Былинный Киев стоял на Дону?

Владимир Репин
Сначала - предисловие.
А.Г. Виноградов ( http://www.yperboreia.org/jarn23.asp ) вполне убедительно обосновывает существование былинного Мурома в районе Донца и Чернигова – в районе Харькова. Я ранее уже указывал, что Харьков – вероятно, искаженное Кара-Ков, Черно-Бык, т.е. тот же Черни-Гов (http://www.proza.ru/2010/01/20/1320 ).
Вряд ли ков-, гов-, в значении бык – случайность в названиях городов, ведь есть еще и Краков, и Ковель, как аналоги Быкова и Турова.

Но посмотрим, что пишет Виноградов (цитата длинная, но многое объясняющая):
«…есть ли рядом Муром и село Карачирово? Есть! Севернее в реку Харькову впадает река Муром, у её верховьев в Белгородской области в 50 км. от Харькова и в 35 км. от Белгорода, на самой высокой точке региона 225-226м. - находится поселок Муром. Недалеко от Мурома, в 9км, у Северского Донца, расположено село Архангельское с руинами салтовской белокаменной крепости.
А ведь подобные названия характерны для поселений с кафедральным собором, столиц княжеств или крупнейших религиозных центров - Архангельское под Москвой или Архангельск (ранее Архангельский монастырь - крепость в Пур-Наволоке). Напомним, что по летописям резиденция князя Глеба находилась в 12 верстах от города Мурома. Рядом с ним. в 24 км от Мурома и 12 км от Архангельского, течет река Короча… Но какое село было родиной Ильи Муромца – сказать трудно. На реке находится село Короча и недалеко, между Корочей и Кощеевым деревня Самойловка (крестный Ильи Муромца – Самсон Самойлович), далее находится деревня Ивановка (отец Ильи Муромца – Иван Тимофеевич). Но такие названия широко распространены. Южнее села Корочи, в 12 км. имеется деревня Городище, в 12 км. от него деревни Селишко и Большое Городище, и Караичное, где также в эпоху Ильи могли быть селения.

Но как быть с близостью Чернигова? Напомним, что как крупный город, столица княжества - Чернигов на Десне стал известен с 1021-1060 г., то есть через 20-60 лет после событий былины. При разделе уделов Владимиром 1 – Чернигова, как столицы княжества, среди них нет. И это понятно, кто бы стал выделять как удел город, стоящий в 85 верстах от центра империи, и являющийся крепостью, прикрывающей её с севера. Столицей Чернигов стал лишь после гражданской войны 1015-21 г., как центр владений Мстислава Владимировича, когда Мстислав разделил с Ярославом Русскую землю по Днепру. При этом новая граница прошла практически по самому Киеву как городу на Днепре. В такой ситуации для Мстислава резонно было укреплять и украшать пригород киевский. Хотя считается, что Чернигов с 10 в. центр епископства, иногда совместно с муромским, но Чернигов крещен только в 992 г.

Б.А.Рыбаков пишет, что в Чернигове церкви строились с 1031-36г. А само княжество обособилось с 1060г., (при Мстиславе - Чернигов его столица в 1021-1036 г.), с 1097 г. – по 1503 г. –Великое княжество Черниговское. Вполне вероятно, что под его именем был еще один город… Судя по расстоянию от Киева и Мурома до былинного Чернигова – это Харьков. Хотя считается, что он основан в 17 веке, но тогда лишь возобновили крепость на посаде. В этом районе находились салтовские крепости с белокаменными стенами. Они существовали в 12 в. по рекам Донец, Уд, Можа, Оскол, Тихая Сосна. Крепость в Салтове (в 25 км. от Мурома и 41 км. от Харькова) возникла в 8 в. как центр дружинного войска, а в 1660 г. на старых белокаменных стенах воздвигли новую дубовую крепость в 7 башен. Плотность крепостей здесь была очень высока. Например в 1116 г. крепости Сугров, Шарукань (Торукань), Балин находились не далее 30 км. друг от друга. Всего в этом районе по Короче, Донцу, Осколу найдено множество городищ и 12 каменных крепостей, в том числе Дмитреевская на Короче (30 км. от Мурома), Нежегольская (25 км от Мурома) и Архангельская, которые археологи не изучали».

Интересно, что другое название места рождения Ильи Муромца не Карачирово, а Караков - аналогично Харькову.

«Определить время пути до Чернигова можно по былинам:
Он стоял заутрену во Муромли,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев град,
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
Между тем в "Поучении" Владимир Мономах говорит -" а из Чернигова я сотни раз скакал к отцу в Киев за один день, до вечерни". Расстояние от Киева до Чернигова на Десне 140 км. Поэтому вероятно и былинный Чернигов находился по времени пути в былине не далее 35-50 км. от Мурома. То, что былинный Чернигов отличался от Чернигова на Десне видно из былин. Так в былине "Илья и Соловей" сказано:

Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов град,
Ай зовут его в Чернигов воеводою.

Фактически, согласно былине в Чернигове не было княжеского стола или великокняжеского правления, а город управлялся населением - мужичками (мужами) черниговскими, как и Новгород. В отличие от него, Чернигов на Десне в 10-11 в. управлялся великокняжескими наместниками, с 11 в. собственными князьями. Как видно Белгородский Муром отвечает всем требованиям Мурома былинного. Он находится в дубравах у Корочи, дорога на Киев идет 500 верст по чисту полю и дубравам, соседствует с землями болгар и печенегов. Но мало того следует обратить внимание на то, что на этой территории в 8-10в. находилась салтово-маяцкая культура, связываемая с аланами и болгарами. Б.А.Рыбаков отмечает, что район донецких салтовских городищ вероятно в начале 9 в. (820е г.) вышел из состава Хазарского каганата и вошел в состав Руси, так как связь с Кавказом была потеряна из-за вторжения и господства в степях мадьяр. Причем в составе Руси этот район оставался и после, во всяком случае арабские купцы 9-11 в. считали его таковым. К тому же эта область считалась христианской в отличие от мусульманской Печенегии или Хазарии.

Христианство у населения района Салтова появилось уже с 854 г. Историки до сих пор не могут договорится о том, как называлось достоверно выделяемое в Подонье раннесредневековое государственное образование. Можно считать доказанным, что это было Муромское княжество. Весьма интересно и само имя Ильи. Несмотря на кажущуюся обычность, заметим, что обычно оно на Руси, но за её пределами употреблялось лишь в иудейской (Элиа) и части тюркской среды (Илиас), т.е. приурочено к соседям Хазарского каганата. Это также говорит в пользу происхождения Ильи Муромца из района салтовской культуры. О том же говорит имя его крестного отца (принятое дома), в былине "Илья Муромец и Калин царь" Илья Муромец кладет здравицу крестному отцу:

А й крёстному он батюшку в особи ну:
-А здравствуешь ты, крёстный ты мой батюшко,
А й Самсон сын Самойлович!
...А й же ты крёстной мой батюшко,
А Самсон сын Самойлович.

Именно в районе салтовских городов и могли быть распространены имена Илья, Самсон , Самойло, в отличие от Владимира, Добрыни, Соловья, Микулы. То есть и имена героев былин подтверждают существование Мурома на Белогородчине.
…Вообще же мы мало представляем себе картину Руси былинного времени. Былины не согласуются с принятыми представлениями, но зато хорошо подтверждаются археологией. Вспомним утверждения о безграмотности населения Руси, никак не подтверждавшееся былинами и блестяще опровергнутые находками берестяных грамот.
То есть былины сохранили, в отличие от официальных летописей, и дела Ильи Муромца и помогли найти его родной Муром. Былины, при дальнейшем их исследовании могут помочь внести ясность в некоторые запутанные вопросы истории нашей Родины».

Итак, белгородский Муром найден, Чернигов-Караков-Харьков тоже. Но где же Киев, до которого Илья Муромец собирался доскакать до обедни? Ведь от Харькова до Киева на Днепре – больше 400 км пути по прямой, а там еще и леса, и реки… Это не меньше 10 дней пути. Но мы уже видели, что от Мурома до Чернигова за несколько часов добраться можно. Так где был Киев?
Около 80 км в день за 10 часов в седле – это очень приличный результат для конца 19 в., правда, «двуконь», т.е. сменный конь в поводу, с легкой поклажей
http://www.kdvorik.ru/base.php?id=476

«В 1889 году впервые в истории отечественного конного спорта был совершен дальний пробег в 2633 км из Дубны (бывшей Полтавской губернии) через Киев и до столицы Франции Парижа. Героем пробега был корнет 26-го Бугского драгунского полка Михаил Васильевич Асеев. Весь путь от Лубны (?) до Парижа он проделал за 33 дня, просидев в седле 339 ч 45 мин».

«Богослужение православной Церкви в древнее время в продолжении суток совершалось девять раз, оттого было всего девять церковных служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий и шестой часы и обедня (литургия)».
Из этого вроде бы следует, что обедня на Киевской Руси служилась от 6 до 9 вечера. Но…

«Обедня начинается чтением 3-го и 6-го часов. Служба 3-го часа напоминает нам, как Господь в третий час дня по еврейскому счету времени, а по нашему – в девятый час утра был веден на суд к Понтию Пилату и как Св. Дух в это время дня сошествием Своим в виде огненных языков просветил апостолов и укрепил их на подвиг проповеди о Христе. Служба 6-го часа называется так потому, что она напоминает нам распятие Господа Иисуса Христа на Голгофе, бывшее по еврейскому счету времени в 6-м часу дня, а по нашему – в 12-м».

Если так – на всю дорогу у Муромца есть всего часов 7 или 56 км, даже если выехать в сумерках, около 5 утра. Но если раньше этого пересчета часов не было (уж слишком близко окажется Киев от Чернигова) – в его распоряжении до 13-15 часов хода, т.е. 120 км. Пожалуй, это – максимум, если не хочешь совсем загнать коня. Если прикинуть по-человечески и дать нашему герою встать с солнышком и позавтракать, то выезд часов в 7 утра – нормальное время. Ну, скажем, до 6 вечера – это 11 часов, 80-90 км.
От Мурома до центра Чернигова (Харькова) – 48 км вдоль берега Муромы и Харьковы. Куда он мог отправиться дальше?

Прямо пойдешь – ничего примечательного…
Направо пойдешь – на Ворсклицу попадешь. Ну и что?
Налево пойдешь – ну, во-первых, удобная дорога, по водоразделу, пока не упрешься в Северский Донец, а это уже серьезная водная артерия. Там и салтовская культура, и древний водный путь до устья Дона, а оттуда – «в греки»…
И переправа, наверное, была – не могла же дорога просто упираться в реку?
Значит, была там куява – переправа.

Но где же мы оказались? А в Чугуеве. Как раз 80 км проехали, между прочим. К обедне попали вместе с Ильей Муромцем. Но мы же в Киев хотели, или, как его называли в восточных источниках, Куйаба/Куйава или Кукийана, что  соответствует др.-русск. Кыевъ и самоназваниюю киевлян «кыяне».
С Куйавой все просто: куйа – вода (очень древний корень, встречается на планете повсюду, и везде означает ВОДА), куява – перевоз, переправа (примерно такие названия встречаются по всему славянскому миру). А вот Кукийана? Конечно, как только не искажали восточные купцы славянские названия…
Но какая-то логика в этом должна быть? Например, Оршу они называют то Арсой, то Арсанией… Видимо, здесь Арсания – земля, подвластная Арсе.

Тогда и Кукийана – местность вокруг… чего? Кукийева – Кукуева?
А что такое тогда Ку? Вот если бы Чу-куев – как было бы похоже…
А если они не умели записать Чу (чу - вода, см. топонимику реки Чу), и вместо Чу-куевъ записали Ку-куйава? Дополнительное Чу может показывать на смешанное население, для части которого добавка ВОДНЫЙ Перевоз была обязательной для понимания. Так оно и есть. Салтовская культура – предположительно, булгары, а рядом село Печенеги…

Стало быть, Чугуев – это былинный Киев? Хотелось бы верить. Тем более, что и христианство там появилось раньше, чем в днепровском Киеве, а былины трактуют Киев, как христианский город.

Осталось понять, почему Муромец сделал крюк к Чернигову – но всегда ли прямой путь ближе? Ведь от Чернигова до Чугуева – прямоезжая дорога, идущая по гребню – ни бродов, ни топей, ни переправ: скачи посуху налегке!

Теперь дело за историками.