Грендель как предок чёрных Рюриковичей

Олег Гуцуляк
ГРЕНДЕЛЬ — ПРЕДОК ЧЁРНЫХ РЮРИКОВИЧЕЙ
   
В Европе норманнов датских и скандинавских называли, соответственно, «темные/черные» и «светлые/белые» (в ирландских источниках – «дубгалл», Dubhghaill и «финнгалл», Finnghaill, где ghaill «иностранцы, колонисты»), хотя языки их почти не различались между собой [Гуревич А.Я. Викинги – легенды и реальность // Гуревич А. Я. Избранные труды.– СПб.: Издательство Фонда поддержки науки и образования «Университетская книга», 1996. – Т. 1. Древние германцы. Викинги. – С. – https://norse.ulver.com/articles/gurevich/vikings/vikings.html ].

На этом основании можно предложить гипотезу, согласно которой в Киеве, Смоленске , Турове, Пинске, Мозыре, Клецке, Бересте княжили династии скандинавского («светлого») происхождения и называлась их «русь» «белой», а в Новгороде, Полоцке, Ростове, Белоозере, Ладоге, Чернигове, Ковно (дат. skoven «лес») сидели династии датчан («темных») и называлась их «русь» «черной».

Об противостоянии «черных» и «белых» рассказывается во многих сагах.

***

Датская традиция («Сага о Скьёльдунгах», «Skj;ldunga saga») знает конунга Хельго (Helgo), сыном которого был Хрольф (Hr;;iwulfaz – «знаменитый волк»), прозванный «Краки» («Жердинка»; сер. VІ в.; Hr;lfr Kraki, лат. Rolfo Krake, Rolvo).

Именно от имени «Хельги» («Священный») происходит имя «Олег», а «Краки» явно вызывает в памяти польского генеалогического героя Крака, убившего на горе Вавель дракона и основавшего Краков (хорваты считают, что, собственно, в этом предании рассказывается о порабощении варягами их прародины Белой Хорватии и основании на месте её столицы города Хорват города Краков).

Сыном Хрольфа Краки был Гезер (Гетрик, Hother, Haudo; Хьёрвард, Heoroweard, лат. Hiorvardus), которого в поединке убил некий скандинав, последователь бога Одина по имени Боус (Bous; в разных источниках такие написания имени – Bёo, Beowa, Beowine, Beowulf). Как известно из англосаксонского эпоса «Беофульф», Беовульф убил в Дании Гренделя, который истреблял дружинников Хродгара, и его мать, пытающуюся мстить герою.

Безымянная дочь Гетрика (Готрика) была женой конунга Сигурда (ок. 710 г.), сына Рандвера, и матерью конунга Сигурда Ринга-«Кольцо» (ок. 740 г.) и бабушкой конунга Рагнара Лодброка-«Кожанные штаны» (770-845 гг.), добившегося руки хранительницы змей Торы (;;ra Borgarhj;rtr Herrau;sd;ttir), дочери Геррауда и Глейд.

Сыном Гезера (Гетрика) был Рорик (Roric, Roricus, Rorik, Родерик, Roderic, Hrearech; Хрёрик, лат. R;recus, Hre;ric), сын которого Виглез (Vigleth) основал в Кимбрии город Wiburg.

Имя Рорик получил от торгового города ободритов (бодричей) Рерик / Рарог (ныне Мекленбург), которым его отец овладел 808 г.

Название города, вероятно, имеет связь с антропонимом Эрарих (готск. Erareiks, лат. Ariaricus, греч. ;;;;;;;;). Его носил вождь племени ругиев, которые вместе с остготами переселились в Италию, не смешиваясь однако с ними, и поселились в провинции Венеция. В мае 541 г. он был выбран королем остроготов-грейтунгов, но в октябре 541 г. был убит заговорщиками. Корнелий Тацит в трактате «Германия» локализовал местоположение германского племени ругиев на побережье Балтики, к востоку от Ютландского полуострова. Тацит сообщил, что они отличаются от других племён круглыми щитами, короткими мечами и покорностью царям. Соседями ругов на востоке были балтские племена эстиев, считающиеся предками пруссов, к югу от ругов обитали готы («готоны», по Тациту). Некоторые исследователи указывают на ругов наряду с готами как на носителей оксывской археологической культуры (II в. до н. э. – I в.) в Польском Поморье (между Одером и Вислой). Ругов Клавдий Птолемей (ІІ в. н.э.) разместил в Великой Германии (;;;;;;;;; ;;;;;;;, Germanias Megales) на побережье Балтики между Одером (река Виадуа) и Вислой, называя их ругиклеями (;;;;;;;;;;;, Rugiclei). В их землях Птолемей обозначил нахождение города Ругиума (;;;;;;;). Примерно в тех местах в XIII в. возник город R;genwalde (совр. польский Дарлово). Готский писатель середины VI в. Иордан, перечисляя древние племена Скандинавского полуострова, назвал среди прочих и ругов, выделяющихся ростом и схожих в этом с данами. В южной Норвегии была провинция Rygiafylke (совр. Ругаланн), название которой указывает на возможное место проживания ругов. Иордан также назвал племя ульмеругов, то есть островных ругов, среди обитателей Балтийского побережья. Проживание ругов в тех краях отмечено в топониме Рюген, острова недалеко от устья Одера. Рюген в конце VI-VII вв. был заселён прибалтийскими славянами (стров назывался ими Руян, а жители – руяне или раны), а к XV в. стал немецким. В «Видсиде», древнейшем памятнике германской поэзии (IV-VI вв.), в списке наиболее известных племён Европы упоминаются руги и островные руги (хольмрюгги) без их географической локализаци. По Иордану часть ругов поселилась в восточной Фракии (совр. европейская часть Турции), большая их часть осталась на северном берегу Дуная около римской провинции Норик (недалеко от современной Вены). В чешском языке современное название Австрии – Rakousko, что можно перевести как «земля ругов». Их землю на Дунае (Rugorum patria) после разгрома скиром Одоакром заняли лангобарды, как о том сообщает Павел Диакон в «Истории лангобардов». После захвата Италии войсками византийского императора Юстиниана племя готов, а вместе с ними и руги-германцы, исчезли в Италии. Одно из последних свидетельств о ругах относится к 558 году, когда их упомянул в списке варварских племён в эпитафии, посвящённой святому Мартину Турскому, епископ Мартин Бракарский, уроженец Паннонии, где ещё жила память о германском племени, обитавшем недалеко от тех мест. Историк Беда Достопочтенный упомянул в своей «Церковной истории народа англов» (начало VIII в.) ругиев на побережье Балтики, причислив их к германским племенам. В X в. этноним руги был перенесён западноевропейцами на жителей Киевской Руси. Самое раннее упоминание о ругах-славянах содержится в «Раффельштеттенском таможенном уставе», изданном около 905 г. для взымания торговых пошлин с купцов от ругов и богемов (чехов), желающих торговать в Баварской Восточной марке на Дунае. Продолжатель Регинона, рассказывая о миссии епископа Адальберта в 961-962 годах в Киев, называет княгиню Ольгу королевой ругов (reginae Rugorum) и неоднократно именует русов ругами. Английский священник Роджер в своей «Хронике» конца XII в., описывая события в Англии в 1-й половине XI в., пишет об одном знатном изгнаннике: «бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией». Сообщая об свадьбе Анны Ярославны и короля Франции Генриха І, Гийом Жюмьежский, автор истории норманнов, писал, что король женился на дочери короля ругов.

В хронике Адама Бременского слово Рерик используется как второе название славян-ободритов. Средневековые хронисты указывают на смешанный характер населения торговых городов Балтики (Хайтаба, Рерика, Старигарда/Ольденбурга, Волина/Юмна, Зеебурга, Штетина и др.).  В Мекленбурге существует легенда, согласно которой, ободриты (поморские славяне) послали трёх своих князей, детей князя Годлава (Годослава), княжить на Русь. Некоторые историки считают, что возможно Рюрик был одним из них.

В «Ксантенских анналах» в 845 году упоминался Рорик (Rorik), король вендов и ободритов. Он пришёл к власти сразу после кончины предыдущего вождя  Регинхери. Регинхери известен тем, что возглавлял варягов во время осады Парижа. Вероятно, тут имеется ввиду Рагнар Лодброк. Например, в  «Ксантенских аналах» сообщается: «… 845. В округе Вормсфельд дважды произошло землетрясение: первый раз в ночь на вербное Воскресение, второй раз в святую ночь воскрешения Христова. В том же году во многих местах язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч. Другая часть их устремились в Галлию, и там погибло из них более 600 человек. Однако Карл, по причине своей [военной] праздности, отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра, чтобы они ушли из Галлии; что они и сделали. Несмотря на это, были разрушены очень многие святые монастыри, и они увели в плен многих христиан. В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели» [Ксантенские анналы / Пер. с англ. А.И. Сидорова // Историки эпохи Каролингов. – М.РОССПЭН, 1999. – http://www.pereplet.ru/gorm/chrons/ksanten.htm ].

До 850-х гг. Рорик Гезерсон владел крупным торговым центром во Фрисландии — Дуурстеде (Дорестадом или Дореснадом), затем в 855 г. ушёл в Ютландию, участвовал в военно-политических событиях в проливах, совершал набеги на Фризию, Батавию и другие места по Рейну вплоть до 860 г.

Официально Рорик (Ruorich) вместе с братом (дядей) Харальдом Клакком владел леном на франкской территории, будучи связан вассальными отношениями сначала с императором Людовиком Благочестивым, потом (в разные годы) с его сыновьями – Лотарем, Людвигом Немецким и Карлом Лысым [Пчелов Е.В. Был ли древнерусский Рюрик Рориком ютландским? // Вопросы истории. – 2012. – №10. – C.103-104]. Что, естественно, давало им возможность выводить себя «от франков» в широком смысле этого понятия, принятом в то время в Европе (франками называли жителей земель, подвластных императору Карлу Великому и его потомкам). В начале 840-х гг. резиденцией Рорика служил остров Виринген (Wieringen), а его брат обосновался на Вальхерене. Богатый город Дорестад находился в их совместном владении.  В «Фульдских аналах» упоминается под 850 и 852 гг., что при императоре Лотаре Рорик и Харальд были ложно обвинены в измене, посажены в темницу, где Харольд умер, но Рорик бежал оттуда к Людовику Немецкому, после чего несколько лет жил во владениях саксов [Пчелов Е.В. Был ли древнерусский Рюрик Рориком ютландским? // Вопросы истории. – 2012. – №10. – C.105]. Именно Людовик Немецкий в 844 г. актом устранил верховную власть ободритского «короля» – главы племенного союза ободритов (собственно династии Вышанов, возвысившейся благодаря Карлу Великому; одним из них был Гостомысл, 830-844 г., «королем Руяны» его называет т.н. «грамота Корвейского монастыря», а в новгородской версии – он отец Умилы, жены Рюрика) и утвердил многовластие в лице duces – князей отдельных племен, входивших в ободритский союз. Видимо, «смотрящим» над ними он и поставил Рорика, кузеном которого и племянником Годлава был Чедраг, сын Дражко и внук Вышана.

Затем Рорик, собрав войско из норманнов, принялся опустошать пиратскими набегами северные берега Лотаревой державы и отвоевал Дорестад и Утрехт. По совету приближённых император Лотарь пошёл с ним на мир с условием, что Рёрик будет ограждать северные земли Лотаря от набегов датчан. Во время правления Рёрика в Дорестаде и Утрехте там продолжала чеканиться монета с профилем Лотаря, что свидетельствовало о вассальном положении Рёрика по отношению к франкскому императору. Пределы его владений в эти годы установить довольно сложно. Из источников следует, что Рёрик господствовал в Кеннемерланде, в Гендте на Ваале и на Зеландских островах. Утрехтский епископ Хунгер перебрался за пределы владений Рёрика, в Девентер. В 854 г., по сообщению «Бертинских анналов», Рорик с племянрником Готфредом Харальдсоном приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. С одобрения императора Лотаря им удалось занять земли за пограничной рекой Айдер, возможно, до самого фьорда Шлее, на котором стоял отеческий Хедебю. Около 857-862 гг. Рёрик совершил третий в IX в. датский поход против куршей и свеев. По данным Саксона Грамматика, он разбил их в морском сражении, после чего и остальных славян принудил платить ему дань.

В возмездие за нападение Рёрика на Хедебю его остров Бетуве (Батавия) вместе с Дорестадом и Утрехтом были атакованы датскими викингами. В 863 г. датские драккары были пропущены Рёриком вверх по Рейну в Рейнланд, где они разграбили и выжгли старинные города Нойс и Ксантен. Хронисты винят в этом нападении Рёрика. Реймсский архиепископ Хинкмар откликнулся на события 863 г. двумя посланиями. В письме к Рёрику он призывал его не давать приюта фландрскому графу Балдуину I, который сбежал с королевской дочерью. Во втором послании, адресованном утрехтскому епископу, Хинкмар советовал ему наложить на Рёрика епитимью за сотрудничество с варварами. Из этих писем следует, что к тому времени Рорик уже принял христианство.
В 867 г. во Фризии разгорелось восстание местных племён, вынудившее Рорика на время покинуть её пределы. Известий об этом восстании практически не сохранилось. Известно лишь, что в 870 г. Рорик вновь правил Фризией как «король варваров» (barbarorum rex). За год до этого умер Лотарь II, и Рёрик поспешил в Нимвеген для переговоров с унаследовавшим его земли Карлом Лысым. В 872 г. они вновь встречались, на этот раз в Маастрихте (его сопровождал племянник Рудольф Харальдсон). О содержании переговоров хронисты не сообщают.

Последнее упоминание о Рорике встречается в «Ксантенских анналах» в мае 873 г., когда он принёс присягу на верность Людовику Немецкому, но наделяется эпитетами «желчь/язва христианства» и «тиран».
В 882 г. император Карл III Толстый, сын Людовика Немецкого, передал бенефиций в «Киннине» (земли в Голландии, на реке Киннем), которым владел Рорик, предводителю норманнов Годфриду (погиб в 885 г.), принявшему крещение и взявшему в жены Гизлу, дочь короля Лотаря II.

В 884 г. упоминается некий племянник Рорека Сигфрид.

Таким образом, у исторического Рорика Гезерсона был дядя Харольд Клак (785-852), король Ютландии. От Людовика Благочестивого Харальд Клак получил титул графа Рюстрингена и земельные владения во Фрисландии, чтобы тот мог при необходимости укрыться в них от своих врагов. Вместе с ним в Данию прибыли направленный императором Людовиком миссионер святой Ансгар из Корвейского монастыря и большая группа монахов, которые должны были обратить в христианство языческие Данию и Швецию. В 829 г. Харальд Клак был окончательно свергнут с престола королём Хориком I. Вместе с его свержением завершилась и миссионерская миссия Ансгара. Харальд снова бежал в земли франков и обосновался в своих владениях во Фрисландии, дав императору клятву защищать северное побережье Франкского государства от набегов датчан и шведов, но в 852 г. был убит франкскими графами по подозрению в измене.

За О. Прицаком, сын Харольда Клака Снио (летописный Синеус) и был основателем Новгорода. Как утверждает в ХІ в. аль-Идрисси, варяги ещё помнили об этом и вторым названием Холмгарда (Новгорода) было «Город Снио», Snawbly (где «боли» означает «город»). Якобы Снио (Синеус) переселился в Новгород из-за великого голода в Дании и поселил в качестве своих крепосных (populares) полабских славян, в то время как Рорик (Рюрик) пришел на Ладогу как приглашенный княжить чужим для него народом.

Сам Харольд Клак принял в 826 г. крещение и умер после 842 г. Он был сыном Хальвдана, брата датского правителя Харальда. Этот Хальвдан в 782 г. ездил с посольской миссией к императору Карлу Великому. Братьями Харальда Клака были Ануло (ум. 812), Регинфрид (ум. 814) и Хемминг (ум. 837 г.). Высчитывая хронологию, Е.В. Пчелов предложил считать отцом Рорика  Хемминга [Пчелов Е.В. Был ли древнерусский Рюрик Рориком ютландским? // Вопросы истории. – 2012. – №10. – C.106].

Однако, по нашему мнению, Рорик с Харольдом Клаком был в родстве по материнской линии – одна из сестер Харольда как раз и могла быть женой Гезера (Гетрика), сына Хрольфа Краки, и родить от него Рорика.

В пользу отождествления Рорика Ютландского и Рюрика Ладожского приводят аргумент о хронологических лакунах в описании его деятельности во Фризии (в 863-870 гг. упоминаний в источниках о Рёрике нет), соответствующие упоминаниям о Рюрике Новгородском в русских летописях. Более весомым аргументом также считают близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.

***

По летописи, в 862 г. Рорик вместе с братьями Трувором и Синеусом был приглашен на княжение конфедерацией племён: славянскими (ильменскими словенами, кривичами) и угро-финнскими племенами (чудью и весью). Рюрик обосновался в Ладоге (город ильменских славян), Трувор – в Изборске (город кривичей), Синеус – на Белоозере (населенной чудью и весью).

Проблемной остается предлагаемая некоторыми исследователями связь русского князей Трувора и Рюрика с упомянутой на карте Птолемея “Tabvla Evropae III” топонимикой верхнерейнского региона, а именно г. Triuer (над левой притокой Рейна  Обринкой), древний Аugusta Triuerorum, столицы кельтского племени труверов, рядом с городом Rusiana, и города Augusta Rauricum, столицы племени рауриков.

После смерти Трувора и Синеуса вся власть в конфедерации сосредоточилась в руках Рюрика, он присоединяет к себе земли племен меря, весь, муром и этим расширяет Новгородское княжество от Волхова до устья Оки, раздает своим мужам волости и города (Полоцк, Ростов, Муром).

В 870 г. Рюрик возвращается на Запад для урегулирования отношений с франкскими и немецкими королями, а около 874 г. вновь появляется в Новгороде, где подавляет мятеж во главе с Вадимом Храбрым и вступает в брак с Ефандой (Едвинде) – дочерью одного из знатных новгородцев. Епископ Иоаким в утерянной, но процитированной историком Василием Татищевым летописи сообщает: «Имел Рюрик несколько жен, но больше всех любил Ефанду, дочь норвежского князя, и когда та родила сына Игоря, дал ей обещанный при море град с Ижарою в вено» [Татищев В.Н. История российская. Собрание сочинений. Том I. История российская. Часть первая. — М., 1994. — С. 110]. Имя «ижора» впервые встречается в русских летописях только в 1228 г., хотя еще за полвека до того «Ингрию» упомянул в своей булле папа Александр III.

Умер Рорик по одним данным в Новгороде, по другим – в Кореле (Кексгольм), по третьим сведениям – в походе, завещав управление новым государством и опекунство над сыном Игорем своему дальнему родственнику Олегу.

Причина ухода Рорика на Ладогу, видимо, кроется в династической традиции его рода Скьёльдунгов. Не сумев добыть его исторический центр – Хадебью, он решил испытать успеха в мифическом центре – в Ладоге.

Ведь именно на дочери ярла Альдейгьюборга (Ладоги) Свафе женился король готов Ангантюр (фигурирующий даже в «Беовульфе» под именем Онгентеов), один из 12-ти берсерков, сыновей великана Арнгрима и Эйвуры (Eyfura) или Хейд (Hei;r), дочери/сестры короля Гардарики (Руси) Сварфлами (владельца волшебного меча Тюрфинга, вокруг которого разворачивается действие «Саги о Хервёр»), сына девственной Гефьён и первого короля Гардарики Сирглами «Скьёлда»-«Щита» (под именем Scyld он также фигурирует в древнеанглийской поэме «Беовульф»), сына Одина («Песнь о Гротти»). Согласно Саксону Грамматику, Скьёльд был сыном конунга Хлёдра (др.-исл. Hl;;r, лат. Lotherus), сына Дана (сына Данпа, сына Рига, по «Саге об Инглингах»), и уже к пятнадцати годам продемонстрировал столь совершенные умения воина, что все его потомки стали называть себя Скьёльдунгами. Скьёльд разбил алеманнов, вождь которых соперничал с ним в борьбе за руку Альвхильды, дочери вождя саксов, и женился на Альвхильде. Она родила Скьёльду сына Грама.

От брака Ангантюра и дочери Свафе родилась дочь Хёрвер, которой и посвящена «Сага о Хёрвер» и которая, в свою очередь, имела сына Хейдрика – предка Ивара Широкие Объятья и Ауд Богатой – представителей рода Скьёльдунгов. Именно одним из мужей Ауд Богатой был Хрерик Метательное Кольцо – прославленный герой скандинавского эпоса, от которого у нее был сын Харальд по прозвищу Боезуб. Харальд являлся конунгом данов и вел частые войны, из-за чего и получил свое прозвище. Погиб он, будучи стариком, в войне со своим племянником, конунгом Уппсалы Сигурдом Кольцо. Историки относят это событие приблизительно к 770-775 году. У Харальда был сын Хальвдан, имевший, в свою очередь, вышеупомянутых четырех сыновей – Ануло, Харальда (Клакк), Регинфрида и Хемминга. Предположительно, именно Хальвдан в 782 г. потерял свои владения и отправил посольству к королю франков Карлу Великому, чтобы выхлопотать себе лен во владение. Ануло и Регинфрид погибли в 810-х гг в стычках с врагами, известно о них очень мало. Хемминг (названный в источниках «христианнейшим»), был королем в 811-812 гг. и также погиб. «Анналы Эйнхарда» называют братьев Хемминга (Hemmingi), Ханквина (Hancwin) и Ангандео (Angandeo), а также Осфрида (Osfred) по прозвищу Турдимуло, Варстейна (Warstein), Суоми (Suomi), Урма (Urm), другого Осфрида, сына Хейлигена, Осфрида из Сконе, Хебби и Аовина среди датчан подписавших в 811 г. мир между франками и данами . В 837 г. Харальд Клакк некоторое время был конунгом Ютландии, но бежал во Фрисландию, в область Рюстрингения, где и умер в 840-х гг.

Известны и другие представители рода Скъельдунгов, такие как Фроди Смелый, Хрольв Жердинка (Краки)и т.д. Также представителем рода был Рорик Ютландский, однако в каких отношениях он находился с Харальдом неизвестно (скорее всего, брат или племянник).

***

Е. Прицак считает, что в условиях противостояния датчан (язычников) скандинавам, ирландцам и англосаксам (христианам) первые для мобилизации язычества возрождают образ священного жертвенного героя «хельги». Им стал Лота Кнут (от дат. lodde, давн.-норв. lodinn «кучма», «лохматость»), сын короля Эрика ІІ Унги из династии Ильфингов («Волкодлаков»), выводящаяся от короля готов Германариха (Ярмерикуса). Именно он известен на Руси как Олег Вещий (сравним имя хельги Лота с англ. lot «жребий», «судьба»).

Исторические источники называют в 891 г. королем Дании язычника Хейлиго, которого «народ любил за справедливость и святость» (iustitia, sanctitas) и которого «сменил» на троне христианин Олав «из Швеции» (это не Олав Святой, который жил в ХІ веке!) со своими сыновьями Гнобом (Гнупа) и Гурдом (Гирдом), которые после его смерти правили Данией.

Как считает Е. Прицак, в 900 г. шведы и христиане изгнали Хельги Лота Кнута с его родом из Дании, и именно тогда он вынужден был отправиться на восток, где был известен как Олег Вещий (882-922).

Если сын Рорека Ютландского жил в английской Кимбрии, то сын Хельги Лота Кнута Свен Лангфот жил в Нормандии у короля Ролло (Хрольфа), а внук второго Гардегон (Горм Старый) начал отвоевание датских земель в 930 г. до своей смерти в 945 г. Странно, что в этом же году гибнет и сын Рорека Игорь, имевший также прозвище «Старый».

***

Скандинавская «Сага о Ньяле» («Nj;ls saga») [Сага о Ньяле. Nj;ls saga  // http://norse.ulver.com/src/isl/njala/] сохранила расказ о том, как Хильдигунна, дочь Старкада, уговаривает своего дядю Флоси «всеми чудесами Христа» отомстить за убийство её мужа Хескульда, сына Траина («Сага о Ньяле». XCVII, CXI, CXII, CXV, CXVI). Попав в Исландию, предание значительно историзировалось, будучи приписано новым конкретным персонажам из истории исландцев.

Но  можно предположить, что изначально речь в саге шла о других песонажах: норвежец Хёскульд (H;skuldur), сын Траина, воспитаник Ньяля и «годи Белого Мыса» (Hv;tanesgo;i), – это киевский Аскольд (+ Дир), Траин (;r;inn) – Троян, Флоси (Flosi) – таинственный Велес (связанный с клятвой-«скати»), имя Хильдигунна (Hildigunnur) сопоставимо с Гуннхильдой, документально засвидетельствованным вторым именем дочери польского князя Мешко I Дага Свентославы.

Возможно, что убийца скандинавов Аскольда и Дира Олег Вещий, родственник которого Рюрик определяется многими исследователями именно как датский (ютландский) – это убийца Хёскульда Мёрд, сын Вальгарда, из рода легендарного победоносного короля Дании Харальда Боезуба, сына Хрёрека(«Сага о Ньяле», XXV), прозванного  Метателем (Расточителем) Колец (Hr;rekr Sl;ngvanbaugi R;rik Sl;ngeborr;, R;rik Slyngebond). Последний был королем Дании и Зеландии (упоминается в «Лундских анналах», «Деянии данов», «Саге о Ньяле», «Книге о заселении Исландии» и других хрониках; интересно, что он – является через свою дочь Геруту дедом полулегендарного принца Амлета, прототипа главного героя пьесы Шекспира «Гамлет»), сыном аса Хёда, сына Одина и Фригг (по другим источникам, отцом Хрёрика Метателя Колец является Хальвдан, а дедом – Хрёрик Дробитель Колец). Хрёрек Метаталь Колец был убит своим тестем шведским королем Ивором Широкие Объятия (Ivar Vidfamne), но дочь последнего Ауде Богатая (Au;r in dj;p;;ga) дала с войском отпор отцу, а затем уехала с детьми в Гардарику (т.е. Русь), где около 710 г. выходит замуж за местного конунга Радбарта (сын Скира, конунга Гардарики и внука Ингвара IV Высокий, конунга свеев, убитый на острове Сааремаа, в волости Сальме) из рода Инглингов. Ивар, желая наказать дочь, пошёл войной против Радбарда, но погиб в пути около Карельского перешейка. От этого брака родился сын – Рандвер, будущий конунг Гардарики (некоторые исследователи приписывают Рандверу основание Альдейгьюборга (Старая Ладога)). В 753 г. Рандвер отослал своего единоутробного брата Харальда (снабдив его войском) в Данию для отвоевания отцовского престола. В результате Харальд стал датским королём. Уже будучи стариком, Харальд погиб в усобной войне со своим племянником (сыном единоутробного брата Рандвера), шведским конунгом Уппсалы Сигурдом Кольцо (Sigur;r Hringr) в легендарной битве при Бравалле или Бравеллире (770-775 гг.). Внуком Рандавера и сыном Сигурда Кольцо и был Рагнар Лодброк, добившийся брака с заклинательницей змей Торой, дочерью Геррауда.

Сыном Рагнара (Рагнера) Лодброка был Бйорн Йарнсид «Железнобокий» (Bj;rn J;rns;;a), а другим его прозвищем было «Витсерк» (hvit-serkr) – «одетый в белое» (вероятно, указывало на его скандинавское, «светлое» происхождениe в среде датских, «темных» норманнов). Бйорн Витсерк был suetie principians, владыкой Суэтии, которая раскинулась в Восточной Европе (другие названия Суэтии – Аустрики, Аустрвегр, Рейдготаланд и Виндланд также касаются Восточной Европы и названия «Великая Свитьиод» этой же территории в поздней «Хеймскрнигле»), граничила с Бьярмией (Пермью) и до него ею правили некие «геллеспонтичи», наследники правителей Скифии.

Бйорн Витсерк погиб аналогично гибели на берегах того же Геллеспонта героя украинских дум Байды, на что не обратил внимания и Е. Прицак: король Геллеспонта (rex Hellesponti) возле Дуны (Дон?) Даксон захватил Витсерка вместе с двенадцатью соратниками и предложил не только жизнь, но и свою дочь выдать замуж за героя вместе с половиной царства. Но гордый викинг объявил о желании умереть. Узнав о смерти сына, король Рагнар стал «тужить чуть не до самой смерти» (умер 845 г.) до тех пор, пока матери героя Торе, дочери готландского ярла, не удалось заставить его мстить.

Известен также Ингвар (802-873), который, иместе с братом Уббе (Хусто), сыном дочери шведа Эсберна, в сагах называется внебрачным сыном того же Рагнара Лодброка «Кожанные штаны» (770-845). Уббе и все остальные братья принимали участие в походе против греческого Понта, посещали Самбию и Страну Куршей (Восточную Пруссию), где их принимали с почётом, совершали поход в Бьярмию, зимовали там, нанесли поражение Матулу, королю финнов, убили прежнего короля Бьярмии, который убегал к финнам. Во всех завоёванных землях Рагнар, отец Ингвара, оставлял в качестве правителей своих сыновей (Фридлейф – в Норвегии и на Оркнейских островах, Радбард и Дунват – в Шотландии, Сигурд «Змей-в-Глазу» и Агнар – в Британии, Швеции, а после смерти отца – в Дании, Ивар – в Ютландии, Эрик «Ветра шляпа» и Бёрн «Железный бок» – в Швеции, Хвитсерк и Уббе принимают участие в походе на Греческий Понт, против короля Диа и его сыновей Диа и Даксо). Кто именно стал тогда править в Бьярмии, датские саги и исторические документы не сообщают. Однако все старшие братья Ингвара к тому времени уже имели свои собственные уделы, а Ингвар – нет. Поэтому, скорее всего, именно он и остался править там. После убийства отца в Британии Ингвар вместе с братьями воевал против Эллы, короля Британии (Нортумберланда), потом все братья вернулись каждый в свои уделы. При этом Ингвар мог вернуться обратно в Бьярмию.

Если верить «Иоакимовской летописи», то как раз в Бьярмии, где Ингвар зимовал вместе со старшими братьями и отцом, в это время жил славянский князь Боривой и его сын Гостомысл [Татищев В.Н. История российская. Собрание сочинений.– М., 1994. – Т. I. История российская. Ч.1. – С. 108].  Безымянный отец Рюрика упоминается в Иоакимовской летописи как конунг земель к северу от озера Ильмень. Он умер после 864 г., когда его сын Рюрик уже был князем в Новгороде. В наследство сыну оставил земли в «Северной украине» и Олонецком крае (Карелии). Его жена Умила, дочь Гостомысла, князя ильменских славян. Их дети: Рюрик, Трувор, Синеус. После этого, как сообщают летописи, Гостомысл уехал из Бьярмии к славянам и прекратил уплату дани варягам, Умила продолжала жить далеко от Новгорода и родила Рюрика Ингварсона, а потом ещё двоих. Рюрик впоследствии взял в жёны Ефанду, дочь урманского князя, и назвал своего единственного сына Ингваром, скорее всего, в честь отца.

И уже у этого Ингвара (Игоря) был сын тоже по имени Игорь, которого, по «Устюжскому летописному своду» (под 6389 годом) и демонстрирует князь Олег жителям Смоленска (в то время как киевлянам он представляет его как Игоря, сына Рюрика): «… приидоста под Смоленск, и сташа выше города и шатры иставиша многи разноличны цветы. Уведавше же смольняне, и изыдоша старейшины их к шатром и спросиша единого человека: «кто сей прииде, царь ли или князь в велицеи славе?» И изыде из шатра Ольг, имыи на руках у себя Игоря, и рече смольняном: «сей есть Игорь, князь Игоревич рускии». И нарекоша его смольняне государем, и вдася весь град за Игоря» (в версии под ред. К.Н. Сербиной. М.; Л., Изд-во Акад. Наук СССР, 1950), именно с таким текстом: «сей есть Игорь, князь Игоревич рускии»... но, тут же на странице стоит сноска, и в сноске указано: «Должно быть Рюрикович». Другая редакция «Устюжского летописца», Ленинград, «Наука», издание ПСРЛ под редакцией Б.А. Рыбакова, 1982 г., содержит иное описание момента: «Сей есть Игорь князь Рюрикович руски»).

Возникает вопрос о том, что летописный Олег продемонстрировал киевлянам как законного правителя – сына Рюрика (якобы, Аскольд и Дир были лишь боярами Рюрика, узурпировавшими его власть в Киеве).

Но все дело в том, что Олег мог не разъяснять после убийства знающих, что Игорь (Херольв) — это сын Рорика Гезерсона Ютландского [Беляев Н.Г. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи // Seminarium kondakovianum. Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарием имени Н.Г.Кондакова. III. — Прага, 1929. — С. 220-221], а не ... Ререка Норвежского, поддаными которого и могли быть погибшие правители Киева Аскольд и Дир (или же Дир – это сканд. Dhirr «уложение, установление, закон», согласно которому все племена, принимающие его, – из славян, варягов, иранцев, печенегов, – становятся «русами»; вероятно, у Аскольда был соправитель, имя его не сохранилось у русов и соотнеслось с «Диром»).

Этот Рерик Норвежский – брат Дага на прозвище Хельгибани («Убийца Хельгов»), второе имя которого – Хаддингьяскати. Оба они – Ререк и Даг – сыновья Хогне (Хагена) Упландского, брат которого Гудрод погиб в 821 г., и оба последних являлись правнуками легендарного короля Упландии (Рингарики) Хальвдана Белая Нога (ум. в 750 г.).

***

Вражда между скандинавскими и датскими норманнами имела очень жестокий характер. Например, известна упомянуя выше битва между войсками датского конунга Харальда Боезуба и шведского конунга Сигурда Ринга в 770 году у шведского местечка Браваллы в Восточном Готланде. Оба главных противника, и Харальд, и Ринг, как указывалось,восходили к знаменитому шведскому завоевателю Ивару Широкие Объятия, который в конце VII – начале VIII веков объединил Англию, Саксонию, Данию, Швецию и ряд восточных земель.

Как считает Н.Г. Беляев, в память о Бравалльской битве между датчанами и скандинавами (в Западной Гаутландии в 734 г.) был назван сын одного из героев битвы – упомянутый «новгородский» князь Бравлин, совершивший, якобы, в 813 г. большой поход на византийский Сурож в Крыму, упомянутый в «Житии свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского" [Беляев Н.Г. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи // Seminarium kondakovianum. Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарием имени Н.Г.Кондакова. III. – Прага, 1929. – С. 220-221]. В. Татищев, ссылаясь на «Иакимову летопись», упоминает русских князей Буривоя, его сына Гостомысла и среднюю дочь последнего Умилу [Татищев В.Н. История российская. Собрание сочинений.– М., 1994. – Т. I. История российская. Ч.1. – С. 108]. «… Буривой, имея тяжку войну с варязи, множицею побеждаша их и овлада всю Бярмию до Кумени (ныне Кеми-йоки. – О.Г.). Последи при оной реце побежден бысть: вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный (видимо, нынешний Приозерск, – О.Г.), иде же князи подвластные пребываху, и тамио, пребывая, умре. Варяги же, абие пришедше град Великий (в Ладогу, – О.Г.) и протчие обладаша и дань тяжку возложиша на словяны, русь и чудь. Людие же терпяху тугу велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит в Велице граде. И егда Гостомысл приа власть, абие варяги бывшия овы изби, овы изгна, и дань варягом отрече, и, шед на ня, победи...» [Татищев В.Н. История российская. Собрание сочинений.– М., 1994. – Т. I. История российская. Ч.1. – С. 115]. По данным исследователей, речь идет о «межшведском» конфликте в 859 г. «ладожских» шведов Буривоя (Бравлина) с упсальским конунгом Эйриком Эмундарсоном (умер в 882 г.), о котором рассказывает как о покорителе Финляндии, Карелии, Эстонии, Курляндии и восточных земель как о своем предке некий Торгнир на тинге 15 февраля 1018 г., о котором упоминает Снорри Стурлуссон в «Круге земном» («Хеймскрингле») [Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.). – М., 1994. – С. 73, 152].

Вероятно, отцом Бравлина был упомянутый под эпитетом «русский» Саксоном Грамматиком в «Деяниях датчан» сторонник и брат шведского конунга Сигурда Ринга, отца Рагнара Лодброка, норвежский конунг Регнальд (согласно Саксону Грамматику, Регнальд Русский был внуком Радбарда, конунга Хольмгарда), что дало основание А. Шарымову утверждать, что «… род Бравлина восходит через его отца Регнальда Русского к легендарному Скьолду и его отцу Одину, то есть Бравлин принадлежит к династии Скьолдунгов» [Шарымов А. О Руси, варягах-русах и Рюрике Альдейгьюборгском // http://www.lants.tellur.ru/history/press/orusi.htm  ].

 Его сыном мог быть Квиланн или Холмейр. Регнальд Русский в 734 г. вместе с куршами и эстиями участвовал в битве при Бравалле на стороне Ринга, сына Ингильда. Если воинами Регнальда были курши и эстии, то его Русь могла располагаться у реки Русь в устье Немана, включая остров Холм (Хольмгард) на реке Русь в устье Немана. Как указывалось выше, именно к конунгу Хольмгарда Радбарду от своего отца или брата Ивара Видфадме, спасаясь от погони, бежала Ауд Мудрая [Попов Б.И. Предки Рюрика // http://zhurnal.lib.ru/p/popow_b_i/ktomy1glava99.shtml ].

К тому же, спустя лет двадцать после похода Бравлина на Сурож, как указывает «Повесть временных лет», армия русов совершила нападение на южночерноморский город Амассеру (Амастриду). Вождь русов был, судя по тексту «Жития св. Георгия Амастридского», значительно моложе Бравлина. Молодой рус, кроме всего прочего, был сведущ в сути христианских воззрений, о которой он, несомненно, узнал от участника прошлого похода. Как считает А. Шаримов, установить имя молодого предводителя руссов можно, если обратить внимание еще на один источник. В 839 г. епископ Пруденций Галиндо сделал запись в так называемых «Бертинских анналах» о том, что 18 мая франкский император Людовик Благочестивый принял при дворе в Ингельхайме посольство византийского императора Феофила, направившего вместе с ним к Людовику «... неких людей, которые утверждали, что они, то есть их народ, зовутся Рос, и которых их король, называемый Хаканом, направил к нему (Феофилу) ради дружбы, как они уверяли...» (Цит. по: [Назаренко А.В. Русь и Германия в IX-X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. – М., 1994. – С. 18]).

 Далее Пруденций отметил в «Анналах» просьбу Феофила предоставить послам Хакана возможность безопасно вернуться в их страну, ибо путь, которым они прибыли в Константинополь, шел по землям варварских и агрессивных народов. Расспросив послов, император выяснил, что они принадлежали к народу свеонов, то есть шведов. Пруденций пишет далее: «… Считая их скорее разведчиками, чем искателями дружбы, он решил задержать их у себя, чтобы можно было достоверно выяснить, с добрыми ли намерениями они пришли туда или нет» (Цит. по: [Памятники истории Киевского государства IX-XII вв. – Л., 1936. – С. 23-24]).

Как считает А. Шаримов, Хакан (Хокон) Шведский был мужем дочери Гостомысла Умилы и отцом Рюрика, Синеуса и Трувора, родившихся после 735 г. : «… Рюрик был русом и сыном «короля народа Рос» Хакана, внуком Бравлина, правнуком Регнальда Русского, праправнуком Рандвера, прапраправнуком Радбарда Гардского и Ауды Глубокозадумчивой, прапрапраправнуком Ивара Широкие Объятия и потомком мифического Скьолда и его отца Одина» [Шарымов А. О Руси, варягах-русах и Рюрике Альдейгьюборгском // http://www.lants.tellur.ru/history/press/orusi.htm].

Т.е. мы получаем третьего персонажа с тем же именем Рюрик (Шведского), имеющим отношение к Руси, княжевшего в Ладоге (Альдейгьюборге), но жившего несколько ранее Рерика (Норвежского) и Рорика (Ютландского).

Поэтому не странно, что сын «рабыни» Владимир, попав в Новгород и которому явно не предназначено великое княжение, переориентировался на оппонентов своего рода — скандинавских, «светлых / белых» варягов («руси»), что, в конечном итоге, выразилось в истреблении оплота «черной руси» Полоцка, принятии христианства (возможно, религии своей матери, «рабыни Христа», но также часто бранили «рабами» скандинавов-«белую русь» представители датчан-«черной руси»), свержении идола Перуна (предка Бйорна) и женитьбе сына Ярослава Владимировича на шведской королевне.

Соответственно вся генеалогическая составляющая начальной Руси, исходящая от «черных»-датчан была князем Владимиром перечеркнута.