На пути в стройотряд

Владимир Шелехов
               

       В бытность свою студентом подрабатывал. Получалось неплохо, если иметь ввиду сторублёвую зарплату молодого инженера. Но и пренебрегать случайными подработками было непозволительно. В летний период мне предложили помочь стройотрядовцам --- они не успевали обустроить территорию рядом со сдаваемыми домами одного из пригородных посёлков. Представилась возможность за два воскресных дня получить треть инженерной зарплаты.   
       В пятницу выехать удобной электричкой не удалось. Сообщили о просьбах привести то одно то другое, и я , забегавшись, уехал по сути в ночь. Конечно, записку с описанием маршрута я перечитал ни раз. Но что толку, если небо  хмурилось, а на загородной платформе электрички горело таки половину фонарей. Попутчиков не оказалось. Осмотревшись, я направился к широкой натоптанной тропинке, которая уже метрах в пятидесяти от платформы скрывалась в густом березняке. Тучи задрапировали  небо не вдруг, но исподволь, по мере того как солнце гасило последние проблески заката, а я всё дальше уходил от опушки. Наконец ни луны, ни звёзд, ни даже электрических фонарей на покинутой платформе --- вообще, ничегошеньки не стало видно. В кромешной темноте чувствовался лишь лёгкий попутный ветерок и слышно было как шелестят  листья берёз. Потребовалось некоторое время,  чтобы освоиться. Не берусь утверждать, было ли  это некое шестое чувство, но сперва с очень большим напряжением, а минуты спустя --- уже просто с осторожностью, я начал переставлять ноги и двинулся дальше. Конечно, приходилось охлопывать подошвой место каждой предстоящей её опоры, но это даже отвлекало от естественных,  вероятно,  для таких обстоятельств,  тревожных мыслей.
      Многие на собственном опыте испытали как искажается чувство времени, окажись вы в темноте. Но я успел уже притомиться, когда почувствовал какие то изменения в обстановке, которые были ощутимо связаны с осторожным перемещением вперёд. Случалось раньше бывать в зимнем ночном лесу, когда неосторожный шаг по краю  тропинки для пробежек,  и вот уже «дорога ушла из под ног», а ты теряешь равновесие и лязгаешь зубами. Случалось в кромешной темноте шагать по избитому шляху, когда оступившись, ждёшь или рытвины или кювета. Но здесь чувствовался явно иной источник напряжённости. Каждый шаг вперёд рождал ощущение погружения в некую абсолютную темень, «кажимость» давлела над всеми чувствами неотвратимо надвигающейся стеной тьмы. Напряжение росло, и, наконец, я споткнулся. Но, споткнувшись и падая, я всё же не упал. Скорее облокотился на реальный и очень крутой земляной отвал, Рефлекторно выброшенные вперёд руки упёрлись в шершавый откос, а отдышавшись после такого события и пошарив вокруг, я обнаружил и присутствие растительности. Чувствовалось, что опираюсь я на искусственное сооружение, но это ничуть не расширяло поля зрения. Его --- этого поля, по прежнему  не было. Кому приходилось в т.н. «препараторской»  осуществлять зарядку  фото-  или кинокассет, тот из спектра пережитых ощущений найдёт какие то аналоги сложившейся ситуации. Но мне предстояло выбрать путь, и не помышляя даже о былинных сказаниях, я двинулся вперёд, т.е. полез вверх по отвалу. Мне нужна была ясность по поводу своего местоположения, а идти ли на право или на лево заведомо и буквально «не светило». Как долго продолжался подъём сказать невозможно. Но уже взмокшую под штурмовкой спину стал холодить по-прежнему попутный ветерок, уже я плюнул на колючки, которые старался было вытаскивать из ладоней, когда над головой забрезжило какое то подобие света --- обозначилась линия кромки отвала. Подниматься стало легче, поскольку руками я нащупал  стёжку, которая несколько увела по склону в сторону, но позволила скорее приободриться, чем перевести дух. И вот уже локти, колени и  сам я весь со своим тощим рюкзачком перевалил через
гребень. Поднялся. Перевёл дух и осмотрелся. Всё такой же ровный ветерок наносил ароматы леса, которого и сейчас было совершенно не видно, но зато метрах в пятидесяти впереди стоял одинокий деревянный столб с единственным в обозримом соседстве фонарём. Терпкий запах навоза  ни то уже от меня, ни то из под ног, неестественно глубокие и темнеющие под столбом следы от автомашин подсказывали, что я вылез где то рядом с фермой. Но какая это ферма, куда и как двигаться  дальше оставалось ещё решить, поскольку мерцающие в отдалении редкие и тусклые огоньки своим существованием ничего не говорили. Напротив, если под ногами кромка отвала и угадывалась, то темнота уже в трёх-четырёх шагах делала её невидимой, а высота подъёма в памяти была ещё слишком свежа. Так что «немного сумняшеся» решил я не мудрствовать и двигаться прямёхонько на отчётливо видимый столб с фонарём на макушке. Поправив полупустой рюкзак, сделал шаг, потом второй, третий: что то всё же смущало. Но громкий хруст из под ног не впечатлил, тем более, что на сером в целом фоне площади впереди явно обозначилось тёмное, простирающееся почти до столба, пространство, а участки такой же окраски, тянулись мне навстречу, мельчая и давая всё большее место серому фону. Формула: ---«Потом поймёшь», универсальна для бестолковых. И довольный тем уже, что после кромешной тьмы увидел хоть какой то свет, я как мотылёк неспешно двигался к нему, миновав несколько довольно отдалённых небольших  тёмных участков  Ничего не изменилось, кроме того, что запах навоза стал будто бы более терпким. Пахло свинарником, и запах стал вдруг нестерпимо едким, «аммиачным», когда после очередного шага граница ближайшего тёмного пятна двинулась ко мне, а его тёмная поверхность забурлила. Здесь уж сработали рефлексы. Без каких либо резких движений я отступил в свой предыдущий след, и так ещё раз за разом, пока без особых опасений смог развернуться, утвердившись, наконец, в мысли о реальной опасности избранного пути. Когда я вновь оказался у кромки обрыва, то времени оказалось достаточно и дух перевести и подумать, что  же это предомной. Явно шёл я по засохшей корке плавающего в жидком дерме навоза с соломой, и чем эта корка была лучше коварного льда сказать трудно. Предупредить меня о таком повороте событий никому и в голову не пришло. Во первых --- не ходят там люди, а во вторых, сама технология выноса навоза из свинарников потоками воды с последующей её очисткой через отстойники на тот момент была новаторской. Как я утром узнал, стройотрядовцы и не подозревали о том, что по пути на электричку они обходят не только свинарники, но и такого рода сооружение. Так что, когда с первыми петухами я постучал в двери их пристанища, мне только удивились. Часа не прошло как все отправились по местам, а ещё через несколько часов порученные мне лунки для столбиков ограды палисадника под окнами дома были готовы. На другой день я установил  забор, и, получив расчёт, с лёгким сердцем отправился на электричку. Ночное приключение не обсуждалось.