Две столицы - две сестрицы
(экспресс-эссе)
С самого зарождения русского синематографа обе российские
столицы и на экране продолжили соперничество, начатое еще нашей
литературой и неоконченное и по сей день - соперничество за право
быть воспетой художником.
И надо заметить, что десятая муза оказалась к Москве более
благосклонной. Это объясняется разными причинами, но главная в том,
что в 1918 году Москва вновь стала столицей, идеологический свет её
кремлёвских звёзд должен был доходить повсюду. И поэтому в последующие
годы чуть ли не в каждом третьем фильме так или иначе возникает Москва.
Кстати, внимательный кинозритель, наверное, давно обратил
внимание на одну удивительную закономерность советских фильмов: события
в них, как правило, развивались в Москве-Ленинграде, или в столицах
союзных республик. Если и возникал на экране какой-нибудь периферийный
город, то чаще всего он носил не конкретное имя - Ярославль, Смоленск,
Астрахань - но имел некое среднестатистическое название - вроде Зареченска
или Дальнегорска. А если вы видели Сочи, Ялту или, допустим, Юрмалу - то
сюжет был явно криминальным. В этих странностях, как видим, также
обнаруживается "рука Москвы" - "есть Москва, третий Рим, а четвёртому
не бывать".
Но Москва притягивала к себе объектив кинокамеры не только
в силу идеологических причин. "Нет, у нее есть своя душа, свой язык..." -
сказал Лермонтов. Одна из первых русских кинолент - "Драма в Москве",
снята режиссером Василием Гончаровым в 1909 году, и это название,
похоже, предопределило кинематографический облик Москвы на долгие
годы вперед.
Вот еще подборка названий:
- "Тайна дома N 5" - реж. Кай Ганзен (1912 г),
- "Дитя большого города" - реж. Евгений Бауэр,
- "В омуте Москвы" - реж. Николай Ларин (оба фильма 1914 г.),
- "Жертва Тверского бульвара" - реж. Алексей Гарин (1915 г),
- "Покушение на губернатора" (1916 г, режиссер неизвестен).
Но на фоне дореволюционной Москвы снимались не только высокие
драмы, но и низкие комедии. Например, по московским улицам в 1916 году
гонялся герой комических лент - Лысый. Режиссер Рейнольс снял о нем
фильмы: "Лысый влюблен в танцовщицу", "Лысый приглашен на ужин", "Лысый -
кинооператор".
В этих дореволюционных лентах Москва является еще только фоном,
но никак не "императивом". Последнее, как уже было сказано, произошло
в советские времена. И первый же из этой серии фильм, надо сказать, делал
заявку на новое предназначение Москвы. Этот фильм Льва Кулешова, думаю,
хорошо известен зрителю -"Необычайные приключения мистера Веста в стране
большевиков". Панорама Москвы разворачивается в фильме разнообразнейше и
эскпрессивно - от вокзала до подворотен, от воровских притонов и до драки
на крыше на фоне сияющих куполов храма Христа Спасителя...
Но по-настоящему, на мой взгляд, столичный кинооблик приобретает
Москва в последнее время - будь то документальное кино или игровое. Верные
Москве кинематографисты, кажется, заворожены динамикой перемен древнего града.
Но открыл эту новую кинофактуру Москвы, как ни странно, роман М.Булгакова
"Мастер и Маргарита". И здесь остаётся только жалеть, что фильм Ю.Кары,
снятый по этому роману, так и не пришел к зрителю. (Попутно отметим, что
пролёт героини Любови Орловой в фильме "Светлый путь" в машине над Москвой,
на наш взгляд берёт начало в тексте Булгакова - это полёт Маргариты, но
"чудесным образом" трансформированный методом "соцреализма". Известно, что
Булгаков читал режиссёру фильма Григорию Александрову и Любови Орловой
фрагменты своего романа. Григорий Александров умел слушать гениев).
В заключение добавлю, что Госфильмофонд России, подбирая
для юбилейных торжеств программу фильмов о Москве, остановился только
на 185 названиях. В список вошли лишь заметные фильмы - с дореволюционных
времён и по нынешние. И это только отечественные кинокартины. Мировая
кинематография, как известно, все чаще устанавливает свои кинокамеры
на улицах Москвы.
Фрагмент был опубликован в газете "ВЕК" (1995 г.)