Гибрид музкульта? Хватит разрушать!

Павлова Вера Калиновна
        В некотором царстве, в тридевятом государстве, в городе Улан – Удэ решили  объединить культурно-просветительное училище с музыкальным. Говорят, сэкономят на этом  4 миллиона рублей.

        Общество, наука, производство движутся вперёд, но я не слышала о том, чтобы  объединяли, к примеру, ракетостроение с автопромом. А что? И там, и там машины  делают.Вопрос, конечно, в том, какие машины и для чего.
 
        Аналогия далёкая, но по сути - одно и то же. Представьте, в один коллектив  объединить рабочих завода и колхозников, консерваторию с институтом культуры,   педагогическое училище с хореографическим и т.д. Главное – какая экономия!
               
        Музыкальное училище готовит преподавателей в музыкальные школы, исполнителей  высокого класса для работы в филармониях, абитуриентов различной специализации для дальнейшего их обучения в консерватории. Основной его контингент - особо одаренные дети.
               
        Культпросветучилище готовит руководителей самодеятельных коллективов для домов, дворцов культуры,  руководителей клубной работы с разной специализацией. Главные идея и задача его – культурно-просветительная работа на селе, организация и повышение качества самодеятельного творчества трудящихся масс.

        В музыкальные училища абитуриенты поступают с обязательной музыкальной  подготовкой в объёме музыкальной школы.
 
        В культпросветучилище абитуриенты часто поступают совсем без подготовки, со  специфической ментальностью.
 
        Изначально уровень их разный и цели - разные. Как можно объединить  преподавателей с различными главными целями и задачами в один коллектив?!
 
        Это значит обрекать всех работающих на вечный профессиональный конфликт внутри  одного учреждения, так как цели, а значит требования и их уровень, прдъявляемый к  учащимся, к преподавателям и к преподаванию в корне РАЗЛИЧНЫ! 

        Оказывается, цель есть, она находится вне училища – у руководства городом, кому нужны эти 4 миллиона. А кому они не нужны? Но не такой же ценой! Ценой разрушения  целого уровня музыкальной образовательной СИСТЕМЫ!
 
        Человек от чиновничества не способен, не в состоянии понять эти глубоко  специфические профессиональные и драматические, в конечном счёте, проблемы. Нельзя в  этом вопросе советоваться и с бухгалтером.
 
        Он–то в результате объединения определённо будет иметь более высокую зарплату.
 
        В данных образовательных учреждениях есть много общих терминов, понятий,  например, сольфеджио, музыкальная грамота, хор, дирижирование, инструмент, оркестр...и  т. д, но содержание в них, программы обучения - РАЗНЫЕ!
 
        И в учебном процессе будет происходить постепенное нивелирование, поглощение  более высокой специализации более низкой, например во время замещения уроков преподавателями, кажется, сходной специальности.

        А таких замещений требует повседневная практика работы учебного заведения.  Преподаватели болеют, концертируют, участвуют в конкурсах сами, с учениками, наконец,  они иногда лечатся.
 
        И редко возможно обеспечить 100% замену. А ведь за этим никто и следить не  будет. Это пояснение для чиновника, совершенно несведущего в вопросах обучения и  организации учебного процесса.

        Завучи должны быть разные, воспитательная работа - тоже. Коллектив объединяют   общие цель, задачи, уровень квалификационных требований, и формирующиеся на их основе  производственная аура, общий менталитет учебного заведения. Создание гибрида заведомо  это исключает.
      
        Интересный вопрос возникает. А кто таким гибридом, предположительно, должен  управлять? Кто должен быть таким «эрудитом»? И как должно называться такое учреждение?  МузКульт? Что будет вписано в дипломы выпускникам?
 
        В настоящую пору, когда в стране безнаказанно практикуется взяточничество,  здесь, на предполагаемой новой основе, оно будет процветать.
 
        Когда учреждение чуть-чуть музыкальное, чуть-чуть культпросвет, есть возможность допуска в ту или другую сторону при определённых обстоятельствах: приём абитуриентов, формирование штата преподавателей, дипломирование учащихся…и др. Мало ли такихих лазеек, была бы почва.…

        Есть большое опасение, что этот предполагаемый музыкально-эстетический монстр  поглотит то, что создано и сохранено трудами поколений.
 
        Музыкальное училище г. Улан – Удэ за 85 лет своего существования выпустило немало выдающихся музыкантов и исполнителей. У него есть гордость за свои достижения многих  лет. Она должна быть и у руководителей города, республики!

        В настоящее время существующая система, стоящая на крепких ногах, может быть  разрушена.. Ломать, как известно, - не строить! Культурно-просветительное училище и  музыкальное училище должны работать только отдельно. 

        Предложенная идея объединения двух разнородных учебных заведений безграмотна по сути, безнравственна, т.к. сталкивает между собой два уровня образования и по-государственному - вредна, т.к. лишена элементарной компетентности в управлении  учреждениями данной спецификации и не учитывает первых двух обстоятельств! Хватит  разрушать!

        Уверена, что администрация г. Улан - Удэ найдёт достойный выход из создавшегося положения по дефициту бюджета и сохранит существующую систему по культурно - просветительному развитию народа и профессиональному

музыкальному воспитанию подрастающего поколения и молодёжи, сохранит имеющиеся в республике профессиональные кадры, занятые в данных сферах во имя дальнейшего развития культуры, духовного и профессионального потенциала республики Бурятия!

      Искренне желаю успеха в этом необходимом сейчас благородном и перспективном  деле.

                Павлова (Руденко) Вера Калиновна - выпускница Новосибирской
              государственной консерватории им. М.И. Глинки 1972 год
               
                08 апреля 2010 год
Автор ПРОЗА.ру - национальный сервер современной прозы.


           P.S.В результате усилий заинтересованных лиц в Улан-Удэ и настоящей   
           статьи решение вопроса на местном уровне приостановлено до 2012 года

             На снимке ансамбль гитаристов  Любанской детской школы искусств.
                Руководитель преподаватель гитары Свинцов Виктор Павлович