Маленькая скотинка

Анна Боднарук
                «Всё своё ношу с собой» 
                Биант из Приенты  (642-577 гг. до н.э.)

     Чем и кем только не увлекаются люди! Сойдутся, к примеру, охотники или рыболовы и начнут рассказывать о своих приключениях. Заслушаешься. Встретятся «собачники» или «кошатники» и каждый о своём любимце говорит, не наговорится. Так только бабушки о своих внучатах рассказывают. А тут, с некоторых пор поветрие на улитки пошло. Мода, значит, такая. У многих моих знакомых такая «скотинка» в террариуме живёт. Иные даже подшучивают, дескать, с рогами и траву ест, а не доится. Все сходятся на том, что за улитками малый уход нужен, в еде непривередливые, Ни шуму, ни запаху от них. Иные люди за комнатными цветами больше ухаживают, чем за этими «скороходами». Лично я, насчёт медлительности улиток, согласиться не могу. «Сбежали» «рогалики», как я их называю, у моих знакомых, и за ночь на обоях такие проплешины выели, что теперь им ремонта в квартире не избежать.
     Кошатники морщатся. Для них главное удовольствие погладить своего любимца. А до улитки дотронешься, она тут же в домик спрячется.
     И мои «рогалики» прятались. Теперь привыкли. Вчера по телевизору показывали полуторакилограммовую улитку у мужика на ладони. Вот уж красавица из красавиц! Сама полосатенькая. Домик большой, тоже полосатенький. Говорят, будто бы их для ресторанов выращивают. Ничего удивительного, человек всеяден. Любители аквариумных рыбок тоже рыбу едят, однако наблюдать за плавающими рыбками некоторым людям сами врачи советуют. Улитки не менее интересны. За год я всякого насмотрелась. Скучными созданиями их никак не назовёшь. И любятся они, и ухаживают друг за другом, как и всякие живые существа. Вот только не ссорятся никогда. Глядя на них, мне всегда вспоминается одна семья.
     Она – учительница. Он, как теперь говорят – бизнесмен. У обеих работа, что называется «на нервах».  Но в этой семье есть золотое правило: дома не брюзжать,  не жаловаться и не стонать. У мужа день не нормированный. И всё же, прибежит домой, ел - не ел, а с женой полежать – дело святое. Иные могут возразить: не молоденькие, под пятьдесят уже. Уже и говорить-то друг с другом не о чём, всё уже сказано. У детей свои дороги. Да и когда тут полёживать? Дел сколько…
     По-разному бывает. Иной раз посидят в обнимочку. «Дай мне подышать тобой», - говорит жена. Видимо запах мужниного тела, лучше всяких лекарств успокаивает её. Рядом надёжный человек. Всё остальное – просто обычная житейская суета.
     Ему же больше нравится запах её волос. Вот и сидят или лежат в полудрёме. Так сказать – душой отдыхают. Каких-то пол часа, а то и меньше побудут вместе, потом опять закружат дела в неудержимом водовороте. Однако то малое время совместного отдыха даёт им заряд жизненной силы, уверенности в том, что всё идёт так, как надо.
     Кто бы спорил: в каждой семье по-разному. Иные люди, чтоб отвлечься от навязчивых мыслей, любуются аквариумными рыбками. Кому хомячок в клетке душу веселит. Кто с крысой нянчится… У меня особая статья – улитки. Глядя на них, и мысли выравниваются, текут в размеренном ритме. Слышала уже от своих знакомых: «Улитки твои – примитивные существа…» Мне так и хочется всем им вместе ответить: «А много ли «человек разумный» добился своим разумом? Убивают друг дружку всевозможными способами… Улитки же добрые, спокойные. Каждая живёт, не мешая никому…»
     Со дня моего рождения, когда мне их подарили, пол года прошло. Нет, смотреть на них не надоело. Продолжительность рода улиток никак не меньше человеческого. Приспособились к жизни так, что, иной раз, я даже завидую им. Пробегусь взглядом по квартире: много всего человеку для комфортной жизни нужно. Тысячу мелочей уже придумано и, с каждым днём, их число увеличивается. А у улитки всего-навсего домик на спине. Мне даже кажется, что ей гораздо уютнее в нём, чем мне в моей квартире. Мне ремонт нужно делать, а у неё дом сам собой подновляется. Ни тебе посуды, ни кровати. Втянула тельце в раковину, опрокинула её так, чтоб «вход» в неё был к земле прижат, и вот вам: мой дом – моя крепость. И с питанием у неё не возникает никаких проблем. Есть еда – ест, а нет – спит себе.
     Если внимательно следить за улитками, философом станешь. Но не всё сразу. Житейская мудрость «по зёрнышку» копится. А начало было куда как прозаичное. Парочку улиток принесла мне соседка, Лена, в коробке из-под торта. Верх низом стал. В крышке прорезала я множество дырочек для свободного доступа воздуха. Что ни говори, а видеть свободно ползающих улиток – это уже экзотика. Пластиковую полупрозрачную коробку я обставила горшками с комнатными растениями. Каждый день привносил что-то новое. Постепенно все имеющиеся в доме цветы перебывали возле коробки.  Через прорезанные оконца улитки доставали живую зелень. Из всех растений им «Золотой ус» больше по вкусу пришёлся. Если честно признаться, то вопрос питания улиток всегда стоял на первом плане. Сперва перепробовала то, что ела сама. На дно коробки подстилала капустный лист. Тонкими пластиками резала сырую картошку, морковку, свеклу. Даже редьку и репчатый лук им кидала. Ели, а после лука долго наблюдала за их любовными ухаживаниями. Но мне всё время казалось, что аппетит у них неважный. Это означало, что я что-то делаю не так. Найти нужную литературу мне никак не удавалось. Пришлось идти путём проб и ошибок. А этот путь не всегда приносит удачу.
     По натуре я человек брезгливый. Может даже не столько брезгливая, сколько не хочу быть навязчивой. Считаю, что свои «порывы нежности» переносить на кого бы то ни было нельзя. Нельзя вторгаться в чужую жизнь. Неважно, человек это или животное. Даже те любимцы, которые живут с хозяевами в одной квартире, всё равно придерживаются вековых законов природы. Нарушать их человек не вправе. Именно по этой причине я не хватаю руками ни кошек, ни даже растения. Гладить? Пожалуйста, но только взглядом.
     Мою своих «рогаликов» очень осторожно. Руками беру только за раковину. Ни в коем случае не касаясь их чувствительной кожи. Подставляю под тоненькую струйку воды комнатной температуры. Такое купание им очень нравится. Обсыхать я их укладываю на круглую крышку из-под торта. Оторву несколько листиков от комнатного растения Золотой ус и, на них уже, ложатся улитки. Придвинув стул, сажусь и, надев очки, долго наблюдаю за тем, как они едят, как ползают, как вытягивается их тело, как, словно гусеница у трактора, при движении перекатывается мускулатура. Восхищаюсь, какие мощные присоски у этих с виду очень хрупких тварей. Они даже спят вверх тормашками. Висят, как груши, присосавшись к крышке коробки.
     И всё же, мне не раз приходило в голову, что моим любимцам, не очень-то уютно в пластиковой обители. Пришлось искать аквариум. Недели через две нашла таки, купила. Новоселье им устроила. В тарелочки разложила еду, водички налила. Сухой аквариум, то есть террариум, накрыла своим ажурным капроновым шарфиком и обвязала резинкой. Не велика защита, но выбраться на волю им ещё не удавалось.
     С появлением нового жилища улиточная эпопея пошла по новому кругу. Оказывается, моим любимцам понравилось купаться. Заползают в воду, попьют, а потом ползают по стеклянным стенкам. Наблюдая за ними, про себя отметила: тихоходами зря их называют. И чем больше они становятся, тем быстрее ползают.
     Однажды я, как обычно, осторожно держась за раковину, «вела» улитку к верхнему краю аквариума. Отрывать присоски – это уже насилие, а обмануть глупышку, для её же пользы, куда гуманнее. Но, в этот раз случилась беда. Обломился кусочек раковинки улиткиного домика. Надлом, как половинка однокопеечной монетки. Такой ущерб, лично для меня, отразился страшной трагедией. В результате такого непредвиденного случая, меня осенила догадка: яичная скорлупа тоже бывает мягкой в том случае, когда в рационе курицы не хватает кальция. Вооружившись очками стала к ним присматриваться. Вскоре про себя отметила, что с ростом улиток, увеличились и раковины. Этот прирост весьма заметен и отличается светлой окраской. Хуже того, в этом месте раковина тонкая, не толще тетрадного листа.
     Пришлось обратиться к соседке за консультацией. Оказалось, на дно моего террариума нужно насыпать обычной земли. Вроде бы дело простое. Один только вопрос вырисовывается: как в таком случае поддерживать чистоту? Поразмыслив, я насыпала земли в коробочку. В другую черепушку налила воды. Наблюдать за своими «рогаликами» стало намного интересней. Они то заползали в воду, то взбирались на камушек погреться. Спать укладывались полузарывшись в земле. Какая уже тут чистота? Обзывая их «рогатыми поросятами», мыла их каждый вечер, как они только просыпались. Потом поняла: чистота – это чисто человеческое понятие. В природе всё, что полезно, то и хорошо.
     Однажды, в уголке моего террариума появилось нечто необычное. Надев на нос очки, удивилась. Белеющая горка оказалась маленькими яичками. Величиной яички, как детские витаминки. Радовалась этому событию несколько дней, пока в тишине моей комнаты не услышала лёгкие пощёлкивания. Что бы это могла быть? – думала я. Обследовав комнату, подошла к террариуму. Надев очки, придвинула стул, села и стала наблюдать. Загадка очень скоро неприятно удивила. Яички лопались, подпрыгивая, как кукурузные зёрна на горячей сковородке. Видимо температурный режим для них неподходящий… Яички лежали в уголочке, горкой, на бумажке. Откуда ж мне знать, как оно быть должно…
     Долго советовались с соседкой, наконец, решили: дно террариума сантиметра на три покрыть землёй. Уж очень мне хотелось иметь потомство от своих «рогаликов».
     Порядок в террариуме продержался не долго. На утро оказалось, что дно террариума стало похоже на стройплощадку. Не имея ни  рук ни ног, эти создания сумели таки собрать землю в одну кучу. В вырытой ямке белели яички. Ну и лежали бы эти яички пока не вылупятся, так нет же. Постепенно растаскали их по всему полу. Долго наблюдала. Терпела грязь и ждала, что дальше будет. Яички не лопались, но и маленьких улиточек тоже было не видать. «Неужели опять что-то сделала не так. Знать бы как…» - думала я.
     - Ох и слоняры у тебя вымахали! – восхищалась соседка. – Их собратья куда меньше. Видимо земля для них много значит.