Шаровая молния

Анатолий Копин
                Шаровая молния.               

            Когда ученые не могут объяснить того или иного явления происходящего в природе, они стыдливо отмалчиваются, или  всем своим ученым сообществом нападают на своего коллегу, который пытается вникнуть в загадочное явление. Будь то НЛО или шаровая молния,  снежный человек, или  эти огромные окаменелые скелеты человека восьми или даже десятиметровые, которые постоянно находят то там,  то сям, и тут же сразу «молчок», как будто ничего не произошло.
       И призывают всех заклеймить позором своего товарища, так как занимается он, по их мнению, не научным явлением, а черт знает чем.
      К этому разряду «черт знает чем» относится в частности  феномен шаровой молнии. Изучению этого явления,  долгое время посвятил наш академик  и лауреат Нобелевской премии по физике  Петр Леонидович Капица.
     Который не побоялся косых взглядов коллег, и публично  быть преданным анафеме,  изучал этот феномен. В конце жизни он произнес интересную фразу: «Шаровая молния, это окно в другой мир. И тот, кто разгадает  ее секрет,  сможет заглянуть в него». 
     В этом рассказе я хочу описать  события встречи  мною шаровых молний. Да  это не опечатка, именно шаровых молний, во множественном числе.
    Итак, первый случай.
    Было это  приблизительно в  59 – 60г.г. прошлого столетия и было мне в то время  лет пять от роду. Приезжал к нам в деревню в отпуск, к  моей любимой бабушке Наташе, ее брат дядя Миша или Михаил Кириллович Афонин.  Так она его называла. 
       По тем временам он был большим начальником.   Жил,    где-то под Москвой и был  заведующим  гаражом. Под его началом было много огромных  машин,    по моим меркам, глядя на фотографию, которые обеспечивали Москву всем необходимым.
    Отпуск у него был  летом,  и так как  все  взрослые из нашего семейства  работали, то он общался со мной.
     За время отпуска мы с ним становились закадычными друзьями.  Ходили на речку рыбачить,  купались,  загорали, плавали на лодке на ту сторону реки на песочек.
    Разговаривал он со мной как  с взрослым, наверное, таким образом, он  хотел, чтобы  я быстрее взрослел, и мировоззрение мое  формировалось правильно.
    Я так к нему прикипал за время отпуска, что каждый раз, когда он уезжал, я  плакал,   не отпускал его, хватал  за ноги и прижимался к ним.
     Он же, чтобы меня успокоить, обманывал, говоря при этом, что совсем скоро приедет, и мы снова пойдем с ним не речку.
     И вот однажды на той стороне  реки мы,  только - что выйдя из воды, стояли на солнышке и обсыхали.  Вдруг ни с того ни с сего  налетел «слепой» дождичек, громыхнул где-то гром, и мы решили укрыться под лодкой. Дядя Миша поднял лодку за борт, а я подставил весло под лавочку.  Получился почти шалашик.   
      Но конструкция эта  ему не понравилась, потому что весло стало утопать в мокром  песке, и лодка поползла. Тогда оставив эту затею, мы решили укрыться  в зарослях прибрежного ивняка, который  располагался  в пяти-семи метрах от кромки воды,  там, где берег начинал переходить в луга.
     Он побежал первым,  высматривая  лучшее местечко, я за ним.   Не добежав до кустов, которые находились слева наверху, справа от нас,  возле отдельно стоящего куста, я увидел   и закричал: «Дядя Миша смотри, солнышко!».
     Дядя Миша, повернув голову в сторону этого солнышка, инстинктивно присел, приложив указательный палец к своим губам, таким образом, дав  мне  понять: «Тихо,  тихо!». При этом показывая рукой, чтобы я плавно присел.
     Я присел.  И глядя на его   серьезное лицо, понял, что здесь какая- то опасность. Солнышко это было размером примерно с футбольный мяч. Желтого цвета. Оно медленно плыло вокруг куста, словно осматривая его,  и решая, на какую веточку ему  присесть.
     При этом оно все тряслось, как студень или заливное, когда его ставят на стол.
     Облетев куст  не полностью,  оно  «солнышко» бабахнуло так, что у меня заложило уши. И исчезло.
    «Фу  ты - нуты, пронесло», - сказал дядя Миша. «Чего, чего пронесло – то?», - спрашивал я. А  он мне сказал,  что это шаровая молния, которая бывает очень опасна и что при ее появлении,  надо вести себя смирно, не разговаривать и не делать резких движений.
     «А то что?» - спросил я.
 «А то, как бабахнет»,- сказал он. « Вот, как сейчас,  но только  вместе с тобой, понял?».
Я понял и вопросов больше ни задавал.
     Вторая моя встреча с шаровой молнией произошла некоторое время спустя.
Может год или два после первого события.
    Начался сильный дождь с грозой  и ветром.  Моя  мама, сестра и я сидели  втроем в доме  на диване, и пережидали грозу.
   Когда мы были  еще совсем маленькие, иногда мама нас заставляла лезть под кровать во время грозы. Для чего я и сейчас не знаю. 
    Может потому,  чтобы мы  не видели  страшных всполохов молнии сопровождающихся ударами  грома,   и там не так  они страшны.
    Диван располагался  напротив окна, над которым чуть левее, под потолком, находился электрический счетчик.
    И вот после очередного удара молнии и раската грома, из пробки нашего счетчика, начал «выдуваться», как мыльный пузырь, медленно так,  шарик молочно–лунного  цвета.
    Надувшись до размеров, опять  же, футбольного мяча, он оторвался от пробки, и застыл  в воздух, словно рассматривая нас. Затем проплыл,  какое - то время под потолком в сторону окна.    
     Приблизившись к окну,  прошел через стекло на улицу и там взорвался.
В стекле осталось круглое маленькое отверстие.
    Но теперь,  я воспринял это событие со знанием дела, после дяди Мишиной консультации.  И не испугался, в отличие, от моей сестры и мамы.
      Третий эпизод встречи  с шаровой молнией, произошел уже тогда, когда мы жили в другом месте, недалеко от кладбища.
 А произошло вот что.
Мы, ватага ребятишек играли в салочки. Гоняясь друг за другом с шумом и гамом по прожогу, который примыкал к кладбищу. И вдруг,  со стороны кладбища, из - за кустов и деревьев,  которые на нем росли,  поднялся  шарик.
    Шарик этот был в отличие от других, виденных уже мною,   оранжево - желтый, размером опять же с футбольный мячик.
    Но в отличие от предыдущих, этот  шипел. Как будто его облили водой  и при этом от него отскакивали искры по кругу, а по кромке его виднелись невысокие языки пламени.
    Мы,  тут же задрав головы, прекратили орать. Стали наблюдать за ним. Он   пролетел над нами, и далее свернув влево,  полетел прямо  над вершинами тополей, которые росли вдоль наших домов. Разбрасывая по ходу своего полета искры.
    Мы бежали за ним, и уже начали от восторга визжать и комментировать это событие.  На наш визг и крики выбежали из домов  некоторые взрослые,  став так же очевидцами этого события.
    Пролетев над тополями, он опустился прямо в печную трубу соседнего дома, и исчез в ней. Я быстро прибежал домой.  Был летний вечер.  Мама была дома, и готовила ужин. 
     Рассказав ей  обо всем, попросил  что-то сделать, а то случится  пожар, и Лукины  сгорят.
     В том доме жил мой одноклассник Женя Лукин. А дед у него был  необщительный и на вид суровый, хохол, по фамилии Понамарчук, с лицом землистого цвета и рябым.
     Мать рассудила по своему, при этом сказав: «Не зря народ говорит, что дед у них колдун. А  с кладбища к нему сейчас,  нечистый дух прилетел».
    Сиди дома и никуда больше не ходи. Да мне и самому уже  не хотелось, потому, как  в то время  с проявлениями нечистой силой мне уже приходилось сталкиваться.
     Об этом, я  далее  расскажу в рассказе "Домовой".
  Был так же и четвертый случай встречи  с шаровой молнией.
    Я уже был женат, у меня росла дочка, и мы по выходным ездили в деревню к теще,  в Спасский район село Исады.
    И вот однажды ночью, разыгралась  буря, с дожем, сильным ветром, громом и молниями. Под окном, где стоял мой автомобиль «Запорожец», сильно шарахнуло. Мы с женой проснулись  от этого грохота,  привстали с дивана на локтях  и выглянули в окно. И как раз, когда мы  выглянули, то увидели следующую картину.
    С электрического столба, под которым стоял наш запорожец, посыпались  гирлянды  разных по размеру огненных шаров, бело - лунного цвета. Они как  елочные  игрушки спадали с изоляторов столба,  и  подпрыгивая о крышу и капот машины,  скатывались на землю, при этом лопались и взрывались.   
     Понимая, что я в этом случае помочь своей машине ничем не смогу,  я опустился в кровать и заснул.
     Утром, выйдя  на улицу и подойдя к машине, я никаких повреждений на ней не обнаружил. Машина так же легко, как и всегда, завелась.  И все закончилось благополучно.
 Очередную встречу, пятую, с шаровой молнией мне  пришлось испытать совсем недавно.
  А именно, находясь летом в деревне на даче, я вышел на улицу.
Было примерно одиннадцать часов вечера. 
И с левой стороны  возникла и тут же погасла шаровая молния, размером чуть больше теннисного мяча.

 Она, как  вспышка от фотоаппарата, как бы  "сфотографировала"  ситуацию и исчезла.
И еще раз,  там же,  немного позднее,через год или два, ночью, заглянув окно, я опять увидел такую же, как вспышку от фотоаппарата в  саду.
Она, как бы сфотографировала ситуацию и исчезла.    
 Вот и подумаешь на досуге, почему, кто - то ни разу не сталкивался с шаровыми молниями, за всю свою жизнь, а мне  довелось аж целых шесть раз за ними наблюдать.
     Опять, какая то, вероятность события,   невероятная!
     Как с фуфайкой, о которой я писал ранее в рассказе «Раки».

     28.01.2010г. А.И.Копин