День летнего солнцестояния

Анна Боднарук
               

     Это случилось ещё в те времена, когда цветы не росли на клумбах или садовых грядках, а бегали, куда им заблагорассудится. Были они статью похожи на девочек и мальчиков, только головки цветочные. По сравнению с нынешними цветами, те гораздо больше, по красоте ярче и ароматнее. Цветочные детки резвились, кому где глянется: кто на поляне, кто на лугу, кто у речки, а кто у ручья певучего. Никому никаких запретов не было.
     А надо Вам сказать, что в те давние времена, цветы не стояли на одном месте. У них ножки, ручки были. Только вместо головки – цветок. Теперь измельчали цветы. А всё потому, что провинились перед Богом. Вот Он им повелел стоять там, где велено. Вроде, как в угол поставил. Но я об этом в другой раз расскажу.
     В то далёкое время по земле Ангелы ходили, равно, как и лукавые чертяки строили украдкой людям козни всякие. Людям чертячьи проказы не в радость были, потому-то они всячески изгоняли их из своих жилищ. Ангелы и подавно терпеть их не могли. Вот и вышло им, чертячьей породе, по ярам да по тёмным лесам прятаться. Но, зато там они себя хозяевами считали. Люди боялись далеко в лес заходить. А ежели ходили, то явно не в одиночку. Да и то сказать: человек – это тебе не зверь лесной. Как-никак умнее, не то, что цветочные детишки. К слову сказать: ни черти, ни люди, ни тем более Ангелы, цветы не обижали. Наоборот, все рады были их приходу.
     Однажды, жарким летним днём, Боженька повелел устроить на Земле праздник. Это был самый Большой день в году, а ночь маленькая, на воробьиный скок. Позволено  было всем праздновать, даже нечисти всякой давалось послабление. Вот, на большой лесной поляне плясали и дурачились черти. На цветущем лугу водили хороводы ангелы. Но было и ещё одно место, откуда доносились песни и весёлый смех. А получилось вот как.
     В чертячьем семействе родился сынок. Все ребята-чертенята, как смоль, чёрные, рогатые да хвостатые. А этот – не разбери-пойми какой. Рыжий! Худющий, рожки махонькие. Зато хвостик торчком, с рыжей кисточкой на конце. Пока чертёнок был маленький, мама не позволяла старшим сынам обижать братика. Но, когда в семье появился ребёнок, младше рыженького, маме было не усмотреть за сынами-шалунами. Тут-то чертенята и нашли себе забаву – дразнить рыженького. Так задразнили, что тот убежал, не разбирая дороги. Куда глаза глядят. Маме чертенята не признались, а малыш со страху прятался в густом лесу.
     Подошёл день летнего солнцестояния. На Небе затрубили Ангелы в серебряные трубы. По всей Земле весть о празднике разнеслась. Возрадовались Ангелы, которые ходили по земле, загудели в рожки. Побежали к ним, на лужок, человеческие дети, а следом цветочные мальчики и девочки.
     Великий Боженька, создавший Небо и Землю и всё, что живёт и дышит, смотрел на мир с заоблачной высоты, слушал песни и радовался. Вдруг, до его чуткого слуха долетел чей-то жалобный плач. Тоненький такой, словно комар пищит.
     «Как же так, - подумал Создатель. – Я повелел всем веселиться на Празднике Лета, а выходит кому-то не до веселья…»
     Милосердному Боженьке очень хотелось узнать: кто же тот бедолага, который  даже в праздник слёзы льёт? По тучам, как по ступенькам, спустился Он вниз. Видит, сидит под кустиком маленький рыжий чертёнок.  Известное дело, черти боялись Бога. Как боятся шкодливые мальчишки грозного, но справедливого отца. Но рыжий чертёнок ещё никого не обманул, ничего не своровал, не разбил, не соврал и вообще ничего никому худого не сделал. Маленькую букашку не обидел. Даже сломать ничего не успел. Наоборот, его обидели. Он по себе знал, как больно и обидно, когда обижают маленьких, и всегда помнил это. Зато он научился распознавать, в чьём сердце зреет добро, а в чьём зло и подвох копится. Вот почему, сразу, как только увидел Господа Бога нашего, побежал ему навстречу. Всё, как есть, ему рассказал и ещё горше заплакал.
     - Братья меня обижают только лишь за то, что я не чёрный, как они. Но, я и не белый. По этой причине Ангелы меня тоже не пустят на свой праздник. Мне некуда идти. И зачем я только таким уродился?..
     Потеребил бороду Боженька, раздумывая: «Вот, незадача! Рыжий чертёнок! Ни то ни сё получилось… Но, раз таким родился, куда ж его теперь денешь? Выходит и ему место на Земле подыскать надо…»
     Говорит Бог чертёнку:
     - Закрой, малыш, глаза и, что есть силы, на месте волчком закружись. Остановишься, перекувыркнись через голову и беги, пока не споткнёшься. Где упадёшь, там и место твоё.
     Чертёнок ещё и головой не успел кивнуть в знак согласия, а Создателя уже нет, как и не бывало.
     Делать нечего. Зажмурил чертёнок глаза и завертелся на мете, да так быстро, будто вихрем былинку кружит. Пока крутился, начисто забыл с какой стороны сюда пришёл. А ему и горя нет. Перекувыркнулся через голову, встал на ноги и побежал, что было силы. Бежал-бежал, от усталости запнулся за корягу и с размаху ткнулся носом в землю. Больно ему, аж искры брызнули из глаз. Хотел, было, заплакать, но вспомнил, что жалеть его некому. А раз так, то и слёзы не за чем лить.
     Только, пока он так раздумывал, в том месте, где он носом ткнулся, забил родничок из земли. Водичка чистенькая. То ли журчит, то ли песенку поёт. Любопытно стало чертёнку. Подошёл к родничку, наклонился и стал лапкой рыльце своё умывать. А поскольку чертёнка, отродясь, даже мама в корыте не мыла, а ему до сего дня и в голову не приходило умываться, то грязи на нём было столько, что вода в разные цвета окрасилась. Чертёнку в жаркий летний день так понравилось в холодной воде плескаться, что он и про разбитый нос забыл. Моет лапки, моет шейку, грудку. А родничок уже в маленькое озерцо превратился. Чертёнок плюх в него с головой.
     Вымылся. Шерстку на солнышке обсушил. Так ему легко и весело стало, что он даже запрыгал от удовольствия.
     Видит, лягушка на щеках пузыри раздувает и свою лягушачью песню поёт.
     - Лягушка! Лягушка! Я тоже хочу так петь!
     - Вот, удивил! Сроду не слыхала, чтоб черти песни распевали…
     Потом почесала лапкой брюшко, подумала и посоветовала:
     - Сломай самую большую камышину. Из неё сделай себе дудочку.
     Сказала так и довольная собой плюх в воду и на всякий случай спряталась от чертячьих глаз. Не будем её винить. Она слыхала от старых жаб, что люди обижают лягушек, а от чертей и подавно ничего хорошего ждать не приходится. Потому-то и нырнула в воду поглубже.
     А рыжий чертёнок и не думал её искать. Сделал из камыша дудочку, влез на старый пень и ну играть, да копытцами притопывать. Весело так играл, что даже бабочки начали вокруг него хороводы водить. За бабочками прибежали цветочные детишки. А за ними потянулась человеческая ребятня. Даже звери прибежали на праздник. В этом, некогда тихом уголке, стало шумно, а цветов и бабочек столько, что глазам радостно.
     Чертёнок, на то он и чертёнок, чтоб ещё веселее было, гримасничает, рожицы корчит, в кругу козликом скачет. Порой такое вытворял, что за такие проделки строгие отцы, точно бы своим детишкам всыпали бы ремешков по мягкому месту. Известное дело: где веселье и смешки рождаются грешки. А на грех у чертей особый нюх имеется. Откуда ни возьмись, из лесной чащи появились чертенята. Рыжего  чертёнка старшие братья. Узнали о том, что младшему брату Богом место на земной тверди выделено, позавидовали ему. И чтоб хоть как-то досадить ему, стали сманивать на свой, чертячий праздник, бабочек, птиц, зверей, цветочных ребят и детей человеческих.
     Рыжий чертёнок заметил, что празднующих гостей у его родничка поубавилось. Смекнул, что к чему, и придумал вот какую хитрость. Обмакнув в воду свой хвостик, кисточкой, будто бы шутя, брызгал на всех. В жаркий день брызги только раззадорили ребятню. Они и сами начали брызгать друг на друга. Досталось и бабочкам, птицам и зверям. А уж цветы и ребятишки бесились, сколько хотели.
      Наконец, человеческие детишки вспомнили о том, что им давно пора домой идти. А иные вспомнили, что им родители вообще наказывали далеко от дома не отходить. Кому ж охота быть наказанным? Вот, они и договорились: о том, куда они ходили, ни слова никому не говорить. С тем и разбежались по домам.
     Этак, недельки через две, люди стали примечать, что в их краю появились необычные бабочки. Не все, конечно, а у некоторых из них на крылышках появились разноцветные пятнышки, полосочки. Многие посчитали, что узоры на крылышках только привнесли красоту и различие между ними. Потом заметили, что и птицы стали пёстрыми. А уж собаки, кошки, козы и даже свиньи вовсе преобразились. Что до цветов, то чем больше пестроты  на их лепестках, тем краше цветок.
     Уже давно кончился праздник лета, а чертёнок всё брызгал водой на прохожих и пробегающий детей и зверюшек.  Будто бы так, нечаянно брызгал кисточкой хвоста. Никто и не усмотрел в этом подвоха. А тайный умысел, конечно же был…
     Вот, одно лето прошло, другое. Подрос чертёнок. В человеческую одежду рядиться стал. По городам и сёлам расхаживает. Большого зла людям не делал. От того чертячье рыльце сгладилось. Его даже красивым девушки считали, засматривались на него.  Всё – ничего, да вот только рыжие волосы куда спрячешь? Конечно же посмеивались над ним, но и привечали по простоте душевной. Потом дивиться стали. То у одной, то у другой молодухи дитя рыжее родится. А куда ж его денешь? Растёт. «Был грех с приезжим молодцем. На век осчастливил…» - перешёптывались соседки.
     Повырастали рыжие ребятишки. Переженились. И у них рыжеголовые родились. Теперь их по миру считать – не пересчитать.
     Но есть и другого рода ребятишки, вроде обычные, на папу с мамой похожие, только конопатенькие. Это их  далёкие предки, когда маленькими были,  к рыжему чертёнку на праздник бегали. Чертёнок окропил их водой, смешанной с кровью своей, когда нос об землю разбил и умывался. Ещё и грязь с чертячьего тела прибавилась. Вот эта самая грязь чертячья в кожу ребячью въелась, никаким мылом не отмоешь. У иных мальчишек только на носу конопушки, а у некоторых девчонок на руках и даже на спине тёмные крапинки. Модницы припудривают носик, а иные даже гордятся такими украшениями своего тела.
     Вот только рыжих почему-то недолюбливают в компании ребятишек. Вопрос даже не в цвете волос. Говорят, что у них несносный характер…
     А что ж вы хотите? У чёртячьих потомков и характер чертячий!

                13 августа 2007 года.