Клод Моне, которому суждено было стать самым последовательным представителем нового направления в живописи, своего рода «классиком импрессионизма», родился в ноябре 1840 г. в Париже. Однако юность свою он провел в Гавре, где его отец в компании со своим шурином владел бакалейной лавкой. Увлечение живописью заставило молодого человека вернуться в 1859 г. в Париж. В 1862 г. он начал заниматься в студии Шарля Глейра, где познакомился с Ренуаром.
В 1865 г. в Салон были приняты две картины молодого художника «Мыс де ла Эв во время отлива» и «Устье Сены близ Онфлера». Полотна были отмечены критикой, но это нисколько не улучшило материального положения Моне, который жестоко бедствовал в это время вместе со своей женой. Не было денег ни на полотна, ни на краску. В 1869 г. художник признавался в одном из писем: «Ренуар приносит нам из дому хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Неделя без хлеба, без огня в очаге, без света – это ужасно». Между тем в 1869 г. Моне заканчивает самую лучшую из своих ранних картин «Сорока» – истинный шедевр световых эффектов.
В природе Моне привлекало в первую очередь солнце, трепет его лучей, пронизывающих воздух, многообразие оттенков, которые они придают небу, облакам, деревьям и цветам. Свои первые импрессионистские полотна художник создал в 70-х годах в местечке Аржентейль, неподалеку от Парижа, где он неутомимо и вдохновенно писал этюды, легко и как бы небрежно бросал на холст мазки, с безупречной точностью передавая лимонно-желтые рассветы, небо с пробивающимся сквозь облачный покров солнцем, оранжевые закаты, отраженные в зелено-голубой поверхности реки. Побывав в 1872 г. в Гавре, Моне написал «Впечатление. Восходящее солнце» (1872). Эта картина и дала в дальнейшем название всему движению импрессионизма. Художник окончательно освободился в ней от общепринятого представления об объекте изображения как некоем объеме и всецело посвятил себя передаче сиюминутного состояния атмосферы в голубых и розово-оранжевых тонах.
В Париже Моне заметил красоту бульваров с их мелькающей толпой и фиакрами. Одно из лучших полотен этой серии - «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873). Картина словно соткана из небольших свободно наложенных мазков, воссоздающих впечатление движущихся по бульвару экипажей и прохожих, легкого ветра, плывущих в небе облаков, струящихся лучей солнца, все обволакивающей воздушной дымки. Моне остро и точно схватил мгновение «потока жизни» большого города: неопределенное мелькание – пульсацию и как бы ощутимый глухой гул уличного движения, влажную прозрачность мглистого воздуха, скользящие по беспокойно изогнутым голым ветвям платанов лучи нежаркого февральского солнца.
Моне. «Японка, или Мадам Моне в кимоно». 1876 г. Бостон. Музей изящных искусств. Картина свидетельствует о горячем интересе Моне к японскому искусству и декоративности. Это один из многих портретов возлюбленной и первой жены художника Камиллы. Через три года молодая женщина умерла. Пережив вместе с Моне все тяжелые годы невзгод и лишений, она так и не дождалась его широкого признания.
В 1879 г., после персональной выставки в зале редакции журнала «Современная жизнь», тщательно подготовленной и правильно поданной в прессе его другом и издателем Жоржем Шарпантье, творчество Моне наконец получило признание. Полотна художника начинают охотно покупать. Его материальное положение постепенно поправляется. С 1883 г. жизнь и творчество Моне оказались тесно связаны с селением Живерни в Нормандии, где он приобрел в 1890 г. дом с великолепным садом. Собственными стараниями, использовав рукав реки Эпт, художник устроил здесь пруд с японскими кувшинками; этот пруд вплоть до самой смерти служил ему неистощимым источником вдохновения. В Живерни Моне написал известный цикл «Стога сена» (1886) - первую большую серию картин, в которых попытался запечатлеть все нюансы освещения, меняющегося в зависимости от времени суток и погоды. С этой целью он приготовил сразу несколько холстов и постепенно переходил от одного к другому. Цикл, состоящий из двадцати пяти картин, имел большой успех и существенно повлиял на многих художников того времени. Из поздних циклов Моне, написанных в том же духе, мировую известность приобрел его «Руанский собор» (1894). Поселившись в 1892 г. в квартире напротив собора, художник целыми днями писал его фасад, изучая в разное время суток оттенки освещения на стенах. При этом его занимал собственно не сам собор, остающийся только смутным видением, а свежесть утреннего воздуха, жар полдня, мягкая сиреневатость теней надвигающегося вечера. Последовательно отображая перемену освещения от утренней зари до вечерних сумерек, Моне создал пятьдесят видов фасада собора, растворяющихся, дематериализующихся в свете. Выставленная в 1895 г. в галерее Дюран-Рюэля, серия имела колоссальный успех.
Не забывал Моне и морские пейзажи. «Скалы в Бель-Иль» (1886) - одна из лучших морин в его творчестве. Интерес к цвету привел здесь к счастливому умению в движении самой живописной массы передать подвижность бегущих волн, кипящую белую пену, мерцающий свет морской поверхности, обволакивающий изъеденные волнами острия скал, сами скалы, шершавая плоть которых вбирает в себя сияющий голубой отсвет моря. Клода Моне не даром называли «Рафаэлем воды» - водная стихия с ее зыбью, переливами, отражениями, была его родной стихией. Так же хорошо чувствовал он все водные трансформации, особенно туман и пар. Несколько его серий посвящены городам, расположенным на берегу моря или большой реки. Это законченные в 1904 г. «Виды Лондона» (можно сказать, что Моне был первым из художников, кто «открыл» синеву туманов, окутывающих Вестминстерское аббатство и Темзу) и «Виды Венеции» (1908).
В старости из-за резкого ухудшения зрения Моне больше не мог писать пейзажи. Все свое время он проводил в саду, где вновь и вновь писал свои кувшинки, пытаясь передать неуловимое мерцание полутонов. Его поздние полотна превратились в своего рода водяные пейзажи, где зелень, цветы, блики и сама прозрачность воды сливаются в единое целое из цвета и света. С каждым годом композиции слепнущего художника становились все более декоративными и абстрактными. Последние работы Моне – это каскады, ливни, гейзеры красок, уже утерявшие сходство с реальными прообразами – деревьями и цветами. «Развеществление мира», к которому он тяготел с самого начала, достигло здесь предельного, но логического конца. Умер Моне в декабре 1926 г.
Модернизм и постмодернизм http://proza.ru/2010/11/27/375