Заснеженная Россия ч. 10

Владимир Зикеев
                Заснеженная Россия
 (  Путевые открытки. Одесса – Урал. С небольшими остановками )

Часть 10

Трезубец Таганная

   
Люди гордятся своим городом, мастерами, историей, сравнивают уникальную природу этих мест  со знаменитыми альпийскими ландшафтами, называя их "Русской Швейцарией" и "Уральским Тиролем". Слышали от кого-то или по телевизору те далёкие места видели, не знаю. Да только я всё время думал - почему же жизнь тут совсем не такая, как там, обречённая что ли? Гордость за прошлое есть, а веры в благополучное будущее нет. А она, ох, как нужна нынче. И не надо искать, кто виноват, а нужно, наконец, решить, что же делать. И делать.

   Решил я и сам посмотреть на местную Швейцарию. Сейчас это национальный парк Таганай. Сверкающий снежной белизной в изумрудной зелени лесов трезубец Таганая — такая же неотъемлемая часть златоустовского пейзажа, как конус Везувия для Неаполя. Эта могучая гора для златоустовцев словно божество. Они нет-нет да обязательно обмолвятся о нём в разговоре. Это как слово-оберег - произнёс и, считай, день удался.
 
   Издалека красиво. Несколько километров на лыжах и я со спутниками в центре этой заманчивой страны. Вблизи же вообще всё превратилось в сказку. Высокие пихты и сосны, опустив лапы, стоят завороженно в снегу. И какая тишина…Она кажется врождённой тут, неотделимой от этих неподвижных, наверняка заколдованных белых великанов. Кем были они до того, как здесь закружило и с ума сходило белое безумие?
   
   С нашей площадки хорошо виден  Откликной Гребень — вторая вершина в системе Большого Таганая. Своё название эта гора получила за гребнеобраз-ные очертания и громкое, многократное эхо, которое возникает из-за отражения звука от почти вертикальной скалистой стены. Мне не повезло - сколько ни кричал, гора, покрытая почти метровым одеялом снега, в полемику со мной вступать не стала. Ну и ладно, зато лёгкие прочистил, правда, охрип слегка. Летом здесь, конечно, можно увидеть гораздо больше всего интересного. Очень хотелось бы посмотреть на каменные реки - вытянутые скопления каменных глыб и щебня, переместившихся со склонов гор в межгорные долины. Самая крупная из них — Большая Каменная Река. Протяжённость её около 6 км, ширина до 250м, а глубина достигает 700 метров. Такая себе речушка с камушками по 9-10 тонн весом. Удивительно, рассказывают мои спутники, но иногда можно услышать приглушённое журчание этих рек. Секрет прост - под «руслом» древних каменных потоков часто скрываются многочисленные горные родники. Но всё это лежит сейчас под снегом. На обратном пути вспомнилась песня Олега Митяева про Таганай. Раньше это название казалось таким романтичным и далёким, я вообще не задумывался, где это находится. Горы, лес, сосны, костёр, гитара- это просто мечта. Мечта сбылась неожиданно.
 
   Пару дней мы провели в  небольшом живописном городке Куса, что в двадцати километрах от Златоуста.  Места тут заповедные и красивейшие. Уже при подъезде к Кусе нельзя оторвать взгляд от пейзажа Уральских гор и уютно расположенного городка. Здесь тоже часто вспоминают далёкую Швейцарию. И не только из-за природы. Когда-то местный завод изготовлял рубиновые камни, которые отправляли, в том числе и в эту самую Швейцарию, чтобы с их помощью показывать точное капиталистическое время. Славилась Куса и художественным чугунным литьём и созданием картин из уральских самоцветов. Сегодня это уже почти история. Но зато, говорят кусинцы, теперь у них самый чистый и целебный воздух. За это можно и выпить. На свежем воздухе и под сочный шашлычок. Кстати, украинскую водку нам сюда можно было и не везти - зайдя за хлебом в местный магазинчик, увидел её на прилавках аж четырёх сортов. Плюс три сорта пива.
         
   В настоящее время недалеко от Кусы ведется строительство горнолыжного туристического центра «Евразия» , который  располагается у подножья горы Копанец  на берегу реки Ай. В комплекс входят  несколько горнолыжных спусков, предусмотрено строительство аквапарков, трасс для велосипедов, квадроциклов и конных прогулок. Будет построена базы отдыха «Глухой остров» для сплавляющихся на плотах на реке Ай в районе села Петропавловка. Думается, что скоро эти места станут Меккой для туристов. И кому нужна будет та Швейцария!

   По возвращении в Златоуст нас встретили. Едем мимо замёрзшего городского пруда. Спрашиваю, как пруд-то называется. Оказывается просто - Пруд. А вон тот район за прудом? Ещё проще - Запруд. И народ тут простой, хотя иногда, видимо, и суровый. Нельзя не отметить, что во всё время путешествия мы везде чувствовали себя комфортно в общении с людьми. Образно это можно было бы разделить на три уровня: свои среди своих, мы туристы из Украины ( « ну, у вас и цирк!») и мы из Одессы («хочу в Одессу», « а что, Одесса не в России?» или « а где это?»). Покупая в ларьке воду, услышал полемику возле будки по приёму бутылок. Приёмщика и сдающего стеклотару очень беспокоило состояние газотранспортной системы Украины и прозападная  ориентация руководства страны. Будь их власть - они бы хоть сейчас отослали ноту с требованием сменить ориентацию, но несколько бутылок с ущербными горлышками не позволили сдающему окончательно согласовать все требования и поэтому послали не ноту, а его самого.

   Поразительно, но очень многих людей здесь не только интересует затянувшийся сериал с украинскими политиками в главных ролях, но и связывают с нашей страной крепкие узы. Кто-то переехал сюда по комсомольской путёвке, у кого-то родные уехали в Украину, а кто-то служил в Севастополе или Полтаве. Мы тоже оказались в Одессе на излёте советской эпохи. Служба, знаете ли. В Украине есть, конечно, националистические силы, но основное отношение к России положительное - от нейтрального до доброжелательного и родственного. Здесь, в России, не было ничего, что бы могло нас огорчить, как приехавших из Украины. Что не могло, конечно, не порадовать.