Энгр. Автопортрет (фрагмент). 1835. Рисунок. Париж. Лувр.
Последний крупный представитель классического искусства Жан Огюст Доменик Энгр родился в августе 1780 г. на юге Франции, в маленьком городке Монтобане. Его отец был живописцем и скульптором. Именно он дал мальчику первые уроки рисунка. Он же привил сыну дисциплинированность, собранность и усидчивость – добродетели, отличавшие художника в течение всей его долгой жизни. В 1791 г. юный Энгр отправился в Тулузу, где поступил в Академию живописи, скульптуры и архитектуры. В августе 1797 г. он переехал в Париж и продолжил обучение в мастерской Давида. Последний очень скоро обратил внимание на исключительную одаренность Энгра и даже привлек его в качестве помощника к работе над портретом мадам Рекамье. Энгр был, пожалуй, самым талантливым из его учеников, но отношения между ним и наставником никогда не отличались особенной теплотой. В 1800 г. произошел разрыв. Энгр покинул Давида, хотя и сохранил до конца жизни верность принципам классического искусства. В 1801 г. его картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Большой римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской академии в Риме. Впрочем, это горячо желанное путешествие в Италию состоялось только через пять лет. Ради заработка Энгр стал писать портреты. Сам художник не очень высоко ставил этот род живописи, но именно ему, а не своим картинами на мифологические темы он во многом обязан посмертной славой. В числе выполненных им в это время официальных заказов был «Портрет Первого консула» (1804) (Наполеон, имевший мало времени, смог позировать художнику лишь однажды, причем сеанс оказался очень кратким, тем не менее Энгр успешно справился с работой). В 1806 г. он, наконец, смог отправиться в Италию. Красота страны, ее люди, обилие памятников искусства все это буквально ошеломило художника. Прибыв в Рим, Энгр быстро сделался любимым портретистом французской колонии и получил несколько заказов на крупные произведения исторического содержания.
Начиная с 1814 г. благосостояние Энгра заметно ухудшается: империя Наполеона рушится, богатые французы бегут из Рима, и он остается без своих постоянных заказчиков. Тем не менее, он прожил в Италии еще десять лет. В 1824 г., после восемнадцатилетнего отсутствия Энгр приехал в Париж, где предполагал остаться совсем недолго – на время проведения очередного Салона. Однако его картина «Обет Людовика XIII» была встречена здесь с таким восторгом, а официальное признание оказалось настолько лесным, что он задержался во Франции на несколько лет, встал во главе официальной классической школы и возглавил борьбу против художников-романтиков. «В своих произведениях, - говорил Энгр, - я следую только одному образцу – античности и великим мастерам того прославленного века, когда Рафаэль установил вечные и незыблемые границы прекрасного в искусстве… Я – хранитель вечных доктрин, а не новатор». Защищая идеалы классического искусства, он писал: «Что хотят сказать мнимые художники, проповедующие открытие "нового"? А есть ли что-нибудь новое? Все уже сделано, все уже найдено. Наша цель не изобретать, а продолжать, и нам много есть что сделать…»
В 1834 г. Энгр был назначен на пост директора Французской академии в Риме и смог вернуться в Италию. Тут он пишет «Одалиску и рабыню» (1839) и «Стратонику» (1840). Посланные во Францию, они были с восторгом приняты критикой. В 1840 г. Энгр вернулся на родину и, с этого времени вплоть до смертного часа слава больше не покидала его. Он стал признанным мэтром французской живописи, и авторитет его не могли поколебать ни строгая критика, ни нападки идейных противников (http://proza.ru/2012/02/17/302).
Последним великим шедевром Энгра стала написанная в 1863 г. «Турецкая баня» (http://proza.ru/2012/02/17/311).
Умер Энгр в январе 1867 г.
Классицизм http://proza.ru/2010/07/18/213