20. Царь Иосия и обретение Торы

Константин Рыжов
                1. Идолопоклонство иудейского царя Манассии

Благочестивому царю Езекии  наследовал сын Манассия (696-641 гг. до Р.Х.  http://www.proza.ru/2013/05/23/305), при котором вновь пышным цветом расцвели языческие культы. Царь вообще делал много неугодного в глазах Господа: отстроил разрушенные при его отце жертвенники иноземных богов, велел поставить в храме Господнем идол Астарты, приносил жертвы Ваалу, гадал и ворожил, завел вызывателей мертвых и волшебников.  И вот, когда мера беззакония Манассии превзошла все мыслимые пределы, Господь объявил через Своих пророков: «За то, что сделал Манассия, царь иудейский, такие мерзости, хуже всего того, что делали амореи, которые были прежде него, и ввел Иудею в грех своими идолами, за то Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. И вытру Иерусалим так, как вытирают чашу – вытрут и опрокинут ее. И отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руки врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим, за то, что они делали неугодное в очах Моих, и прогневали Меня». Слыша подобные речи от Божьих людей, Манассия, вместо того чтобы смириться, начал гонение на пророков. Царские слуги хватали их и убивали по несколько ежедневно. Залив невинной кровью весь Иерусалим, Манассия добился своего – ропот недовольных смолк, голос Божий не доносился более до иудеев, и царь мог спокойно коснеть в своем нечестии.

                2. Об ассирийском царе Асархедоне и возрождении Вавилона

Тем временем в Ассирии воцарился сын Синахериба Асархедон (правил в 681-669 гг. до Р.Х.). По характеру он был мягче своего отца и пытался по возможности избегать открытого насилия. Трудные международные вопросы разрешались в его царствование при помощи дипломатии. Покоренные народы он старался расположить к себе различными уступками и послаблениями. Так, едва взойдя на престол, Асархедон приказал вновь отстроить и заселить Вавилон. Воды Евфрата отвели в старое русло, после чего началось восстановление стен и храмов. Строительство продолжалось двадцать лет. Для заселения древней столицы Месопотамии Асархедон собрал всех избежавших резни горожан, а также выкупил из неволи всех пленников. Вавилону вернули прежние вольности и привилегии. Но поскольку исконных вавилонян набралось мало, царь даровал права гражданства многим халдеям (это был пришлый семитский народ, переселившийся в Месопотамию в 11 в. до Р.Х. и осевший в южных районах страны на берегу Персидского залива).

Продолжая завоевательные войны своих предшественников, Асархедон в 671 г. до Р.Х. начал борьбу против давнего врага Ассирии – египетского фараона Тахарки (правил в 690-664 гг. до Р.Х.). Не дожидаясь завоевателей, Тахарка бежал на юг страны. Ассирийцы заняли древнюю египетскую столицу город Мемфис. Правителем захваченных областей Асархедон провозгласил Нехо I – царька небольшого города Саиса в дельте Нила. Но едва ассирийское войско вернулось в Ниневию, Тахарка тотчас отобрал Мемфис обратно. В 669 г. до Р.Х. Асархедон во второй раз разбил египтян и незадолго до своей кончины вновь покорил весь Нижний Египет.

В то время как на западе власть Ассирии продолжала оставаться крепкой, на востоке ее позиции стали постепенно слабеть. Около 673 г. до Р.Х. от владычества ассирийцев освободились мидяне. Вскоре в Мидии воцарилась собственная династия, основателем которой был некий Деиокок (правил в 670-647 гг. до Р.Х.). Это событие стало опасным предвестием будущей беды. Быстро наращивая силы, Мидия через несколько десятилетий превратилась в грозного противника Ассирии.


                3. Смерть иудейского царя Амона и пророк Софония

Манассии в 641 г. до Р.Х. наследовал сын Амон. Он царствовал всего два года и погиб в результате заговора. Мы не знаем, какую цель преследовали его убийцы, поскольку восставший народ перебил всех заговорщиков и передал власть сыну Амона Иосии  (639-608 гг. до Р.Х.), которому в то время было всего восемь лет.   
 
В начальные годы нового царствования со своими речами выступил пророк Софония. (Он был знатный житель Иерусалима и один из последователей Исаии). Во время богослужения в храме, где полагалось славить Бога и царя, Софония возвестил, что чаша беззаконий иудейского народа переполнилась. «Близок великий день Господа, - провозгласил пророк, - близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня. День гнева – день этот, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен. И Я, говорит Бог, стесню людей, и они будут ходить как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет. Ни серебро их, ни золото их не сможет спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет  вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли».

Страшные беды Сулил Софония также Ассирии. К ней было обращено одно из его грозных пророчеств: «И обратит  Господь руку Свою на север, и уничтожит Ассирию, и обратит  Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: "Я, и нет иного кроме меня". Каждый проходящий мимо него свиснет и махнет рукою…»          

                4. Юность Иосии

Голос пророка был услышан. Иосия ни в чем не был похож на своих отца и деда. Он делал угодное в очах Господних, и во всем старался следовать примеру своего великого предка Давида. В восьмой год царствования, еще будучи отроком, он оставил других богов и стал  прибегать к Господу, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим  от высот, посвященных деревьев и от разных литых кумиров. Иосия велел разрушать  жертвенники Ваалу и статуи, возвышающиеся над ними, срубать посвященные деревья, ломать и разбивать литые кумиры.
Борьба за духовное возрождение шла рука об руку  с борьбой за независимость и объединение страны. Ассирия быстро слабела (http://www.proza.ru/2013/10/06/1762). В 626 г. до Р.Х. Иосия решил порвать с Ниневией. Он повел свои войска на север, в земли бывшего израильского царства, и легко изгнал оттуда ассирийские гарнизоны. Страна вновь объединилась и достигла тех пределов, которые имела до своего разделения во времена Соломона. 

                5. О начале пророческого служения Иеремии

В те же годы религиозного подъема и национального возрождения был призван на пророческое служение молодой левит Иеремия. Он происходил из священнического города Анафофа, который находился в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. Бог призвал Иеремию в 627 г. до Р.Х., когда он был еще совсем молодым человеком. Иеремия рассказывал позже, что он поначалу ужаснулся своей судьбе и попытался отвести ее от себя. Он сказал: «О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь отвечал ему: «Не говори: "Я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавить тебя». «И простер Господь руку свою, - продолжает свой рассказ Иеремия, - и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: "Вот, Я вложил слова Мои в твои уста. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать…"».

С самых первых проповедей Иеремия не уставал повторять, что иудеев ждет возмездие за их отступничество, и возмездие это придет со стороны северных царств. В одном из его пророчеств мы читаем: «И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих…Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что уклонились от Меня и пошли за суетою и осуетились, и не сказали: "Где Господь, Который вывел нас из земли египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?" И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделалось мерзостью. Священники не говорили: "Где Господь? ", и учителя закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Ибо пойдите на Греческие острова и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное этому? Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь этому небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды… Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, и пророки их, - говоря дереву: "ты мой отец", и камню: "ты родил меня"; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лицо; а во время бедствия своего будут говорить: "встань и спаси нас! " Где же боги твои, которых ты сделал себе? – пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя… О, народ! внемлите вы слову Господню: "Был ли Я пустынею для Израиля? Был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе»?"». Такими и подобными речами Иеремия неоднократно обращался к своим современникам. И слова его не остались без ответа.

                5. Обретение Торы

В 622 г. до Р.Х. Иосия велел первосвященнику Хелкии начать капитальный ремонт храма, который за триста лет пришел в сильную ветхость. Реставрация требовала больших средств: во многих местах следовало заменить плиты облицовки, обновить деревянные стропила и обшивку. Для покрытия расходов пришлось вскрыть все сокровищницы с храмовой казной.  Вынимая серебро из одной из них,  первосвященник случайно обнаружил неизвестную книгу учения, написанную будто бы рукой самого Моисея. О чудесной находке тотчас сообщили царю, и вскоре свиток прочитали перед его лицом. Иосия был глубоко поражен тем, что услышал. Можно сказать без преувеличения: таинственная книга стала для него настоящим откровением. Он нашел в Торе (слова Тора в переводе с еврейского означает «Учение») ответы на все вопросы, мучившие его с самого детства, и обрел в ней мудрого наставника и советчика во всех дальнейших деяниях своей жизни.

Что это была за книга? Увы, ясного ответа на этот вопрос по сей день нет. В разные времена высказывались различные предположения, но большинство современных исследователей сходятся на том, что обнаруженная в 622 г. до Р.Х. Тора составила в дальнейшем ядро нынешней библейской книги «Второзаконие» (скорее всего, ее текст  соответствовал 12-26 главам позднейшего «Второзакония»). По своему содержанию Тора представляла последний завет и наказ Моисея (http://www.proza.ru/2010/09/19/235), данный им незадолго до смерти новому поколению израильтян, выросшему в пустыне. Все те законы и уставы (включая знаменитые Десять заповедей), которые их отцы слышали из уст пророка, по мере получения им откровений, были вновь в сжатом виде изложены перед ними. По сути, Тора являла собой первое систематическое изложение религиозного учения евреев, очищенное от всяких языческих искажений. Его важнейшее отличие от прежней религиозной традиции (отразившейся, например, в «Книге Завета») состояло в том, что Тора позволяла приносить жертвы Господу только в одном богоустановленном месте (там, где находились скиния и ковчег). Делать это в каком-нибудь ином месте строго запрещалось. Здесь же (а не у себя дома!) следовало отмечать все великие религиозные праздники. Служение каким-либо другим богам, помимо Господа, представлялось в этой книге как величайшая мерзость.

Первые главы Торы гласили: «Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на этой земле. Истребите все места, где народы, которых вы изгоните, служили своим богам на высоких горах, и на холмах, и под всяким тенистым деревом. Разрушьте их жертвенники, сокрушите столбы их, сожгите огнем рощи их, и разбейте статуи богов, чтобы вам уничтожить  имя их в тех местах. Вы не должны делать подобного для Господа, Бога вашего, а только в то место, которое Господь, Бог ваш,  изберет из всех колен ваших, чтобы там пребывало имя Его, - туда приносите всесожжения ваши, и жертвенные трапезы ваши, и дары, и приношения, и обеты ваши… Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь Бог  твой в одном из твоих колен…». А ведь израильтяне уже не один век сооружали алтари Яхве повсюду: как  в городах, так  и в селениях!

Далее следовало очень важное предупреждение о языческих культах: «Если восстанет среди тебя пророк и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "Пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов этого пророка; ибо через это искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и голоса его слушайтесь, и Ему служите, и к нему прилепляйтесь…»

Отсюда вытекает, что никакое чудо не должно восприниматься как доказательство в пользу мнений, противоречащих Закону. Впрочем, сами совратители подлежат незамедлительной каре: «…а пророка того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего,… и так истреби зло из среды себя. Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена твоя, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "Пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои", богам  тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе и отдаленных от тебя…, - то не соглашайся с ним и не слушай его…, не жалей его и не прикрывай его, но убей его…; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего… Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди и соблазнили жителей их, говоря: "Пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали", - то ты разыщи, исследуй и хорошенько расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость эта среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на середину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, да будет  он вечно в развалинах…»

Помимо этих важнейших религиозных предписаний, Тора содержала много других законов, касавшихся общественных и семейных отношений. Все они стали в дальнейшем основой жизни правоверных иудеев. Конечно, очень любопытно узнать историю происхождения этой книги, сыгравшей такую важную роль в истории избранного Богом народа. Но, увы, тайна ее происхождения, по-видимому, навсегда останется нераскрытой.  Нет сомнения, что некоторые части Торы очень древние и восходят к эпохе Исхода. Дух этой книги, резкий и суровый, также неразрывно связан с традицией Моисея.  Но, конечно, сам он не мог написать ее. Пророк заложил только устную традицию будущей Торы. Основной материал ее относился уже к более поздним временам. В своем первоначальном виде она сложилась, вероятно, в Израиле, незадолго до разгрома этого царства ассирийцами. После 722 г. до Р.Х. левиты привезли списки Торы в Иудею. Но она далеко не сразу попала на глаза священникам. Во всяком случае, во времена Езекии Тора еще не была известна (иначе этот благочестивый царь непременно уничтожил бы «высоты» – многочисленные места, где на протяжении многих поколений местные священники приносили жертвы Яхве). Возможно, что во  времена Манассии текст учения был окончательно выправлен каким-то рьяным противником язычества, после чего рукопись спрятали в тайнике храма и обнаружили только в 622 г. до Р.Х.

                5. Религиозная реформа Иосии

Когда Тора была прочитана перед Иосией, он  разодрал в отчаянии свои одежды и приказал священнику  Хелкии: «Пойди, вопроси Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах этой найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что наши отцы не слушали слов этой книги и не поступали согласно ее предписаниям». Первосвященник пошел к пророчице Олдаме, которая жила в Иерусалиме,  и говорил с ней. Она отвечала: «Так говорит Господь, Бог Израилев: "Я наведу на этот город и на жителей его все проклятия, написанные в книге, которую читали перед лицом царя иудейского, за то, что они оставили Меня и поклонялись чужим богам, чтобы прогневить меня всеми делами рук своих. Воспылает гнев Мой на это место, и не погаснет"». 

Когда ответ принесли Иосии, ему стало ясно, почему Бог так долго  отворачивал лицо от Своего народа. Значит, правы были пророки, когда проклинали тельцов Дана и Вефиля и поносили полуязыческие обряды в честь Яхве на холмах! Для того, чтобы приобрести благорасположение Господа нужно было не только уничтожить идольские алтари, но и разрушить все местные святилища Яхве, оставив один только Сионский храм в Иерусалиме! Царь немедленно приступил к делу. Он собрал к себе всех старейшин Иудеи и Иерусалима и прочел перед ними слова книги, найденной в храме. Потом царь поднялся на возвышенное место и заключил завет перед лицом Господа – пообещал впредь соблюдать все Его заповеди, откровения и уставы. Все присутствующие также поклялись в этом.

Тотчас вслед затем Иосия повелел священникам удалить из храма все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты. Жаровницы, кадильницы, статуэтки, использовавшиеся в языческих обрядах, - все было выброшено вон, снесено к потоку Кедрон и сожжено. Все дома блудилищные (так назывались помещения, где женщины ткали одежды для Астарты), находившиеся при храме, были разрушены. Жертвенники, сооруженные Манассией во дворе храма, также разобрали. По всему Иерусалиму в эти дни стоял шум разрушения: слышался грохот падающих камней, за стенами поднимались клубы черного дыма. Особенное отвращение вызывал у Иосии глубокий узкий овраг Енном – место, где в прежние годы иудеи приносили в жертву Молоху своих детей. Он приказал не просто истребить все следы этого культа, но и устроить в Енноме свалку нечистот. Все вызыватели мертвых и волшебники были преданы смерти. 

Покончив с делами в столице, Иосия отправился на север, чтобы лично проследить за тем, как исполняются там  повеления Торы. По всей стране царь велел ломать статуи и вырубать священные дубравы, а жрецов языческих закалывать и сжигать на их собственных жертвенниках. Повсеместно уничтожались и осквернялись не только капища языческих богов, но и жертвенники Яхве. Отныне и навсегда местом жертвоприношений Господу должен был стать Иерусалимский храм. Жертвенник в Вефиле, устроенный когда-то Иеровоамом и считавшийся на протяжении столетии главным центром служения Яхве, разделил общую судьбу. Для того чтобы народ и после разрушения не приходил совершать обряды на старых алтарях, Иосия велел сжечь на них человеческие кости, взятые из гробниц прежних жрецов. Так исполнилось пророчество, данное когда-то человеком Божием Иеровоаму (http://www.proza.ru/2011/02/01/308).

Когда страна очистилась от последних следов язычества, царь велел народу: «Совершите пасху Господу Богу вашему, как написано в этой книге завета».  Иудеи со всех концов страны собрались на пасхальную неделю в Иерусалим. Иосия дал им для пасхальной жертвы тридцать тысяч козлов и баранов из своих стад. Кроме того было предоставлено еще три тысячи волов. Десятки тысяч людей в тот день одновременно готовили жертвенное мясо и вкушали его вместе. Со времен Самуила в Израиле не бывало подобной пасхи! 
   
                6. «Закон Святости»

Народ отнесся к преобразованиям Иосии настороженно. Многим казалось тогда, что древняя вера отцов подверглась осквернению. Милые сердцу алтари, на которых приносило жертвы не одно  поколение иудеев, лежали в развалинах. Местные священники-левиты были фактически отстранены от служения Богу. Некому было принести жертву при закладке дома, при начале пахоты, перед сбором урожая. В отдаленных городах и селениях царило недовольство, поддерживаемое левитами.
Иерусалимское духовенство должно было в этих условиях  подумать об упорядочивании религиозной жизни народа на основе новых установлений. Тора, обнаруженная в 622 г. до Р.Х., давала на этот счет только самые общие наставления. Для создавших ее пророков самым главным было «богопознание» в целом, они не любили останавливаться  на частностях, не настаивали на важности храмового богослужения, хотя и не отрицали его. Священники смотрели на это совсем другими глазами. Для своих нужд им требовалась собственная Тора и она действительно появилась примерно в то же время. Это был, так называемый, «Закон Святости» (предполагается, что значительная часть этой книги вошла в состав 17-26 глав позднейшей книги «Левит»).

Как и все предшествующие книги, излагавшие учение, «Закон Святости» представлял собой заповеди, преподанные Богом Моисею на горе Синай и касавшиеся самых разных аспектов святости. Об источниках этого сочинения судить трудно. Вероятно, в своей первоначальной, устной, форме «Закон» действительно восходил к Моисеевым временам. Но тщательная разработка ритуала показывает, что он был записан гораздо позже.

Так же, как «Книга Завета» и «Второзаконие», «Закон Святости» представлял из себя нечто вроде расширенного толкования Десяти Заповедей Моисея. Главную мысль этой книги вкратце можно выразить так: Яхве – свят и бесконечно возвышается над миром. Поэтому все, посвященное Ему: жертвы, города, народ, - должно отделиться от мира, стать чистым, достойным Бога. Живя среди мира, народ Божий должен ощутить себя «святым», то есть принадлежащим Богу и отгороженным от всего языческого. «Святы будьте, - говорилось в ней, - ибо свят Я, Господь ваш!»
Необходимое состояние святости достигалось с помощью множества предписаний, прежде всего, предписаний о пище. Мало того, что все животные делились на «чистых» и «нечистых», даже «чистое» животное могло осквернить поедающего, если было съедено с нарушением правил. Строжайше запрещалось есть кровь. (Господь говорит: «Если кто из дома Израилева и из пришельцев будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее»). Также считался нечистым всякий, кто ест мертвечину. Помимо пищевых установлений в «Законе» содержались общие указания в отношении одежды, жилищ и т.п.

Но главное, конечно же,  заключалось не в этом. О том, свят или не свят человек можно судить прежде всего из его отношений с другими людьми и Богом. Этой проблеме как раз и посвящалась большая часть «Закона Святости». Основой взаимоотношений между людьми  здесь провозглашалась заповедь любви. Из этой заповеди вытекали повеления заботиться о бедных, соблюдать честность в поступках и словах, в работе и тяжбах. Господь говорит: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшееся от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш. Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не клянись именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Господа Бога твоего. Не делай неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождая лицу великого, по правде суди ближнего, не ходи доносчиком в народе твоем и не посягай на жизнь ближнего твоего. Не мсти и не имей  злобы на сынов народа твоего, но ЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ».

Отдельно рассматривалась ритуальная чистота священников, которые должны быть святы по самой своей должности и потому обязаны были избегать всякого рода нечистот (например, прикосновения к мертвому телу). «Закон» содержал так же наставления, касающиеся жертвоприношений: «Жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней; животного  слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или паршивого не приносите  Господу…»

Особо следовали предписания, касающиеся святости земледельческих отношений. Подтверждая древнее установление о седьмом, «субботнем» годе, в который следовало воздерживаться от любых сельскохозяйственных работ, «Закон Святости» ввел еще одно предписание: установил пятидесятый «юбилейный» год, во время которого земля, забранная за долги, возвращалась владельцу или его потомкам. Господь говорит: «Насчитайте себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет…; и освятите пятидесятый год и объявите свободу  на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей… В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое… Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня… Если брат твой обеднеет и продаст владение свое… и… проданное им останется в руках  покупщика до юбилейного года, то в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое». Иудеи, попавшие из-за долгов в рабство, обретали в юбилейный год свободу.

В заключении книги помещалось грозное предупреждение: «Если же не послушаетесь Меня и не будете исполнять всех этих заповедей… то Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете   есть; разорю высоты ваши и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами; города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши; опустошу землю вашу, так что изумятся о ней  враги ваши, поселившиеся на ней; а вас расселю между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены...»       
               
                7. О крушении Ассирийской державы

Годы царствования Иосии стали временем быстрого упадка Ассирии. К сожалению, об этом периоде истории сохранились только отрывочные известия. В 627 г. до Р.Х., вспыхнуло восстание в Вавилоне, причем горожане призвали к себе на помощь и провозгласили царем халдейского князя Набопаласара (правил в 626-605 гг. до Р.Х.). С его именем связано возрождение могущественного Вавилонского царства.
Ассирийский царь Ашшурэтельилана (правил в 630-621 гг. до Р.Х.) повел против него упорную войну. Тем временем от Ассирии отпали ее западные провинции. Фараон Псамметих захватил Азот, а иудейский царь Иосия - Северную Палестину. Набопаласар заключил союз с царем Мидии и арабами, после чего они с трех сторон стали теснить ассирийцев. В 616 г. до Р.Х. Набопаласар разгромил их при Каблину. В 615 г. до Р.Х. вавилоняне осадили Ашшур. Царствовавший тогда в Ассирии полководец Синшаришкун (правил в 621-612 гг. до Р.Х.) сумел отстоять древнюю столицу, но в 614 г. до Р.Х. Ашшур все-таки был захвачен царем Мидии Киаксаром. Победители разграбили древний город и вырезали большую часть его населения. Вавилоняне подоспели к Ашшуру, когда город уже был разрушен. Здесь, на дымящихся развалинах, Набопаласар заключил с мидийским царем договор о разделе ассирийской державы. Новый союз был скреплен браком царевича Навуходоносора, сына Набопаласара, и мидийской царевны Амухеан.

Для всех стало ясно, что дни Ассирийской державы сочтены. Пришло время ответить за бесчисленные злодеяния прежних лет. Пророк Наум, явившийся как раз в это время в Иудее, писал: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и буре шествие Господа, облако – пыль от ног его. Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают. Горы трясутся перед Ним, и холмы тают, и земля колеблется перед лицом Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева его? Гнев Его разливается как огонь: скалы распадаются перед Ним. Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит Он Ниневию, и врагов Его постигнет мрак… Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства…» Слова эти выражали чувства не одних только иудеев, но и многих других народов, сносивших на протяжении нескольких столетий тяжкое ассирийское иго.

В 612 г. до Р.Х. Набопаласар и Киаксар одновременно выступили против Ниневии. Осада ассирийской столицы длилась три месяца. Взята она была при помощи военной хитрости – союзники отвели воды реки Хицур и внезапно ворвались в Ниневию по руслу реки через речные ворота. Пророк Наум так описал в своей книге это событие: «По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния. Речные ворота отворяются и дворец разрушается. Расхищайте серебро, расхищайте золото! Нет конца драгоценностям и украшениям. Расслаблена, опустошена и разорена Ниневия. Кто пожалеет о ней? Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» Расправа с жителями столицы была беспощадной – их предали почти полному истреблению. Царь Синшаришкун, как гласит предание, сжег себя в своем дворце вместе со всеми сокровищами. После этого последним оплотом ассирийцев оставался Харран в Северной Месопотамии. Но когда в 610 г. до Р.Х. Набопаласар подошел к Харрану, ассирийцы разбежались, не принимая боя. Таким образом, покорение Ассирии было завершено. Ее земли были поделены между победителями, и больше Ассирийская держава никогда не возрождалась.

                8. Новое усиление Египта и  смерть Иосии

Помимо Мидии и Вавилонии с претензиями на ассирийское наследство выступил также Египет. Фараон Псамметих I (http://www.proza.ru/2013/09/27/1683) создал многочисленную наемную армию, в которой ведущее положение принадлежало иноземцам – карийцам и ионийским грекам. С их помощью он отобрал у филистимлян Азот.  Сын Псамметиха, Нехо II (610-595 гг. до Р.Х.),   в первый год своего царствования вновь вторгся в землю филистимлян. Газа и Аскалон оказали ему сопротивление, но были взяты и наказаны. В 608 г. до Р.Х. во главе огромной армии Нехо двинулся дальше на север. На равнине у города Мегиддо путь египтянам преградили иудейские войска во главе со своим царем Иосией. Нехо отправил к нему послов сказать: «Что мне царь иудейский? Не против тебя я иду теперь, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать. Не противься Богу, Который со мною, чтобы он не погубил тебя». Но Иосия по-прежнему не хотел пропускать египтян через свою страну и решил во что бы то ни стало сразиться с фараоном. Когда началась битва, египетские лучники стали стрелять в Иосию и ранили его. Он сказал слугам: «Уведите меня, потому что я тяжело ранен». Слуги свели его с колесницы, усадили в повозку и отвезли в Иерусалим. Тут он умер и был похоронен в гробнице своих отцов. Царем был провозглашен его средний сын Иоахаз.

Между тем, миновав Сирию, египтяне вышли к Евфрату и здесь некоторое время ожидали ассирийцев. Но как раз в это время Ассирия была окончательно завоевана вавилонянами и мидийцами. Никто не явился оспаривать у Нехо его завоеваний. Фараон отправился назад. Проходя через Ривлу, он вызвал к себе Иоахаза, лишил его власти и отправил пленником в Египет (всего тот пробыл на престоле около трех месяцев). Новым иудейским царем Нехо провозгласил старшего сына Иосии, Иоакима (608-598 гг. до Р.Х.). Вся страна была обложена тяжелой данью в пользу Египта.


                9. Пророк Аввакум предрекает скорый приход вавилонян

Итак, торжество иудеев оказалось коротким! Ассирия пала, но великое Израильское царство так и не возродилось. Едва избавившись от власти одного завоевателя, Иудея оказалась в порабощении у другого. Между тем, с севера уже грозил новый страшный враг. На этот раз им была халдейская Вавилония. Скорбь и тревогу, охватившие в это время иудеев, лучше всего выразил в своей книге пророк Аввакум, о личности которого нам ничего не известно. «Доколе, Господи, - писал он, - я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор…»

Какой ответ надеялся услышать пророк, вопрошая таким образом Бога? На что рассчитывал? Быть может, на то, что Иосия своим рвением сумел смягчить гнев Божий? Но нет! Господь не простил прежних грехов Своему народу и не отменил приговора, возвещенного во времена Манассии: «Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали. Ибо вот, Я подниму халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежавшими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его. Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу. Весь он идет для грабежа; устремив лицо свое вперед, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется: насыпает осадный вал и берет ее. Сила его – бог его…»

«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189

Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576