Конфета от Януковича

Алексей Комаровский


Наверное, многие в Украине ещё помнят, как во время киевского парада 2003 года по случаю 60-й годовщины освобождения Украины от немецких оккупантов, стоя на трибуне перед телекамерами будущий президент Украины Виктор Янукович кормил будущего президента России Дмитрия Медведева с ладошки конфеткой.
http://video.online.ua/28747/


И вот хотелось бы взглянуть через призму того случая на недавние харьковские соглашения между Украиной и Российской Федерацией.


После харьковской встречи президентов Януковича и Медведева, состоявшейся 21 апреля 2010 года, прошла почти неделя, а страсти по поводу подписанных во время неё соглашений всё никак не утихнут.


Напомню, что речь идёт о принятом решении продлить Москве срок пребывания её флота на украинской территории до 2042 года в обмен на снижение для Украины цены за поставляемый ей российский газ.


Не вдаваясь в подробный обзор возникших по этому поводу полярных мнений и оценок, хочется рассмотреть результаты вышеупомянутых договорённостей с позитивной точки зрения.


На подобные размышления натолкнули бодрые реляции российских СМИ на тему: «Как мы здорово «обули» Украину!».

 
Стало весьма обидно читать и слушать о том, что от этих договорённостей выиграла только Россия, а Украина осталась, чуть ли не в дураках.


Поэтому предлагаю рассмотреть достигнутые соглашения исключительно с точки зрения однозначной победы Украины.


Представим, что на одной чаше весов находится цена на газ, от которой напрямую зависят перспективы роста украинской экономики и нашего с вами благосостояния, а на другой – Черноморский флот Российской Федерации, от сроков и условий пребывания которого в Украине, реально ни холодно, ни жарко подавляющему большинству как украинцев, так и жителей РФ.


Для понимания этого факта, необходимо исходить из аксиомы: цена на российский газ для Украины – это реальность, а присутствие российского флота в украинском  Крыму – символ, и не более. И за этот символ былого величия, воспоминания о котором служат российским гражданам хоть каким-то утешением в нерадостной  повседневности,  российское руководство готово платить Украине реальными вещами. Тем же снижением газовой цены.


Для осознания этой истины предлагаю пристальнее рассмотреть то, что представляет собой  на сегодняшний день пресловутый «Черноморский флот Российской Федерации», основная часть которого, волею судеб оказалась на территории независимого государства Украина.


Итак, пропуская так называемые суда обеспечения и ракетные катера, базирующиеся в российском Новороссийске, перечислим, прежде всего, боевые единицы Черноморского флота и их нынешнее состояние.


Флагманом данной военно-морской группировки является спущенный на воду в далёком 1979 году крейсер «Москва»;

кроме того, в наличии имеются три больших противолодочных корабля: «Керчь», спущеный на воду 21.07.1972, «Сметливый» (26.08.1967) и «Очаков» (30.04.1971. С 1990 года на ремонте и модернизации. В конце 2008 года работы заморожены);

два сторожевых корабля: «Ладный» (07.05.1980) и «Пытливый» (16.04.1981);

семь больших десантных кораблей: «Николай Фильченков» (заложен в 1975), «Орск» (1968), «Саратов» (1966), «Азов» (1990), «Новочеркасск» (1987), «Цезарь Куников» (1986), «Ямал» (1986);

две подводные лодки: Б-871 «Алроса» (1990, в ремонте) и Б-380 «Святой князь Георгий» (1982, на ремонте и модернизации. В марте 2009 г ремонт прекращён);

четыре малых противолодочных корабля: «Александровец» (1982) «Суздалец» (1983), «Муромец» (1982), «Владимирец» (1990);

ещё есть 418-й дивизион тральщиков, который включает в себя четыре морских тральщика проекта: «Иван Голубец», «Вице-адмирал Жуков», «Турбинист» и «Ковровец», самый новый из которых, «Вице-адмирал Жуков», аж 1978 года закладки.


Таким образом, от когда-то могучей черноморской эскадры Советского Союза на сегодняшний день осталось чуть более двух десятков довольно изношенных посудин, в среднем тридцатилетней давности, не представляющих реально никакой угрозы для флотов потенциальных противников (ВМС Украины, по понятным причинам здесь не рассматриваются). Флоты Турции, Румынии и Болгарии на сегодняшний день являются гораздо более крупными соединениями, чем ЧФ РФ, не говоря уже об их боеспособности.


Кроме того, не следует забывать тот факт, что Чёрное море, по сути, является практически закрытым водоёмом, единственный выход из которого – пролив Босфор контролирует Турция, являющаяся членом НАТО.


Отсюда вытекает единственно возможное предназначение Черноморского флота – пугать Грузию и своим присутствием влиять на политику Украины.


Но если с первой задачей, в смысле пугания Грузии, ЧФ ещё так-сяк в 2008 году справился, то о его реальном, а не мнимом воздействии на украинскую политику и вовсе говорить не приходится. Во всяком случае, российские морпехи во время приснопамятной оранжевой революции тихо сидели по своим казармам и никуда не высовывались.


Хотя, если верить некоторым отечественным политикам, ЧФ только для того и предназначен, чтобы, в случае чего, оторвать Крым от Украины. Возможно, кому-то этого действительно очень бы хотелось, но это именно тот случай, когда желания абсолютно не совпадают с возможностями.


А теперь давайте представим себе, что произойдёт со всеми этими «сметливыми», «пытливыми» и пока ещё «ладными» до 2042 года?


Большинство из них, учитывая их преклонный возраст, могут успешно проржаветь и до пресловутого 2017 года.  А что тогда говорить о состоянии этих кораблей еще через 25 лет?


Можно возразить, что теперь, после харьковских соглашений, у России появилась возможность пополнить ЧФ новыми кораблями. Об этом прямо говорится в информационных сообщениях:
«Теперь, когда у флота появилась перспектива, он получит новые корабли — не менее двух корветов проекта 20380 и трех модернизированных подлодок проекта 877, говорит офицер центрального аппарата Минобороны РФ, это произойдет через несколько лет. Без пополнения флот исчез бы сам собой к 2017 г., напоминает офицер флота».
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/04/22/232129


Но пополнение ЧФ новыми кораблями да ещё и в достаточном количестве – ещё один случай, когда желания резко не совпадают с возможностями. Чтобы убедится в достоверности этих малоутешительных прогнозов достаточно вспомнить, что за 2007-2008 годы ЧФ РФ получил аж целых два (!) новых плавсредства: десантный катер и тральщик, пополнившие даже не крымскую, а новороссийскую базу ЧФ. И вряд ли эти темпы пополнения ЧФ в обозримом будущем сильно изменятся.


 «Сегодня в России строится две серии новых боевых кораблей, которые теоретически могли бы пополнить ЧФ. Это дизельные подлодки проекта 677 (головная «Санкт-Петербург», заложенная в 1997 году, сейчас проходит испытания, еще две строятся) и сторожевые корабли (корветы) проекта 20380 (головной «Стерегущий», заложенный в 2001 году, введен в состав ВМФ в начале этого года, еще три находятся на верфях). Эти семь единиц рассчитаны на весь ВМФ РФ. По имеющимся сведениям, они уже расписаны между Северным флотом, Тихоокеанским флотом и Балтийским флотом, черноморцы не получат ничего. Учитывая очень низкий темп строительства новых кораблей, даже если будут закладываться следующие корпуса, в самом лучшем случае ЧФ до 2017 года может получить одну подводную лодку и 1—2 сторожевика».


Поэтому, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что проблема российского черноморского флота для Украины вполне может решиться сама собой.


Президент Янукович этим договором просто предоставил Черноморскому флоту возможность до 2042 года спокойно сгнить в Севастопольской бухте.


При этом он, как бывший директор автобазы, с выгодой решил еще один важный вопрос.


Если бы срок пребывания ЧФ в Крыму был меньшим, его корабли могли бы уплыть своим ходом. А так, проржавев до дыр у Севастопольских причалов, эти самые корабли из камня преткновения для Украины превратятся в груду ценнейшего металлолома, вывезти который целиком Россия вряд ли сумеет, и который Украина сможет оставить себе и с выгодой реализовать.

 
Таким образом, продление срока пребывания Черноморского флота на территории Украины может оказаться той самой сладкой конфеткой, скормив которую Медведеву, Янукович приобрёл для Украины немалые выгоды.


Все остальные оценки подписанных в Харькове договорённостей также имеют право на существование. Но, как говорится, судите сами.