Раки

Анатолий Копин
                Раки.

          В те далекие времена, а именно, в семидесятые годы прошлого столетия  солнце светило ярче, трава была зеленее, птички пели веселее, и вообще все было не так, как сейчас, а лучше.  Так я  сейчас думаю.
         Оно и понятно, потому как  воспоминания из детства - это всегда яркие  и красочные события, оставшиеся в нашей памяти на всю жизнь.
          Жизнь еще  была не отягощена  заботами о хлебе насущном,   потому что было еще детство, со всеми его прелестями. 
          Житейские заботы и хлопоты по хозяйству в расчет не берутся, так как исполнялись они  между делом и не приносили  огорчений в детской голове.
           Надо сказать, что село наше располагалось на правом берегу реки Оки.
Правый берег, как правило, это  высокий склон, изрезанный балками и оврагами, спускающимися к реке.
       Под этими  балками  находятся многочисленные родники, в которые мы ходили за водой. Левый берег реки  являл собой заливные  луга до самого горизонта,  поросшего кое- где  ивняком,  вокруг многочисленных озер.
      Там же  у горизонта  примерно в двух километрах от села, протекает  река Старица, впадающая в  Оку.
       Картина нашей природы очень живописная, о чем вы смогли  убедиться, глядя на фотографию  расположенную перед этим рассказом.
      Лето наше проходило  на реке.  Туда же  к реке  были  устремлены  все наши детские помыслы. Искупаться, позагорать, поиграть в воде в салочки, половить раков.  Вот те детские заботы – хлопоты,  которым мы беззаветно придавались.
     Моя  дорога к реке проходила мимо дома моей бабушки, (бабушка по отцу) в огороде у которой росли  всякие овощи, и  был  так же сад. И вот частенько, когда я пробегал мимо на речку, бабушка,  увидев меня в окно,   шумела: «Милый,  зайди».
     Я заходил к ней и получал от нее огромный помидор, таких сейчас нет, они были  вкусные и мясистые, не то что сейчас водянистые и жуются как резиновые, и спичечный коробок с солью. Или она мне насыпала за пазуху  яблок, или груш.  «Это тебе на речку, червячка заморить», - говорила она. Добрейшей души человек, была моя бабушка. Царствие ей небесное.
      В то время  по выходным дням  приплывал из города Рязань к нам на пляж «Белый пароход» с отдыхающими. Так мы его называли.  Пляж у нас на той стороне реки  был большой, длиною примерно метров сто или больше.    С чистым промытым речным песком. И на этом пароходе приезжало всегда много народу, которые  отдыхали, загорали, купались, и как водится на отдыхе,  поддавались злоупотреблением   водочкой под привезенную с собой закусочку.
    Народ, как правило,  разношерстный и по возрасту, и по статусу. Были среди них и горячие головы, которые,  находясь  в алкогольном опьянении,  и длительное время на солнце,  вели себя, как я бы сейчас выразился не адекватно, а порой и   безрассудно. Это обстоятельство  и приводило не редко к несчастным случаям, заканчивающимся утоплением.
    Однажды  по селу прошел слух, что опять в выходной  кто-то из отдыхающих утонул. И мы, ребятишки,  когда купались или когда ловили раков в реке, друг друга пугали. «А вот  он  сейчас,  как выплывет». И всем было страшно.
    Прошло,  какое- то время, про утопленника мы  стали забывать.  И тогда в очередной раз мы  отправились ловить раков. Вода в реке  была чистая,  и  раков в то время  было много.
    Не как сейчас,    когда они очень мелкие и то их почти нет. Как говорил наш сатирик Роман Карцев: «Вчера были большие, но по пять. А сегодня маленькие, но по три. Но сегодня. А те вчера по пять, ну очень большие».
    Жили эти раки в норках, выкопанных в «крутоярах», так мы их называли. Первый  крутояр помельче, глубиною  по грудь,  или по шею. Второй по глубже,  это когда руки поднимешь и, опустившись на дно, торчат из воды только кончики пальцев. Ну а третий  самый глубокий, туда могли нырять только старшие ребята.
    Здесь необходимо остановиться и рассказать,   как происходил процесс  ловли раков. Надо было  нащупать ногой норку в крутояре, засунув в нее пальцы  ноги, подтянутся  ногой  к ней, набрав предварительно воздуху и затаив дыхание, и   засунув в норку уже руку вместо ноги, схватить и вытащить рака.
    Но там, в норке,  кто кого вперед схватит, ты его или он тебя. И поэтому руки наши были постоянно покусаны и исцарапаны клешнями  раков.  Были  в ссадинах и порезах о ракушки, которые находились в  земле  и в частности в норах.
    И вот однажды,  когда я увлекся ловлей и уже достаточно долгое время нырял, я  в очередной раз опустился на дно. И когда я засунул руку в нору, то в это время на меня сверху опустился кто - то тяжелый. Он  обнял меня руками и стал прижимать ко дну. Надо ли говорить какой ужас  меня охватил.  Конечно, я подумал:  «Вот он, этот утопленник, которого не нашли».
   С ужасом, что есть силы,  я оттолкнулся о дно и вынырнул. При этом он продолжал на мне сидеть и не отпускал меня. Вынырнув и схватив свежего воздуха, я набрался мужества и обернулся,  и увидел на себе, что бы вы подумали? Никогда не догадаетесь.
     Черную набухшую в воде фуфайку, которая плыла себе по течению. И надо же было такому случиться,     проплывая на до мной,  она опустилась прямо  на меня, обняв при этом меня,  своими  руками  - рукавами. Это же какая ничтожная  вероятность данного события, просто немыслимо.
    Придя в себя,  я, конечно же,  рассмеялся, и крикнув друзьям,  которые ныряли неподалеку, позвал их. Затем,  когда жарили наловленных раков на костре, мы долго обсуждали это происшествие  со смехом и с многочисленными веселыми комментариями.
    21.01.2010г. А.И.Копин