Белая ворона

Братья Бирт
         Эту историю я услышал от своего сына Коли, который учился в двадцать третьей таллиннской школе. Появился в его пятом «Б» новичок Эдик. Его белая рубаха в тот день была особенно красива на чёрном африканском теле. Первый урок - математика. Учительница, заглядывая в журнал, спросила: «А кто в классе  новенький?» Эдик встаёт и говорит: «Я новенький ». Это был мальчик-африканец с далёкого  острова Мадагаскар. Он был не просто чёрный, а чёрный с фиолетовым оттенком. Учительница спросила: «А как твоя фамилия, Эдик?» «Нина Андреевна, а вы смеяться не будете?» - осторожно спросил мальчик. «Нет, конечно», - ответила она. Эдик улыбается: «Моя фамилия Зафафиндра-Хахатра». Нина Андреевна не может сдержаться и начинает потихоньку смеяться. Весь класс дружно, как по команде подхватывает этот тихий смех. Пол - урока было сорвано. Все ученики видели слёзы на глазах у Нины Андреевны. Это, конечно, было не педагогично с её стороны, но понять эту ситуацию   
вполне можно...
         Весь учебный день ни один учитель так и не смог выговорить его очень странную фамилию, да и прочитать её с первого раза в классном журнале тоже никому из преподавателей не удалось! Последний урок этого дня по расписанию был «Чтение». Учитель говорит: «Эдик, скажи, пожалуйста, как правильно надо произносить твою фамилию»? Эдик, грустный и уставший, встаёт и решительно отвечает: «Не скажу!» Сергей Иванович повторяет свою просьбу: «Ну пожалуйста, Эдик». Мальчик отрицательно качает головой. Снова весь класс дружно смеётся. А ведь для Эдика этот день был очень даже эмоционально тяжёлым. Поставьте себя на место этого мальчика и сразу всё станет понятным. Или, такая ситуация: вы вдруг оказались в классе африканских учеников и вам предстоит с ними учиться год, а может и больше. Судьба преподнесла ему этакий экзамен - на испытание его характера на мужественность. И он с честью его выдержал.   
       Второй  день учёбы. Учитель русского языка, заглядывая в журнал, читает фамилию Эдика: «Зафа..., Зафа... короче, Эдик, к доске». Грустный мальчик идёт отвечать. Класс снова смеётся. Потом Анатолий Петрович просит Эдика: «Подойди, пожалуйста, ко мне. Я хочу знать, правильно ли я переписал твою фамилию к себе в журнал?» Эдик подходит, читает и поправляет учителя:
«Здесь должна быть чёрточка после Зафафиндра». Учитель улыбается, класс снова хохочет...Эдик снова стойко выдерживает "удар" судьбы.
        Последний урок второго дня. До урока физкультуры подходит один из одноклассников и спрашивает Эдика: «А физкультурник знает твою фамилию?» «Нет»,- невесело отвечает Эдик. И вот звонок на урок. Физрук, Игорь Степанович, выстроил две шеренги: мальчиков и девочек. И вдруг его взгляд останавливается на новеньком, и учитель неожиданно и чётко произносит: «Это ты, Зафафиндра—Хахатра?» Эдик делает шаг вперёд и отвечает: «Да, я». Все начинают опять смеяться. Смех передаётся от одной шеренги к другой. Мальчик стоит опустив голову. Ему опять не до смеха...
         С Эдиком вообще всем было весело. Однажды в класс пришёл новый учитель по истории. Как и полагается, он начал со всеми знакомиться:  «читает: «Авдеев, Алексеев, Бирт...», и вдруг натыкается на фамилию Эдика! Виктор Сергеевич читает: «Зафаф...,Зафафин..., Зафафин...».
Снова слышится смех в классе, а фамилия всё никак не произносится: «Зафаф...,Зафафин...,Зафафин». Учитель явно буксовал, не читалось и всё тут. Эдик сам решительно встал из-за парты  и сказал: «Это я, Зафафиндра—Хахатра!» В классе начался настоящий истерический смех, который долго не смолкал. Учителю тоже было весело и смешно. Наконец, он успокоился и сказал: «Эдик, садись. А можно я тебя буду звать только по имени?» Эдик ответил: «Думаю, так будет лучше». И после этого диалога по классу  снова прокатилась волна смеха. Хорошо в такие весёлые уроки двоечникам? всем радостно, все смеются, ни кого не спрашивают, не вызывают к доске...
       Прошло совсем немного времени и класс, и учителя, да и вся школа привыкли к Эдику, к его цвету кожи, к его необыкновенной фамилии. Его уже все знали и  никто, и нигде уже не смеялся над ним. Он выстоял! Он стал не таким, как все, а чуть "выше", потому что сумел преодолеть этот неожиданный "барьер" на своём начальном жизненном пути.

Май 2008г.