Она увидела Россию, какой ее не видели даже мы

Василий Яшкинас
Русские женщины, которых Никола Хаардт встречала в российских городах и селах, показывая на нее, крутили пальцем у виска. Мужики, наоборот, восхищались ею и старались помочь. А она ехала на своем велосипеде все дальше и дальше, в самую глубь России. Преодолев 10.500 километров, добралась до Иркутска, где решила провести зиму.

«Оружия у меня не было»

Наше знакомство состоялось в Интернете. На одном из российско-немецких форумов я прочитал сообщение: «Если кто-то собирается в ближайшее время ехать из Германии в Иркутск, не могли бы вы захватить пару книг и компакт-дисков для меня. Я решила зазимовать в Сибири». Я написал по указанному адресу, чтобы удовлетворить свое любопытство. Летом туристов из Германии в нашем городе можно увидеть на каждом углу - все-таки рядом с Байкалом живем. Но чтобы кто-то решил провести здесь всю зиму, такое случается крайне редко. Уже через три дня она сидела напротив меня и рассказывала о своём путешествии. Чем дальше я слушал ее рассказ, тем больше округлялись мои глаза. В самом конце я спросил: «А у тебя было с собой оружие?» - «Нет», - ответила она.

«Меня никто не съел»

Еще будучи маленькой девочкой, Никола мечтала совершить кругосветное путешествие на велосипеде. Но для осуществления задуманного все время чего-то не хватало: то времени, то денег. Да ещё три года назад у Николы украли велосипед. Она стала присматривать в магазинах нового двухколесного друга. А в прошлом году закончился ее контракт в фирме, где она работала специалистом по ландшафтному планированию. Никола получила полагавшиеся ей при увольнении деньги и решила купить хороший велосипед.

19 марта 2005 года она выехала из своего городка Бохум, а в конце августа благополучно добралась до Иркутска. Почти весь путь, длиною в 10.500 километров, отважная немецкая девушка преодолела в одиночку. Правда, на участке от Новосибирска до Красноярска в течение четырёх недель ее сопровождал друг Стефан. Он прилетел на самолете в Новосибирск, и, когда его отпуск закончился, опять вернулся в Германию. На вопрос о том, не было ли ей страшно, Никола отвечает: - Да, большинство немцев думают, что здесь кругом ходят медведи, а обнищавшие люди готовы обокрасть каждого иностранца…

Никола тоже боялась, но все-таки поехала. И теперь со стопроцентной уверенностью может сказать, что большинство из того, что говорят в Германии про Россию, - неправда. Теперь она знает, что россияне, особенно в деревнях, очень гостеприимны и всегда готовы прийти на помощь. По дороге Никола часто встречала других путешественников-иностранцев. Но это были либо мужчины, либо пары. Путешествующих в одиночку женщин, таких как она, не было. Она тоже пыталась найти попутчиков в Германии, но не нашла.

Пьяные поклонники

Иногда проблемы с местным населением у Николы все же возникали. «Когда я ставила палатку рядом с какой-нибудь деревней, вокруг постоянно крутились люди. Иногда они были пьяные и хотели общения. Когда мне это надоедало, я просто закрывалась в палатке», - рассказывает Никола. Тем самым немецкая путешественница хотела показать, что устала и хочет спать. Но пьяные русские язык намеков не очень-то понимают. Они бегали всю ночь вокруг палатки и даже запрыгивали на нее. Но и тогда путешественница боялась больше за палатку, чем за себя. Ведь если ее «домик» порвется, в нём больше нельзя будет ночевать и укрываться от дождя. Такие «ухаживания» ей пришлось пережить пару раз. «Но ведь два-три случая за полгода - это совсем немного, правда?» - смеется Никола.

Велосипед поставлен на стоянку до весны

Доехав до Иркутска, Никола отправилась на остров Ольхон. А через две недели, немного подумав, решила поехать на своем велосипеде в Улан-Удэ. Бурятская столица стала крайней точкой ее путешествия. Сейчас ее велосипед стоит на балконе у ее сибирского знакомого в Иркутске. Девушка решила остаться здесь до весны. В Иркутске она впервые за все время путешествия заболела. Думает, что это оттого, что перестала двигаться, успокоилась и расслабилась. Весной, когда истечет ее виза, Никола поедет назад в Германию, вновь на велосипеде. Правда, выберет другой маршрут - через Узбекистан, Казахстан и Украину.


Никола Хаардт почти ничего не знает о том, что происходит у нее на родине. Немецкие газеты в Иркутске не продают, а когда она приходит в Интернет-кафе, то почти все время тратит, отвечая на письма друзей. Сейчас ее больше волнует то, что происходит в России, ведь она полностью погрузилась в российскую действительность. Она увидела Россию такой, какой ее видели даже немногие из россиян. Она тщательно записывает все свои дорожные впечатления и надеется после возвращения на родину выпустить книгу. Правдивую книгу о России. Однако шансы на издание малы.

Однажды один ее русский знакомый рассказал историю о том, как в самолете он познакомился с корреспондентом немецкого журнала в России. На вопрос, почему СМИ в Германии рассказывают в основном один негатив о России, немецкий журналист ответил: «Я и сам вижу, что не все здесь плохо. Хорошего намного больше. Однако мой редактор просит писать о России плохо. Иначе это никто не будет покупать читать».

Что ж, теперь и мы знаем, что такое рынок, и как он повлиял на качество российской прессы. Некогда популярные издания на глазах превратились в бульварное чтиво. Хочется надеяться, что книга Николы Х. о России увидит свет. И, прочитав ее, немцы смогут увидеть нас с совсем другой стороны.