоятельно укреплять свое личное и семейное материальное благополучие. Они начинают заниматься бизнесом. Не последнюю роль в этом явлении играют и некоторые усилившиеся тенденции эмансипации, пришедшие и продолжающие идти к нам с Запада. Достаточно сказать, что если 15 лет назад о своем бизнесе мечтали лишь 4 процента женщин, то теперь их уже 65 . И эта цифра с каждым годом продолжает увеличиваться, грозя в итоге достигнуть чуть ли не 100 процентов.

У многих подобное явление вызывает лишь положительные ассоциации. Причем, как ни странно и даже не парадоксально, в первую очередь у женщин.  Но ситуация отнюдь не так проста и однозначна, как многим хотелось бы об этом думать. Конечно, с одной стороны, улучшение материального благополучия семьи и даже отдельного человека – это в принципе положительное явление, если его рассматривать абстрактно, так сказать, отвлеченно от реальной жизни.

     Но у этой медали имеется и оборотная сторона, на которой мне и хотелось бы остановиться подробнее. Какой ценой дается каждой конкретной женщине ее материальная стабильность? Об этом чаще всего ни она, ни ее близкие и родные, ни  тем более общество и государство, предпочитают не задумываться.               
     Драматизм ситуации заключается в ее закамуфлированности, завуа-лированности многих подводных психологических течений, возникающих на первых порах в душе и уме бизнесмена. Не все однозначно и применительно к мужчинам. Но многие мужчины и до бизнеса были ин-теллектуально небогаты, эмоционально уплощены и скупы, отличались примитивным  набором жизненных ценностей и ориентиров, духовным  невежеством, отсутствием эстетической утонченности и изящности, весьма относительной человеческой добродетельностью. Поэтому нега-тивные метаморфозы, произошедшие с ними в результате занятия бизнесом, вызвали в них не столько качественные изменения личности, сколько всего лишь количественные.               
Другое дело – женщины. У них часто имеется врожденная эмоциональная гибкость, утонченность и изящность, нежность и доброта, дипломатичность, интуиция и проницательность, и еще многие другие качества классической женственности.

В силу обстоятельств мне приходилось наблюдать большую группу женщин – менеджеров, т.е. людей, которые занимаются умственным трудом, сидят в тепле, имеют нормированный рабочий день. Их жизнь вне опасности. Казалось бы, хорошая работа, дай Бог каждому. И, тем не менее, даже за 2-3 года с женщинами на моих глазах происходили столь существенные изменения, что, глядя на них, душа моя наполнялась грустью и болью.
Негативные метаморфозы происходили с ними помимо их воли и желания, постепенно и вроде бы незаметно для них самих. А потому и без должного противодействия с их стороны разрушению их души и ума, деформации и деградации всей их лучшей человеческой и женской сущности.

Работа со многими мужчинами рано или поздно буквально заставляла их постепенно все больше и больше испытывать чувство зависти к мужчинам, сочетающееся с жаждой конкуренции. И если первоначально стремление конкурировать с мужчинами затрагивало лишь сферу бизнеса, то в последующем оно исподволь  проникало и в обыденную жизнь. Естественная потребность в чувстве собственной значимости начинала переходить в выраженную самоуверенность и самовлюбленность. Ряд врожденных способностей иногда давал некоторые преимущества перед коллегами-мужчинами. Это невольно порождало высокомерно-снисходительное, а потом и пренебрежительное отношение к так называемому сильному полу. 
Особенно, если женщины начинали зарабатывать гораздо больше своих мужей и друзей-мужчин, то уважение к мужскому полу начинало таять, как снежинка на ладони.

Большое умственное и психологическое напряжение на работе настолько выматывает большинство женщин, что потом, к вечеру, у них буквально не остается никаких физических сил для домашних дел.

Нередко сложность и своеобразие современного отечественного бизнеса заставляет многих обдумывать проблемность отдельных производственных ситуаций еще и дома, тем самым автоматически отодвигая насущные семейные дела на второй, и даже третий план. А так как домашние дела не оказывают прямого положительного влияния на успешность ведения бизнеса, их потенциальная ценность в представлении женщины  постепенно (а потому  и  вроде  как  незаметно)  уменьшается  до самых символических размеров. Все это, безусловно,  не способствует укреплению психологического климата в семье. Отношения с мужем и детьми становятся все отчужденнее и формальнее. Интересы, увлечения, заботы и проблемы каждого члена семьи начинают все меньше волновать женщину вплоть до почти полного безразличия к ним или поверхностно-лицемерного отношения к ним.   
            
Незаметно появляется и пренебрежительное отношение к повседневным мелочам семьи, а потом и не только к мелочам. Женщина становится все более рациональной и эгоистичной. Каждый свой шаг, слово или движение она начинает предварительно взвешивать с точки зрения практической личной выгоды и пользы. Это только поначалу она как бы прикрывает свои неправильные поступки в семье тем, что "она же работает не только для себя, но для всей семьи". Да и достаточно быстро происходит подмена понятия "пользы" на "выгоду". Человеческая фантазия находит множество самых различных оправданий для окружающих и, особенно для самой себя в процессе этого опасного и коварного психологического и духовного перерождения. Это как доброкачественная опухоль (не совсем приятно, но вроде бы и не опасно) перерождается в злокачественную, несущую смерть своему хозяину.

Большинство из нас не знает и не понимает, что в каждом и так от рождения скрыто до поры до времени множество темных сил. И пока мы предельно серьезно заботимся о положительном развитии своей души, ее темная сторона  не проявляет большой активности и влияния на нашу жизнь. А как только мы об этом перестаем постоянно и основательно за-ботиться, темная сторона нашей натуры максимально активизируется.

Одна из особенностей человеческого бытия состоит в том, что все плохое способно развиваться совершенно самостоятельно, без нашего специального участия в этом. Это может происходить и помимо нашей воли и желания. А вот все хорошее может развиваться в нас только в том случае, если мы сознательно и целенаправленно работаем над увеличением и усилением нашей добродетельности. И не для внешнего вида или одобрения окружающих, а для самих себя, для собственного удовлетворения собой и своей жизнью.

Когда же мы не только не тормозим темные силы в себе, а косвенно способствуем их более частому и более выраженному проявлению (из сиюминутных соображений материальной выгоды тормозим в себе часто и сильно классические добродетели – доброту и любовь, чуткость и отзывчивость, сострадание и сопереживание и т.д.), то они с двойной энергией обрушивают на нас свое разрушительное и тлетворное воздействие, подобно ржавчине и плесени, превращая стройное, крепкое и красивое в нашей личности  в бесформенное, рыхлое и трухлявое.

Так что в нашей стране в настоящее время бизнес и женственность являются взаимоисключающими явлениями.               
Среди клиенток брачных агентств женщин-бизнесменов  в 2007 году стало в 8 раза больше, чем в 1997. Среди нашедших спутника жизни благодаря агентствам бизнесменок в 4 раза меньше, чем женщин с невысоким материальным уровнем. Уровень разводов в семьях, где жен-щина успешно занимается бизнесом, в 4,5 раза выше, чем в обычных семьях. Психические заболевания в 8 раз чаще возникают у бизнесменок, чем у тех, кто остается в стороне от финансового конвейера.

            Есть повод задуматься: а "стоит ли овчинка выделки"? Если у многих бизнесменок в лучшем случае идет бесконечная череда мужчин, которые (наиболее приличные) предпочитают рядом с таким типом женщины надолго не задерживаться даже в роли любовника, не говоря уже о муже. Вот и приходят за помощью к психологу (те, кто еще не стал полной сволочью и банальной стервой, т.к. остальные идут к колдунам и прочим подобным специалистам) обладательницы десятков и сотен тысяч долларов после того, как их бросили три мужа и пять - десять любовников...