Сеновал

Анатолий Копин
                Сеновал.

      Сеновал или иначе  сушило,  это  место,  куда  плотно набивают высушенное сено, (пояснение  для тех,  кто  родом не из деревни).  Таким местом является пространство между крышей и потолком сарая,  или погреба, или амбара, или других хозяйственных построек, расположенных   во дворе у  сельских жителей.
     На сеновал обычно набивают  сено «про запас».    На черный день.  На тот случай если зима будет лютая или  весна  затяжная, и корма  уйдет больше, чем обычно.  А так же сено на сушиле выполняет и другую не менее полезную функцию.
     А именно,  является утеплителем, не позволяя  выстужаться  воздуху, если  сушило оборудовано над  сараем, в котором находится живность.
    Сено на сушиле сохраняется  в отличном состоянии,  не меняя своего цвета и  такого дурманящего запаха,  длительное время, возможно и несколько лет, так как оно не подвергается атмосферным воздействиям.
   И испокон веков, на Руси  припозднившаяся с улицы  молодежь, чтобы ни тревожить своим поздним возвращением домочадцев,  ночевала  в летний период именно на сушиле. 
   Подстелив под себя   старенькое одеяльце, которое там же и имелось в постоянном присутствии и второе  одеяльце, чтобы  накрываться. 
   Ночевать на сушиле всегда было весело и приятно. Почему весело да потому  что, как правило, находились  друзья или подружки, желающие вместе за компанию,  заночевать на сушиле. А почему приятно, потому, что запах сена дурманил,  и успокаивал.
    А   когда смотришь на звездное небо, в открытую дверь сушила, то звездочки  такие далекие и мигающие,  внушают тебе мысль, что им там  наверху в немыслимой дали, холодно сиять, и очень одиноко. А тут под  толстым одеялом  скоро  становиться тепло и уютно, и быстро засыпается. 
      Вообще я любил подолгу смотреть на звездное небо, когда лежишь на сушиле. Мысли текут медленно и плавно. И думается в это время о бренности бытия, о  чуде сотворения  этого мира и прочей  философии. 
   Например,  почему  у нас тут на земле имеется чистая  вода в родниках, чтобы нам пить, и рыба в реках, чтобы была нам пищей, и уголь, чтобы  им топить печь,  и чтобы  заниматься выплавкой стали, которая, кстати сказать, почему то тоже есть.  И нефть, чтобы машины наши ездили, и домашние животные. И лес и птицы.  Да и многое  еще, из того, что у нас тут на земле имеется, почему есть? 
    Для того, наверное,  думал я,  чтобы нам было  хорошо и удобно жить на этой голубой  планете.  Уж больно ловко все  тут придумано и  продумано.
     Иногда, заглядевшись в небо,  когда уже от долгого  смотрения,  «пропадает»  боковое зрение,  и ты  забываешься,   и как бы проваливаешься в эту  черную бездну со звездами. И словно «очнувшись»  возвращаешься  в действительность,  с ясной мыслью: - «Ух, ты, чуть не «провалился» туда в звезды. Здорово»!
    Сушило было у моей бабушки по матери. Бабушке Любе. Жила она  в соседней деревне. Что  в нескольких километрах от нашего села. Куда я и любил  ездить на велосипеде, в летние каникулы. 
    У бабушки Любы,  как и у всех жителей  этой небольшой деревеньки, расположенной вдоль   большого пруда, в котором водились отменные караси, был свой верш. Верши эти плелись из хвороста, и   привязывались на веревочку за вбитый  колышек.
     И никто никогда чужой верш не вытащит. Совестливые были люди в то время. Да и дома  не закрывались на замки, как сейчас, а только так символически на вертушку, или  путем приставления палочки к двери. Что означало, что в доме никого нет.  И будьте уверены,  ни кто и не зайдет  в таком случае в избу.
       Когда я   приезжал проведать бабушку, то она мне  часто предлагала жареных карасей. «А где же ты их возьмешь ба»? – спрашивал я.  «А вот пойдем со мной на пруд, и увидишь» – отвечала она. Придя на пруд, что в двадцати метрах от дома, она вытягивала за веревочку верш, в котором как правило,  находилось  с десяток  блестящих золотистых карасей, размером с ладошку или чуть больше. 
      И этого  конечно хватало,  что бы угостить внучка.
Причем зажаривала она их в русской печи  так сильно, что бы все косточки карасиные были  съедобные, и что бы я ими ни подавился. И от этого караси  становились хрустящими,  и такими вкусными, что пальчики оближешь.
    В то время, а это  1960 - 65г.г.,  русскую печь топили и летом,  для приготовления обеда.  Газа  в деревнях еще не было, ни природного, ни баллонного. А только керосинки или печи, на которых и готовили пищу.
     Зато щи или каша томленые, в русской печи ни с чем несравнимое удовольствие. Деревенские жители,  волею судьбы, оказавшиеся сейчас в городе, наверняка скучают по такой еде.
     И вот однажды приехав в очередной раз к бабушке в гости, я у нее задержался. Помогал убирать урожай яблок. Я, как  верхолаз,  лазил по веткам и срывал самые крупные и красивые плоды. Бабушка меня подбадривала похвалой и говорила при этом,   какой я ловкий и чтобы она без меня делала.
    Заработались  допоздна.  И я остался у нее ночевать. Тем более приехал из города бабушкин младший сын,  мой дядя. И мы отправились спать на сеновал.
    Залезли по лестнице, втянули ее наверх, расстелили одеяло, накрылись другим  и легли.
 И как я уже описал выше, после всех «сеновальных»  церемоний заснули.
    А под утро, когда небо из черного,  становилось уже сиреневым, я внезапно проснулся.  Проснулся  от того, что меня кто-то щекочет. Вернее мой нос  кто- то щекочет.
    
    Подергав носом,  и открыв глаза,  я увидел, что сидит на моей груди,  прямо нос к носу крыса и  проводит какие - то манипуляции с моим носом. Руки мои находились под одеялом, и я ее легко скинул с себя, через одеяло. Да так ловко, что она улетела прямо в открытую  дверь сеновала, напротив которой мы и спали.   
   И нисколько ни предав этому факту, какого - то серьезного значения,  я скоро опять заснул.
    Повзрослев я, где то  прочитал, что крысы имеют  привычку у детей отгрызать, во время сна, мягкие части тела. Например, нос или мочку уха. Случаи такие были зафиксированы неоднократно. Используют они, при этом, свою слюну, в которой находятся «обезболивающие  вещества - ферменты»,  что и позволяет им  проделывать такие  фокусы.
   Обильно смочив своей слюной  вожделенный кусочек  мяса, они  потом приступают к  самой трапезе.
    И тут я вспомнил, что нос мой был мокрым. Я еще подумал «Фу - ты,  какая - то крыса, противная, еще обслюнявила мой нос».
    Вот мне  повезло, подумал я,    сопоставив факты, а то бы сейчас ходил с кургузым носом.
               
16.03.2010г. А.И. Копин