Ученый секретарь

Александр Иванович Алтунин
В период написания кандидатской диссертации я работал в НИИ психиатрии. За три года мне пришлось быть свидетелем целого ряда историй, весьма поучительных для людей, живущих по принципу: "в жизни правильно то, что хорошо для меня".

Ученым секретарем в институте работала женщина пенсионного возраста, воспитанная в старых аскетических и административных принципах. Поэтому в силу своего положения и возраста она относилась к большинству окружающих с высокомерно-снисходительным моментом, временами доходящим до откровенно пренебрежительного.

Был случай, когда один из самых умных и способных младших научных сотрудников по каким-то деловым вопросам вынужден был нанести ей визит. Специфика данной встречи заключалась в том, что перед этим, летом на даче, он отрастил себе шикарную бороду, добавляющую ему выразительности и обаяния, солидности и привлекательности. И поэтому он предстал пред ней в совершенно ином, новом виде.

Но изменение его имиджа не нашло у нее одобрения. Она откровенно сказала ему, что подобные преобразования сознательно производят над собой только больные шизофренией. Это было почти равносильно тому, как обозвать человека шизофреником. Подобная реплика, отпущенная в адрес врача-психиатра, занимающегося лечением больных шизофренией и поэтому хорошо знающему скрытую внутреннюю подоплеку этой болезни, приобретала вдвойне неприличный  характер. А если к этому добавить, что реплика звучала из уст одного из руководителей НИИ в адрес молодого научного сотрудника, отец которого также работал в этом же институте и был уже доктором медицинских наук, то степень непри-личности подобной ситуации приобретет уже предельно драматичный характер.

Этот молодой мужчина был весьма неглупым и сообразительным, с тонким и изощренным чувством юмора, способным проявляться в диапазоне от нежного светского юмора до острой язвительной саркастичности. Но тут он понял, что он не может выступать полноправным партнером в дискуссии. Поэтому счел для себя за благо решить свой вопрос и быстро удалиться, чтобы не создавать для себя двусмысленной или конфликтной ситуации. Потом он мне рассказал о произошедшем инциденте.

Я редко общался с данным должностным лицом, поэтому представления о ней, тем более детального, не имел. Но пришла и моя очередь ощутить на себе ее специфический характер. По каким-то вопросам я пришел к ученому секретарю. В ответ на мое доброжелательное и почтительное отношение я получил серию грубых и оскорбительных, бестактных и резких выпадов в свой адрес. Причем сразу в двух направлениях - личностном и человеческом. Такого рода выпады встречались в моей жизни крайне редко хотя бы в силу того, что большинство "доброжелателей", желающих сверкнуть своим остроумием, как правило, ограничивались лишь одной стороной моей сущности: или личностной (свойства ума), или человеческой (свойства характера). И только изощренные психологические авантюристы и интриганы прибегали к попыткам задеть одновременно мое и человеческое и личностное достоинство.

От ученого секретаря я ушел в сильном недоумении, растерянности и обиде. Ничто в моем поведении ни до того, ни во время нашей непосредственной беседы не могло служить основанием для такого отношения ко мне. И поэтому я долго ломал себе голову о причинах проишедшего. Обида, охватившая меня, была настолько сильной и глубокой, что остаток рабочего дня я, можно сказать, был почти полностью нетрудоспособным. Зацикленность на данной ситуации со временем стала удручать меня самого. И тогда я стал  искать пути освобождения от этой навязчивости. Перебрав несколько вариантов, я, наконец, остановился на наиболее оптимальном. Я решил не думать об этой ситуации вообще, как и о путях восстановления справедливости, компенсации оскорбленного своего достоинства. Я подумал, что пусть сам Господь будет ей судья. И пусть он сам решает вопрос о возможном наказании. Степень моего реального воцерковления на тот момент была самой минимальной, но такое решение позволило вновь обрести душевное равновесие и покой, перестать страдать и мучаться, переживать и бесконечно размышлять об одном и том же.

Спустя две недели я узнал, что с моим обидчиком произошел несчастный случай - ее насмерть сбила машина…