Фредерик Чёрч

Константин Рыжов
Великий американский художник Фредерик Эдвин Чёрч родился  в мае 1826 г.  в Гартфорде (штат Коннеектикут). Его родители благожелательно смотрели на увлечение мальчика искусством и постарались дать сыну соответствующее образование. Сначала с Фредериком занимались два местных живописца, а потом англичанин Томас Коул. После смерти наставника Чёрч продолжил обучение в художественной студии в Нью-Йорке. С европейским искусством он познакомился гораздо позже. В юности Чёрч усердно изучал природу севера  и юга Америки и уже тогда питал особенное пристрастие к изображению величественных местностей в моменты  эффектных атмосферных явлений (http://proza.ru/2011/12/14/415). Одним из первых его произведений, обративших внимание публики, был вид Ист-Рока близ Ньюгевна. С тех пор пейзажи Чёрча начинают пользоваться спросом у любителей живописи.

Однако свою подлинную тему Чёрч нашел только в начале 50-х гг. В 1852 г. появился английский перевод книги  великого немецкого натуралиста  Александра Гумбольда о его путешествии в Экваториальную Америку. Она произвела огромное впечатление на художника, и  в 1853 г. Чёрч уже был в Эквадоре. Он останавливается в том же доме в Киото, где жил Гумбольд и пишет с натуры  великие горные цепи и тропические леса Новой Гранады, рассказ о которых нашел у немецкого ученого. Влияние Гумбольда хорошо чувствуется в полотнах Чёрча. Его пейзажи наполнены не только светом солнца, но и особого рода интеллектуальностью. Нынче кажется, что язык естественных наук сух и бесцветен.  Но в середине XIX столетия научный подход к природе  еще имел в себе пряный привкус романтики. Ощущение безграничной свободы и широких перспектив грядущего дня было созвучно тому чувству, что рождают в нас пейзажи Чёрча: земля на заре, видимая с вершины высокой горы, безбрежное, подернутое дымкой море в лучах восходящего солнца, легкие  завитки облаков,  крутые скалы и вздымающиеся вверх деревья. Это был героический, вдохновенный взгляд на природу, который Чёрч попытался  перенести в пейзажную живопись.

Окончательно манера письма Чёрча сформировалась в его  знаменитом «Закате» (1856) (http://proza.ru/2011/12/14/420). Во время путешествий ему не раз приходилось наблюдать в горах поразительные по своей красоте закаты. Но он долго не мог найти краски, чтобы отразить на полотне необычную красоту сумеречно неба. Пытаясь поймать, ускользающее видение, он делает множество набросков различных видов облаков в разное время суток. В  «Закате» Чёрч решительно рвет с традицией американской пейзажной живописи. Он показывает свет, воздух и облака так, как никто не показывал их до него. Проникая внутрь пространства картины, зритель инстинктивно  устремляет свой взор на небо, где ряд облаков стремительно движется в направлении горного пика. Свет и атмосфера кажутся зрителю обширным мысом в границах картины.

Успех «Заката» побудил художника пуститься  в 1857 г.  еще дальше на юг, в тропические страны. Плодами этой поездки были его пейзажи: «Вулкан Котопахи» (http://proza.ru/2011/12/14/425) (1862), «Дождь под тропиками», «Чимборазо» и особенно замечательное «Сердце Анд» (http://proza.ru/2011/12/14/427) - монументальная картина, пронизанная тропическим жаром и удивительно эффектная по разыгранному в ней освещению.

В «Котопахи» современники увидели извечную картину борьбы между силами жизни и смерти. Далеко вверху среди гребней гор, в холодном блеске утра поднимается конус вулкана, бледный из-за покрывающих его снегов. Столб черного дыма над ним  вносит в картину дух странной фантастики. Два великих космических персонажа – солнце и вулкан  - словно борются друг с другом за верховную власть. Их противостояние исполнено бесконечного напряжения. Оба «актера»  обеспечены разнообразными чертами величавости, красоты и живописности. Характер и активность, контраст и повторение - два вневременных принципа, которые утверждает эта драма. Картина, нарисованная Чёрчем была настолько поразительна, что он получил у современников прозвание «Микеланджело ландшафтной живописи».
Написав после этого два превосходных вида Ниагарского водопада, один с Канадского берега, другой с середины реки, Чёрч отправился  на Лабрадор и в ледовитые края Северной Америки. По возвращении оттуда он исполнил несколько видов Ледяных гор, остановивших на себе всеобщее внимание  на выставке лондонской королевской  академии в 1863 г.

 В 1866 г. Чёрч посетил Ямайку. В 1868 г. он отправился в  Европу, объездил всю Грецию, побывал на Восток. Из этого путешествия он привез много этюдов, на основе которых были потом написаны  виды  афинского Парфенона (1871), Дамаска, пещерного храма в Каменистой Аравии и Иерусалима. Каждый эскиз  Чёрча, выполненный в масле на бумаге, есть маленькое чудо наблюдательности. Поглощенный пылкими поисками знаний, он изучает жизнь каждой грани природы – деревья, камни, небо, плывущие льдины – все это есть аналогия знаний, показанных посредством пейзажей Чёрча. Его большие композиции, созданные в студии по этим эскизам, бывают порой менее удовлетворительны.

К сожалению, поздние полотна Чёрча, написанные им после 1865 г., значительно уступают его ранним работам, отмеченным печатью истинного гения.  Умер художник  в апреле 1900 г.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281