Юркины уроки

Алекс Ершов
В пятом классе у Юрки наконец-то начались настоящие уроки труда. Раньше всё какие-то фигурки из бумаги заставляли вырезать да лобзиком из фанерки выпиливать. А на этот раз пришёл серьёзный учитель, Владимир Анатольевич, с электротехнического завода, что шефствовал над Юркиной школой, и сказал: «Теперь вы будете учиться, как штепсельные вилки собирать!»
В мастерской стояло несколько ящиков с деталями. Каждому ученику раздали набор комплектующих и вручили новенькие отвёртки. Учитель встал и начал показывать, как нужно собирать:
– Сначала надеваем на винт простую шайбу, потом шайбу-гровер, потом заворачиваем этот винт в отверстие штифта. А потом берём отвёртку и завинчиваем до упора.
Юрка ловко повторял мудрёные операции.
– Теперь собираем второй штифт! Сделали? А теперь берём крышку и вставляем в неё винт на шестнадцать, с другой стороны надеваем картонную шайбу. Есть? Теперь берём и вставляем оба штифта в основание вилки. Смотрите, чтобы правильной стороной вставлять!
Через некоторое время пятиклассники сообразили, куда и как надо вставлять эти самые штифты.
– А теперь надеваем крышку на основание и берём гайку на три. Закручиваем винт.
Ура, первая вилка собрана!
– Всем всё понятно? – спросил Владимир Анатольевич.
Ученики дружно ответили, что понятно.
– Тогда вперёд и с песней. На сегодня норма – двадцать вилок. Каждому!
И так продолжалось два или три урока. Поначалу немного болели пальцы, когда приходилось закручивать винты, но потом стало привычно.
А однажды перед большой переменой пришёл завуч и сказал, что нужно разгрузить из машины какие-то ящики. Собрали мальчишек из класса и они всю перемену таскали большие картонные ящики из машины в мастерскую.
В тот же день на уроке труда пятиклассники распаковывали эти ящики и вынимали оттуда небольшие коробочки. Владимир Анатольевич раскрыл одну и достал какой-то непонятный предмет.
– Вот, смотрите, это – выключатель.
Выключатель был немножко необычный – для приведения его в действие служил длинный шнурок с пластмассовой ручкой на конце. «Как на унитазе», – подумал Юрка.
– Ваша задача, – продолжал учитель, – разобрать его на детали. Потом всю комплектацию нужно разложить по отдельным коробкам. Давайте начнём.
Ученики, вооружившись отвёртками и пассатижами, принялись демонтировать свои выключатели, а Владимир Анатольевич пояснял, как правильно отсоединять пружину, чтобы она не улетела в сторону, и в какой последовательности развинчивать крепление. После нескольких попыток пятиклассники вполне освоили новую работу. Это было куда сложней и интересней, чем сборка штепсельных вилок!
Через неделю было то же самое. Снова распаковали несколько ящиков с новенькими выключателями и снова разбирали их, раскладывая детали по отдельным коробкам.
Как-то после урока Владимир Анатольевич спросил:
– Слушай, это твой батя у нас в сборочном работает?
– Ага, мой, – гордо ответил Юрка.
– Знаю его, хороший мужик, – улыбнулся Владимир Анатольевич.
Тогда Юрка решил спросить:
– А скажите, для чего мы эти выключатели разбираем? Их же кто-то раньше собирает?
Владимир Анатольевич ответил:
– Ну да, собирают. У нас тут на заводе организовали специальный участок для инвалидов, из общества слепых. Вот они сидят и собирают эти выключатели.
Заметив Юркино удивление, продолжил:
– Понимаешь… Эти выключатели никому не нужны. Спроса на них нет, люди привыкли к обыкновенным, и наши, со шнурками, не покупают. Вот и приходится после отгрузки их снова разбирать, а детали – обратно, на тот же участок. И слепые их снова собирают.
– Как же так? – Юрка смотрел округлившимися глазами.
– А что тут такого? Надо же их чем-то загружать. Пусть думают, что пользу обществу приносят! – и Владимир Анатольевич дружески потрепал Юрку за плечо.
С поникшей головой побрёл Юрка из школы. По дороге сослепу натолкнулся на встречного прохожего.