Немного отвлекла от них работа в новом коллективе. Я влилась в него незаметно быстро. В первые месяцы нашей совместной работы меня даже это пугало. Потом поняла, что коллеги не приглядывается ко мне, а просто работают со мной под моим руководством. . .
Взвалив опять на себя обязанности замдиректора по учебно-воспитательной работе, ушла с головой в творчество.
С удовольствием шла на работу, взаимные творческие поиски приносили мне радость и удовлетворение, увлеченность делом не давала впасть в уныние. Сегодня, когда я вспоминаю эти 90-е годы, говорю сама себе:
-Слава Богу, что мне и моим коллегам выпало счастье прочувствовать настоящую творческую атмосферу в школе!. Странно, но именно в это время были забыты все циркуляры и инструктивно-методические письма. Школа тогда перестала жить по шаблону. Наряду с традиционным обучением стали появляться новые педагогические технологии.
Уроки в нетрадиционной форме, проводимые моими коллегами, да и мной тоже, были интересны. На них с удовольствием шли ученики . Учение в это время было, действительно, с увлечением. Именно в эти годы я и мои коллеги проявляли неподдельный интерес к лучшему опыту коллег страны. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвилли, обучение на основе схемных и знакомых моделей учебного материала на основе опыта В.Ф.Шаталова, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении ( технология С.Н.Лысенковой); система развивающего обучения Л.В. Занкова; технологя уровневой дифференциации, проблемные обучение, игровое, педагогика сотрудничества и т. д. Это были самые лучшие годы работы в школе. Но речь не об этом.
Осенью как-то разом навалились проблемы личного плана. В ноябре забирали сына в армию. Как любая мать, я тоже тяжело переживала это событие. И каждый день , который приближал меня к расставанию с ним, был днем, который рвал мою душу на части. Не хотелось думать о плохом, но служба в армии уже тогда была опасным предприятием.
О дедовщине в армии не только много говорили на бытовом уровне, но и писали в средствах массовой информации. Но примириться с мыслью об его отправке в армию просто было необходимо. О дедовщине рассказывал Саше и муж..
Он часами беседовал с ним и учил , как нужно вести себя в той или иной ситуации. Я в этот момент просто уходила в другую комнату, чтобы не быть участницей их разговора, так как не могла примириться с мыслью, что мой сын может попасть под неписанные законы бесправия в армии. Тем более на внеклассном чтении я со старшеклассниками не один год обсуждала повесть Ю.Полякова» Сто дней до приказа»
Ужастиков из будней молодого солдата мое материнское сердце не могло принять.
Ведь мне только одной были известны его слабости. Я знала, что очень не любил, когда на него давили. Хотя по натуре он был общительным, но и… очень уязвимый и самолюбивый. «Лев» все-таки..
- Стерпит ли мое чадо, грубое, унизительное отношение «дедов в армии?- задавала я себе этот вопрос.- Сможет ли он отмолчаться, услышав в свой адрес оскорбление? Не сломают ли его в армии?
И тут же обращалась к Всевышнему:
-Боже! Дай ему силы преодолеть трудности! А мне – умения жить вдалеке от него.
23 ноября сына забрали в армию. Я не поехала провожать его в военкомат, так как своими слезами не хотела расстраивать его. А 24 в мой 41 день рождения я опять была на похоронах. Провожали коллегу, нашего завуча, с которым я совсем мало успела поработать. Он нелепо трагически погиб, возвращаясь на велосипеде из города Гулькевичи. Александра Алексеевича сбила машина. Вот тогда я задумалась:
- А почему это случается всегда перед моим днем рождения!?
продолжение следует