Не числом, а умением

Александр Карелин
                «Не числом, а умением…»


                Предисловие от автора

   Минуло тридцать лет с того времени, когда Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. С тех пор выросло новое поколение, плохо представляющее эту войну.  Но не стареет память ветеранов, Афганистан по-прежнему «болит в душе».  Написаны сотни и сотни книг, сняты десятки кинофильмов.  Однако вся правда о минувшей войне ещё не написана, это предстоит сделать вдумчивым и кропотливым исследователям. Можно пожелать им в этом только удачи!

   Хочется надеяться, что и мой скромный труд, составляющий песчинку в огромном   песчаном море произведений,  не останется без внимания.  Я, как мог, рассказал о труде медиков на этой войне, высказал своё уважение к разным специалистам, трудившимся и воевавшим в Афганистане (это и рассказы о лётчиках, включая вертолётчиков, и о водителях, о сапёрах и миномётчиках, о разведчиках и о мотострелках).  Конечно, эти рассказы написаны не специалистом,  возможно, они кажутся дилетантскими, но это мой взгляд, мое отношение. Горжусь, что иногда такие литературные попытки бывают хорошо приняты настоящими профессионалами.

   В этой статье я попытался рассказать (всего лишь попытался!) о легендарных людях. О спецназовцах. Писать серьезный анализ я не могу, да и не имею права. Приходилось наблюдать о деятельности таких «профи» лишь со стороны, мельком.  Но никогда не забуду, как в одном из рейдов видел небольшую колонну, идущую на задание. Это были они. Спецназовцы.  (Об этом «с восторгом и придыханием» шепнул стоявший рядом мой водитель Автоперевязочной, который «всё и про всех знал». И я стал смотреть на этих молодых ребят его глазами… И тоже восхитился. Это отношение живо до сих пор… ).  Итак, СПЕЦНАЗ в Афганистане  (история создания и яркие страницы их побед. Использована доступная литература. Список прилагается).

               
                1

       Впервые желание побольше почитать о деятельности спецназовцев в Афганистане появилось, когда наткнулся на  «Анализ действий спецназа в Афганистане за годы войны».   Подобный анализ в период с 1982 по 1988 гг. подтвердил высокую результативность деятельности: батальоны спецназа,  составляющие всего 5 процентов от численности 40-й армии, давали до 80 процентов результата всей армии.  Спецназ нес относительно малые потери, но наносил ощутимый урон исламской оппозиции: по данным Генштаба, уничтожено 17 тысяч душманов, 990 караванов и 332 склада, захвачено 825 пленных.  Потери спецназа составили около 600 человек убитыми, среди них  20 моих земляков – уральцев.

    В 1988 году после подписания Женевских соглашений начался вывод советских войск из Афганистана: в мае вышел штаб 15-й бригады и 2 батальона, в августе все 4 батальона  22 бригады.  В Афганистане остались до февраля 1989г.  2 батальона и Кабульская рота, которые действовали в районе афганской столицы в конце 1988 - начале 1989г. Все эти части вышли в одной из последних колонн 40-й армии.  В Афганистане спецназ получил боевое крещение, раскрыл свой боевой потенциал и получил боевой опыт. Спецназовцы стояли в самых горячих точках Афганистана и с честью выполнили свой воинский долг: 7 человек стали Героями Советского Союза, 8908 – награждены орденами и боевыми медалями.

    Кто же они, эти легендарные воины, взявшие на вооружение правило нашего прославленного полководца Суворова А.В. – «воевать не числом, а умением»?

                2

        В афганской войне разведка оказалась наиболее эффективной частью советских войск. Элитой разведчиков считались части специального назначения. Это были наиболее подготовленные военнослужащие: они показали себя в Афганистане, по словам генерала Громова, «профессионалами самой высокой пробы».

      Отличная боеготовность спецназа была достигнута благодаря тому, что, в отличие от других частей Советской Армии, афганские батальоны спецназа формировались специально для ведения боевых действий в горно-пустынной местности.

     Летом 1979 года в ТуркВО (Туркестанский  военный округ), для выполнения специальных задач в Афганистане был сформирован так называемый «мусульманский батальон». Он выделялся среди других подразделений спецназа, имел на вооружении бронетехнику (БМП, БТР, БМД) и новую организационно-штатную структуру, позволяющую выполнять боевые задачи любого характера и автономно. Особым было и комплектование: в основном в нем служили уроженцы среднеазиатских республик СССР. Кроме этого батальона было сформировано два дублирующих в Закавказье и Среднеазиатском военном округе.

    Боевое крещение «мусульманский батальон»  (командир – майор Халбаев) получил   тридцать лет назад, в декабре 1979 года во время штурма дворца Амина в Кабуле.   Затем батальон был возвращен в Союз.

   В течение 1980-1981 годов в Афганистане действовала Кабульская рота спецназа, подчиненная штабу 40 армии. Иногда к боевым операциям привлекались группы «мусульманского батальона» с территории СССР.

   К 1981 году стало ясно, что специфика афганской войны требовала создания особых частей для борьбы с отрядами исламской оппозиции, и спецназ как наиболее подготовленная часть Советской Армии подходит для выполнения  этой сложной задачи.

  В конце 1981 г. в Афганистан ввели 2 отдельных батальона (включая бывший «мусульманский»), которые до 1984 года действовали в северном и центральном районах страны. В этот период спецназ применял те же тактические приемы, что и войсковые разведподразделения – засады и налёты.

  В 1984 году, проанализировав опыт первых  лет войны в Афганистане, в министерстве обороны пришли к выводу, что главная задача спецназа – перекрытие афгано-пакистанской границы и перехват караванов с вооружением и боеприпасами.  Без выполнения этой задачи было затруднительно снизить боевую активность душманов.

   С 1982 года батальоны спецназа стали укомплектовывать в основном военнослужащими – славянами.  Поэтому весной 1984 года оба батальона были  передислоцированы ближе к афгано-пакистанской границе: под Джелалабад и Газни. Батальоны стали называться по месту дислокации (Джелалабадский и т.п.). Кроме этого, в начале 1984 года под Кандагар ввели третий батальон (также бывший «мусульманский»).

   После этого была создана приграничная зона «Завеса» по линии Кандагар – Газни – Джелалабад, которой пытались перекрыть около 200 караванных маршрутов в Афганистан из Пакистана. Для усиления был введён ещё батальон в Баграм, который стал резервом штаба армии (в 1985 году передислоцирован в район Бараки).

   Первые операции показали, что надо увеличивать численность спецподразделений. К лету 1985 года количество батальонов спецназа стало больше в два раза.  Из Союза ввели три новых батальона (под Лашкаргах, Шахджой, в Асадабад),  в Афганистане был сформирован ещё один батальон (Фарахский).  Эти 8 батальонов вошли в 22-ю и 15-ю бригады спецназа, штабы которых также ввели в Афганистан в начале 1985г. Кабульская рота осталась отдельной в подчинении штаба армии.


                3

       Основной задачей спецназа стала «караванная» война. Проблема караванов всегда вызывала озабоченность советского командования, чтобы её решить прибегали к разным способам: минировали границу, наносили бомбово-штурмовые удары по предполагаемым местам стоянок караванов, совершали облёты больших участков приграничных территорий на вертолётах. Однако все эти действия лишь нарушали жизнь местного населения и вынуждали целые племена уходить в Пакистан.

   Безусловно, исламские оппозиционеры несли определённые потери от таких акций советских войск, но не оставляли попыток продолжать переброску снаряжения и оружия. Так, после широкомасштабного минирования перевалов и троп в декабре 1984 года в провинции Кунар, оппозиция через месяц возобновила поставки в прежнем объеме, чтобы разминировать тропы, по ним стали прогонять стада баранов или пленных и заложников.

   Наиболее эффективным был перехват караванов путем создания засад на известных караванных маршрутах. Он включал в себя целый комплекс мероприятий.  Постоянное наблюдение за караванными тропами, уточнение полученных разведданных о проходе каравана в нескольких источниках, разработка способов незаметного выдвижения к месту засады.

  Получив разведданные о предполагаемом проходе каравана, спецназ вылетал на вертолетах или выдвигался на бронетехнике в заданный район. За 15- 20 км до места будущей засады спецназовцы спешивались, а техника уходила на базу или ближайший советский пост. Спецназ совершал в быстром темпе пеший переход к месту засады (обычно ночью). По времени бои бывали очень скоротечными. Сделав дело, солдаты взрывали захваченные боеприпасы и транспорт, забирая с собой лишь трофейное оружие.  В назначенное время появлялись вертолёты и бронетехника, и группы возвращались обратно.  Но моджахеды обычно проводили  тщательную разведку маршрута, останавливаясь в таких местах, где можно было хорошо спрятаться. Выставлялись ложные караваны, а основные продвигались частями, чтобы максимально снизить урон в случае столкновения с засадой.

    В конце  1984 года две роты Джелалабадского батальона (командир – майор Дементьев) устроили засаду в районе Мазаричина провинции Нангархар. Спецназ просидел в засаде двое суток и уже собирался вернуться на базу, когда был получен условный сигнал от агента из базового района оппозиции в Пакистане о выходе каравана. Через несколько часов показался караван с охранением, которому  дали втянуться на всю глубину засады. Сотни вьючных животных везли ракеты, ящики с боеприпасами, оружие. Под стать каравану была охрана: около 200 боевиков.  Но было решено атаковать, невзирая на неравенство сил.  Спецназовцы нанесли мощный, внезапный удар и победили. После боя, который продолжался несколько часов, среди завалов из мертвых ишаков и верблюдов насчитали около 220 трупов душманов. Спецназ практически потерь не понёс.

   Некоторые батальоны почти каждый месяц уничтожали по 2-3 каравана. Однако, по оценке самих спецназовцев и данных разведки, перехватывалось всего 12-15 процентов караванов, шедших в Афганистан. Лишь в одном из 3 выходов с базы спецназ сталкивался с противником.


                4
      Война живет по своим законам. Предусмотреть всё практически невозможно. И у спецназа поэтому бывали неудачи.  Например,  в конце октября 1987 года в Кандагарском батальоне была информация от местного агента о караванной тропе, которой регулярно пользовались душманы.  В батальоне сформировали отряд в 32 человека под командованием майора Удовиченко. Днём спецназ на технике вышел к заданному району, оставил её на советском посту, а с наступлением сумерек, углубился в «зелёную зону», чтобы оседлать тропу в заброшенном кишлаке. При попытке захвата разведдозора душманов группа  была обнаружена  и атакована бандой до 400 человек.  Завязался тяжёлый  7-часовой бой, в котором погибло 12 советских воинов (включая Удовиченко), почти все остальные получили ранения различной тяжести. Если бы на выручку группе не пришли батальон и авиация, то группа была бы полностью уничтожена.

    Буквально через месяц, в конце ноября 1987 года почти полностью погибла группа Шахджойского батальона (командир – старший лейтенант Онищук), в которой из 16 человек уцелело 4.  В этой группе был уралец из Талицы Юрий Исламов, который посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

   Исламские оппозиционеры, чтобы избежать потерь караванов, стали прибегать к тактическому приёму: сразу же, почти после перехода афганской границы, караван разгружался и «товар» передавался в течение суток представителям различных отрядов оппозиции и перегружался на несколько маленьких караванов.

   Вскоре эта тактическая хитрость была разгадана, и спецназ стал активно применять налёты на укрепрайоны и базы,  в которых могли располагаться стоянки караванов.

   Результативной была операция Джелалабадского батальона (командир – капитан Абзалимов) при поддержке Асадабадского батальона (командир – капитан Быков) в апреле 1986 года по разгрому базы в Карера. Однако этот бой, в целом успешный для спецназа, приобрёл скандальную известность: Карера находилась на самой границе с Пакистаном, и наши солдаты вторглись  на чужую территорию.

    Среди советских войск в Афганистане спецназ относился к тем подразделениям, которые  могли успешно действовать ночью в кишлаках, в условиях полной темноты, когда противники сходились вплотную, и бой становился рукопашным. Поэтому в некоторых спецподразделениях использовались вместо штык-ножей и ножей разведчика самодельные заточенные пики из кусков строительной арматуры, которые носились в поясных ремнях в специализированных ножнах из обычных резиновых шлангов.

    Типичным примером ночного налёта на кишлак служит операция, проведённая Джелалабадским батальоном в феврале 1985 года, когда в ночном бою было уничтожено  28 главарей отрядов исламской оппозиции провинции Нангархар месте с охраной.   После этой акции активность душманов почти на месяц была сведена в этом районе к нулю.
  Но основной упор делался на борьбу с караванами путем облёта караванных троп вертолётами с досмотровыми группами на борту.  Обычно для облёта выделялось 4 вертолёта: 2 МИ-8 с досмотровой группой, 2 МИ-24 для огневой поддержки (для этих целей в каждой бригаде спецназа  была отдельная, в 16-18 машин, вертолётная эскадрилья, в каждом батальоне спецназа  - вертолётное звено в 8-10 машин). В сутки совершалось, как правило, 2-3 вылета, каждый продолжительностью до 90 минут.  В перерывах между облётами производилась дозаправка и пополнение боезапаса.  Во время таких облётов уничтожались не только отдельные группы, одиночные машины, всадники мотоциклисты, но и достаточно крупные караваны. Однако в горной местности эффект от применения вертолётов был невелик.  Так группа из Газнийского батальона, во время облёта, обнаружила несколько грузовиков, следовавших от пакистанской границы. По требованию спецназа грузовики остановились и 2 МИ-8 совершили посадку для досмотра. В этот момент со стороны сопок, находящихся вблизи, на группу обрушился огонь. Оказалось, что рядом находятся  замаскированные огневые позиции противника. Оба вертолёта были сожжены,  погибло 6 человек (включая командира группы).


                5

      Большинство облётов караванов на вертолётах заканчивалось победой спецназа. Именно во время облёта был захвачен американский ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) «Стингер», появление которого привело к увеличению потерь советской авиации  в Афганистане. Спецназу была предоставлена задача захватить «Стингер», в случае удачи командиру группы обещали «Золотую звезду». 

   В январе 1987 года группа Шахджойского батальона (командир – майор Сергеев) вылетела на поиск каравана, в котором, по данным разведки, находился «Стингер». Во время поиска вертолёты обнаружили группу мотоциклистов и атаковали её (во время атаки душманы произвели 2 пуска «Стингера», но промахнулись). Высадившийся десант уничтожил группу и захватил «Стингер», но Сергеев получил только орден Красной Звезды.

   Сродни облётам было совершение рейдов на бронетехнике продолжительностью иногда на несколько суток. Такие действия были менее результативны, чем засады, облёты и налёты, но и они доставляли немало хлопот исламской оппозиции.
   Иногда спецназ проводил операции с переодеванием наших солдат в афганскую национальную одежду: под видом каравана или отряда оппозиции они проникали вглубь территории, контролируемой исламскими моджахедами: внезапно нападали на них или производили разведку. Обычно такие операции проводились совместно с сотрудниками ХАДа  (афганские органы безопасности),  использовались трофейные машины-вездеходы или трактора.

  Трудность была в том, что даже переодетых в афганцев солдат можно было узнать по походке или внешнему виду, для большинства спецназовцев существовал и языковый барьер. Но и такие операции, большей частью, заканчивались удачей…

Вместо послесловия

Он вернулся из Афганистана,
Побывав у смерти на краю.
Как незаживающая рана –
Сердце, опалённое в бою.

Никуда от памяти не скрыться:
Пламя обжигает, душит дым,
И опять друзей погибших лица
Наяву восходит перед ним.

Как ему теперь на белом свете
Жить, чтоб оправдать надежду их?
Молодой, седой, двадцатилетний
Сколько он увидел и постиг?!

Он стоит над тихою Двиною,
Чистый перед Родиной своей
И перед афганскою  землёю,
Что впитала кровь его друзей.

/Колесников В.В./




Использованные материалы:

-Волков А. «Спецназ: Караванная война», Е. 1994г.;
-Ляховский А.А., Забродин В.М. «Тайны афганской войны», М. 1991г.;
-Рунов В. «Афганская война: Боевые операции», М. 2008г.;
-Симонов В. «Высоты солдатского долга», газета «Ветеран Афганистана», апрель 1993г.;



                ***