О проблемах в связи с введением ЕГЭ по физике

Марк Львовский
        Характеристика проблем, связанных с введением обязательного ЕГЭ
            как единственной формы итоговой аттестации по физике

    В связи с введением ЕГЭ как единственной формы итоговой аттестации во многом меняется стратегия и тактика подготовки учащихся по физике. При этом перед учителем физики возникает ряд проблем:
1. Учащиеся и родителя нередко спрашивают у учителя, какие задачи будут на ЕГЭ по физике, на что обратить внимание? Однако, учитель сам не знает, какие задачи попадутся его ученикам в частях В и С. Поэтому он не может правильно расставить акценты при подготовке. Поскольку данная информация о задачах является закрытой, а публикуемая в сети демоверсия не может отразить всех особенностей и своеобразия предложенных задач, то существует большой риск того, что ученик столкнется с неизвестным ему классом задач. В такой ситуации учитель не может взять всю ответственность на себя, хотя позиция его весьма уязвима со стороны администрации и родителей. Поэтому предлагается публиковать все основные типы (классы) задач.
2. Существующие учебно-методические комплекты не направлены на подготовку учащихся к ЕГЭ. Одни из них устарели, другие, более новые, отличаются только изменением порядка тем и углублением отдельных разделов за счет переноса информации из старшей школы в среднюю и из высшей школы в старшую.  Однако ни один комплект не содержит информации об ЕГЭ и не ставит своей целью и задачей подготовки к нему, что делает затруднительным положение, как учителя, так и ученика, и делает учителя уязвимым перед родителями, которые спрашивают, по каким материалам готовиться. Школа не предоставляет ученику никаких материалов для подготовки, их приходится покупать, некоторые из них содержат ошибки, никакие из этих материалов не имеют грифа Министерства образования.
Предложения: Авторским коллективам разработать учебно-методические комплекты, соответствующие требованиям подготовки к ЕГЭ.
3. Количество часов на изучение физики за последние годы резко сократилось. Если раньше общеобразовательному уровню в старших классах соответствовали 4 часа в неделю, то теперь 2 часа, что резко затрудняет подготовку к ЕГЭ.
Предложение: привести количество часов в соответствие с требуемым для подготовки к ЕГЭ.
4. Объем задания ЕГЭ и время на его выполнение не соответствуют друг другу. Если раньше на 5 задач уровня С на вступительных письменных экзаменах давали не менее четырех часов (иногда и 5 часов), то в ЕГЭ на 36 заданий, из которых 6 задач – часть С, дается всего 3,5 часа.
Предложение: Увеличить продолжительность ЕГЭ по физике до пяти часов.
5. Должно быть заранее точно известно, какое количество набранных баллов соответствует той или иной оценке ученика по пятибалльной шкале. Сейчас эти уровни произвольно меняются в процессе оценки работ в зависимости от конъюнктуры, что затрудняет возможность объективного оценивания результатов ЕГЭ.
Предложение: а) Заранее определить критерии оценивания.
б) Дать  всем участникам ЕГЭ право на одну пересдачу.
6. Разрешить учащимся определять по выбору, в какой форме им сдавать экзамен, как это было в предыдущей редакции Закона об образовании, чтобы экзамен в форме ЕГЭ сдавали
только те, кому это нужно для поступления в выбранный ими ВУЗ.

Львовский М.Б., канд. техн. наук, ст. научн. сотрудник, учитель физики высшей категории.