Как Януковичу стать президентом всея Украины?

Алексей Комаровский
http://www.donetsk.proua.com/article/2010/03/22/123518.html

Победа на президентских выборах - 2010 Виктора Януковича, его беспрепятственная инаугурация, переформатирование Верховной Рады, отставка кабинета Юлии Тимошенко, назначение правительства Николая Азарова и, наконец, замена крымских главных регионалов на еще более своих – эти вехи первого месяца президентства Януковича показывают, что он и его сторонники взялись за власть в Украине всерьёз и с прицелом на дальнюю перспективу.
И всё-таки главный вопрос: сможет ли Виктор Янукович из президента Юго-Востока Украины превратиться в президента всей нашей страны, остаётся по-прежнему открытым.
Ведь, сколько не расставляй на все ключевые посты (кабмин, прокуратура, милиция и пр.) выходцев из Донецкой области, проблема объединения страны этим ничуть не решается.
Однако, кое-какие проблески того, что Янукович, так же, как и, в своё время, Кучма, раздав массу «пророссийских» обещаний, после обретения президентских полномочий постарается превратиться именно в президента всей Украины, правда, в собственном понимании этого понятия.
Ведь, как ни крути, а быть лидером собственного суверенного государства куда приятнее и выгоднее, чем являться проводником интересов заграничного «дяди», без разницы, западного или восточного.
А собственное суверенное государство предполагает соблюдение его руководством собственных государственных и национальных интересов во внутренней и внешней политике. А эти самые интересы очень часто не совпадают и даже идут вразрез с интересами самых ближайших соседей. Какими бы прекрасными и дружественными не были бы личные отношения между их народами или  лидерами.
Государственные интересы Украины, в принципе, очевидны.
Это нерушимость доставшихся ей границ; целостность имеющейся территории; достижение сплочённости её граждан, как единой политической нации;  собственный взгляд на события национальной и всемирной истории; сохранение и укрепление собственной культурной самобытности в условиях глобализации; сохранение и укрепление социальной стабильности в обществе; стабильное развитие и укрепление собственной экономики; приоритет интересов личности; укрепление безопасности государства и его граждан; предотвращение и минимизация потенциальных и реальных внутренних и внешних угроз; недопущение вмешательства иностранных государств в вопросы выбора Украиной приоритетных направлений её внутренней и внешней политики и так далее.
С этой точки зрения задача президента Виктора Януковича представляется одновременно и простой и сложной.
Простой потому, что для того, чтобы превратиться в реального общеукраинского национального лидера, ему будет достаточно чётко и однозначно направить все свои действия именно на соблюдение вышеперечисленных государственных интересов Украины.
Сложной, потому, что не всем в Украине предпринимаемые Януковичем действия могут показаться достаточными и адекватными существующим вызовам.
Тем не менее, рецептом налаживания взаимопонимания нового президента с теми, кто голосовал за его оппонентов, может стать чёткое артикулирование всех, принимаемых новым президентом и правительством действий и причин, их вызвавших.
Граждане и СМИ должны ясно и однозначно видеть, что любое действие или решение новой власти реально направлено на соблюдение украинских государственных интересов, а не производит впечатления раздачи послевыборных призов и бонусов ближайшим соратникам. Так как, например, выглядит недавняя смена крымской власти.
Населению устами президента и его ближайшего окружения надо постоянно разъяснять, какие именно выгоды принесёт Украине и её гражданам каждый предпринимаемый ими шаг во внутренних и международных делах.
Щекотливые вопросы языка, видения истории или вхождения в те или иные межгосударственные объединения необходимо каждый раз доходчиво и однозначно разъяснять так, чтобы неискушённые избиратели разобрались, наконец, что к чему.
Если Янукович и «регионалы» против вступления Украины в НАТО, пусть приложат усилия, чтобы на пальцах объяснить даже самым недалёким согражданам, что они против вступления в НАТО, потому что это невыгодно именно интересам Украины, а не потому, что это не нравиться Российской Федерации. В противном случае их позиция выглядит, как отстаивание интересов, пусть лично им и дружественного, но , всё таки,  чужого государства.
Если они борются за расширение сферы применения российской мовы, то даже на Западе Украины должны быть уверены, что новое правительство делает это исключительно ради интересов и блага «русскоязычных» граждан нашей страны, а не, опять же, потому, что это необходимо Москве.
И так во всём: от вопросов энергетики до гуманитарной сферы. Возможно, это не принесёт немедленного результата, но, в итоге, бесспорно, поспособствует налаживанию внятного диалога власти и правительства, что в преддверии новых выборов власти крайне необходимо.
Ибо, как говорила выдающийся британский политик Маргарет Тэтчер: «Оппозиция не выигрывает выборы. Это правительство их проигрывает».
Возвращаясь к текущей деятельности Януковича, в сравнении его, например, с ранним Кучмой, можно сказать, сто первый шаг к превращению в общеукраинского лидера уже сделан: статус украинского языка, как единственного государственного в нашей стране подтверждён чётко и однозначно.
С интересом ждём от Януковича новых действий в данном направлении.