Не продаётся вдохновенье...

Виктор Малахов 2
                «НЕ ПРОДАЁТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ»…

Мне приходится встречаться с довольно большим количеством людей, негативно отзывающихся о нашем сегодняшнем дне, о народе России, не верящих в его будущее. Как ни странно, но и в этом можно усмотреть нечто положительное, а именно силу и глубину, укоренившихся в нашем человеке, идеалов справедливости. Каждому из таких людей я бы адресовал следующий вопрос: «Не слишком ли ты хорош / для этого мира?» И здесь очень важно осознать, что наши представления о том, что же такое «мир», сильно отличаются. На самом деле таких «миров», как минимум, два. (Потусторонний мир пока трогать не будем). Назовём их так: мир духовный и мир материальный. Смешивая их в одно, не разделяя их, сбивая в одну кучу, трудно вести продуктивный разговор. Соответственно, есть две системы ценностей: духовная и материальная. Наше врождённое чувство справедливости не даёт нам спокойно воспринимать тот факт, что умный, порядочный, талантливый человек может жить в очень стеснённых материальных условиях, и, наоборот, человек низкий, примитивный живёт «на широкую ногу», роскошествует. Нам кажется, что человек красивый (в широком смысле этого слова), талантливый, трудолюбивый, добрый не должен быть бедным, невостребованным, третируемым! Но это есть и, оказывается, не всегда это плохо! Это ещё раз доказывает, что нет (и не должно быть!) прямого механизма конвертации духовных ценностей в материальные и обратно.
     «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» - гениально об этом сказал Александр Сергеевич Пушкин. Вдохновенье, творчество, талант это, бесспорно, ценности духовного порядка. К ним же относятся такие понятия, как благородство, честь, достоинство, мудрость, любовь и т. п.
Ни одно из этих качеств принципиально нельзя приобрести за деньги – этом символе и собирательном образе всех материальных благ. Думаю, что настоящие, самые глубокие, сущностные проблемы человека и человечества деньгами не измеряются и не решаются. Так было и так должно быть! Любые попытки создать прямой механизм конвертации духовных ценностей в материальные и наоборот представляют собой многочисленные формы так называемого «контракта с дьяволом». Поэтому жизненно важно не смешивать эти две системы ценностей. Критерии, их разделяющие, в общем-то, уже давно сформулированы. Итак, вот где пролегает линия раздела между материальным и духовным: Для первого характерно ограниченное, для второго безграничное. Вечное здесь противостоит временному, содержательное – формальному. Конечно, несправедливо, когда благородный, талантливый, много и плодотворно работающий человек, мало кому известен, бедно одет, плохо питается, ограничен в возможности передвижения, лишён качественного медицинского обслуживания и полноценного  отдыха. Это одна из важнейших задач государства. Но, решая эту задачу, гос. служащим неплохо бы понимать следующее:
Во-первых, качество жизни талантливого творческого человека уже само по себе огромная и бесценная награда для такого человека (не всегда сознаваемое ими, как таковое) (Похоже, что сегодняшнее государство с радостью бы оставило всех деятелей искусства при такой единственной, ни рубля им не стоящей,  «награде»)
Во-вторых, необходимо помочь такому человеку выразить свои высокие духовные ценности в предмете материально значащем (в том, что Пушкин называл «рукописью»).
В-третьих, помочь этому человеку продать «рукопись» за реальные, обеспечивающие достойный уровень существования, деньги.
       Здесь обязательно присутствие среднего, промежуточного звена («рукописи»), которое совмещает в себе ценности обеих систем: духовной («вдохновение») и материальной (стоимость в денежном выражении). То есть, ни в коем случае, не такой процесс: «вдохновение» - «деньги» (здесь автор вместо тире подразумевает две разнонаправленные стрелочки), что смертельно опасно для вдохновения и не полезно для «денег», но такой: «вдохновение» - «рукопись» - «деньги». Стремление, благородное по виду, обойтись без промежуточного звена – есть прямой подрыв духовных ценностей. Это как раз тот случай, когда благими намерениями вымощена дорога в ад.
     Вообще-то, автор определяет себя (ну, ладно – позиционирует!), как стихотворца (имея, кстати, для этого и достаточные материальные основания в виде билета члена Союза писателей России). И для меня достаточно очевидно, что Карла Маркса из меня не получилось. Но всё-таки я чувствую настоятельную потребность высказаться по этому вопросу, в котором столько ещё путаницы и неразберихи.