В некотором царстве, в тридевятом государстве, в городе Улан – Удэ решили объединить культурно-просветительное училище с музыкальным. Говорят, сэкономят на этом 4 миллиона рублей.
Общество, наука, производство движутся вперёд, но я не слышала о том, чтобы объединяли, к примеру, ракетостроение с автопромом. А что? И там, и там машины делают.Вопрос, конечно, в том, какие машины и для чего.
Аналогия далёкая, но по сути - одно и то же. Представьте, в один коллектив объединить рабочих завода и колхозников, консерваторию с институтом культуры, педагогическое училище с хореографическим и т.д. Главное – какая экономия!
Музыкальное училище готовит преподавателей в музыкальные школы, исполнителей высокого класса для работы в филармониях, абитуриентов различной специализации для дальнейшего их обучения в консерватории. Основной его контингент - особо одаренные дети.
Культпросветучилище готовит руководителей самодеятельных коллективов для домов, дворцов культуры, руководителей клубной работы с разной специализацией. Главные идея и задача его – культурно-просветительная работа на селе, организация и повышение качества самодеятельного творчества трудящихся масс.
В музыкальные училища абитуриенты поступают с обязательной музыкальной подготовкой в объёме музыкальной школы.
В культпросветучилище абитуриенты часто поступают совсем без подготовки, со специфической ментальностью.
Изначально уровень их разный и цели - разные. Как можно объединить преподавателей с различными главными целями и задачами в один коллектив?!
Это значит обрекать всех работающих на вечный профессиональный конфликт внутри одного учреждения, так как цели, а значит требования и их уровень, прдъявляемый к учащимся, к преподавателям и к преподаванию в корне РАЗЛИЧНЫ!
Оказывается, цель есть, она находится вне училища – у руководства городом, кому нужны эти 4 миллиона. А кому они не нужны? Но не такой же ценой! Ценой разрушения целого уровня музыкальной образовательной СИСТЕМЫ!
Человек от чиновничества не способен, не в состоянии понять эти глубоко специфические профессиональные и драматические, в конечном счёте, проблемы. Нельзя в этом вопросе советоваться и с бухгалтером.
Он–то в результате объединения определённо будет иметь более высокую зарплату.
В данных образовательных учреждениях есть много общих терминов, понятий, например, сольфеджио, музыкальная грамота, хор, дирижирование, инструмент, оркестр...и т. д, но содержание в них, программы обучения - РАЗНЫЕ!
И в учебном процессе будет происходить постепенное нивелирование, поглощение более высокой специализации более низкой, например во время замещения уроков преподавателями, кажется, сходной специальности.
А таких замещений требует повседневная практика работы учебного заведения. Преподаватели болеют, концертируют, участвуют в конкурсах сами, с учениками, наконец, они иногда лечатся.
И редко возможно обеспечить 100% замену. А ведь за этим никто и следить не будет. Это пояснение для чиновника, совершенно несведущего в вопросах обучения и организации учебного процесса.
Завучи должны быть разные, воспитательная работа - тоже. Коллектив объединяют общие цель, задачи, уровень квалификационных требований, и формирующиеся на их основе производственная аура, общий менталитет учебного заведения. Создание гибрида заведомо это исключает.
Интересный вопрос возникает. А кто таким гибридом, предположительно, должен управлять? Кто должен быть таким «эрудитом»? И как должно называться такое учреждение? МузКульт? Что будет вписано в дипломы выпускникам?
В настоящую пору, когда в стране безнаказанно практикуется взяточничество, здесь, на предполагаемой новой основе, оно будет процветать.
Когда учреждение чуть-чуть музыкальное, чуть-чуть культпросвет, есть возможность допуска в ту или другую сторону при определённых обстоятельствах: приём абитуриентов, формирование штата преподавателей, дипломирование учащихся…и др. Мало ли такихих лазеек, была бы почва.…
Есть большое опасение, что этот предполагаемый музыкально-эстетический монстр поглотит то, что создано и сохранено трудами поколений.
Музыкальное училище г. Улан – Удэ за 85 лет своего существования выпустило немало выдающихся музыкантов и исполнителей. У него есть гордость за свои достижения многих лет. Она должна быть и у руководителей города, республики!
В настоящее время существующая система, стоящая на крепких ногах, может быть разрушена.. Ломать, как известно, - не строить! Культурно-просветительное училище и музыкальное училище должны работать только отдельно.
Предложенная идея объединения двух разнородных учебных заведений безграмотна по сути, безнравственна, т.к. сталкивает между собой два уровня образования и по-государственному - вредна, т.к. лишена элементарной компетентности в управлении учреждениями данной спецификации и не учитывает первых двух обстоятельств! Хватит разрушать!
Уверена, что администрация г. Улан - Удэ найдёт достойный выход из создавшегося положения по дефициту бюджета и сохранит существующую систему по культурно - просветительному развитию народа и профессиональному
музыкальному воспитанию подрастающего поколения и молодёжи, сохранит имеющиеся в республике профессиональные кадры, занятые в данных сферах во имя дальнейшего развития культуры, духовного и профессионального потенциала республики Бурятия!
Искренне желаю успеха в этом необходимом сейчас благородном и перспективном деле.
Павлова (Руденко) Вера Калиновна - выпускница Новосибирской
государственной консерватории им. М.И. Глинки 1972 год
08 апреля 2010 год
Автор ПРОЗА.ру - национальный сервер современной прозы.
P.S.В результате усилий заинтересованных лиц в Улан-Удэ и настоящей
статьи решение вопроса на местном уровне приостановлено до 2012 года
На снимке ансамбль гитаристов Любанской детской школы искусств.
Руководитель преподаватель гитары Свинцов Виктор Павлович