Добро пожаловать в прорубь!

Виктория Вирджиния Лукина
(серия "Сказки старого Сома")

рисунок автора

Хорошенькая речная Русалочка, в окружении радужных рыбок, подплыла к старому Сому:
- Дедушка, проснись! Речку лёд сковал – ни неба, ни звезд не видно! Скучно нам, расскажи сказку!
Сом вздохнул, приоткрыл один глаз:
- Сегодня новогодняя ночь, как же без сказки, когда всё вокруг пропитано чудесами?
- А какие они, новогодние чудеса? – спросила Русалочка.
Сом окончательно проснулся, зевнул и, улыбаясь во весь рот, пробормотал:
- Ох, рыбятня! Всё равно ведь, пока не расскажу – не оставите меня в покое!Ну, слушайте:


В Новый год мир там, наверху напоминает страну чудес – необыкновенных, волшебных, с долгожданными сюрпризами. Вы только представьте: кружится снег - это как выбеленные жарким летним солнцем песчинки, а вблизи глянешь на каждую снежинку – крошечный ажурный цветочек напоминает или ветром сорванный лепесток полевой кашки. Удивительное это зрелище, а ведь каждая снежинка - это всего лишь капелька воды, в которой на холоде образуются кристаллы льда. Слышал я, что даже двух одинаковых снежинок не бывает, каждая из них - неповторима!
Зимой повсюду - в городах и сёлах, в лесах и полях, хозяйничает Метелица. Разодета она в бело-голубые меха, пуховые белоснежные шали её на ветру развеваются, бахромой из звонких сосулек звенят. Летит она в ледовой колеснице - то с облаками снежными, то с позёмкой морозной, и укрывает землю хрустящими, крахмальными покрывалами, чтоб в лютые морозы не вымерзли маковки-семена предстоящего лета.
А ещё, под Новый год, там, наверху - фейерверки в небе сверкают, музыка со всех сторон звучит, окошки в домах подмигивают разноцветными ёлочными гирляндами... люди все дарят друг другу подарки, а детям их приносит Дед Мороз!

Русалочка от восторга захлопала в ладоши:
- Как замечательно! Я мечтаю, чтобы в нашем подводном царстве тоже на Новый год была нарядная ёлка и еще хочу, чтоб Дед Мороз подарил мне куколку с золотыми волосами!
- Э, нет – ёлки под водой не растут, а вместо куклы... вон - рыбку запеленай в лист кувшинки и нянчи себе на здоровье! - Сом рассмеялся.
- Дедушка! – Русалочка нахмурила бровки, - а откуда ты всё знаешь?
- Как это откуда? Жизненный опыт! – он подмигнул радужной рыбке, - давным-давно, когда был я еще глупеньким, несмышленым мальком, заприметил как-то светлый круг проруби, кинулся к нему – и попался на крючок. Бросили меня в ведёрко с водой – а там родни и соседей полным-полно. Дядьки мои Карп, Ёрш и Судак всё твердили, что великая честь оказаться в большой кастрюле и называться ухой. Настроение у них было приподнятое, тем более, что рыбаки нас на мотоцикле с коляской прокатили, сами понимаете – новые ощущения, ожидание праздника! В доме склонились над нами хозяйка и дети – улыбаются, рады видеть нас! Потом всех по очереди стали вынимать из ведра и подготавливать к ухе, а на меня – никакого внимания. Когда остался я один, подошёл мальчик – глазёнки голубые-голубые, как река Тихоня в ясный день, а в них – зелёные крапинки, точно ряска с Тихони осенней. Глянул он на меня и говорит:
- Какой маленький Сомик! Можно я его себе возьму, а утром обратно в прорубь отпущу?
- Забирай, Захарка, - ответил отец,- навару с него всё равно не будет.

Вот так я в банке с водой и Новый год встретил. Всё мне было оттуда видно – и стол, уставленный разными вкусностями, и ёлку до потолка, украшенную зеркальными шарами– синими, алыми, жёлтыми... и огонь в камине, и свечи, и игрушки на ветках – белочки, зайчики, пингвины... и конфетти разноцветное, и огни бенгальские! Смотрел я и не мог налюбоваться на всю эту красоту, а из-под ёлки Дед Мороз в красном тулупе – белобородый, румяный, улыбнулся мне и рукой в красной варежке помахал! Добрый знак - значит удача будет в Новом году!
Гости от волшебного сундука, телевизором называется, глаз не отводили – маленькие человечки оттуда шутят – все хохочут, а как запоют – все им подпевают, чуднО! Веселился и я всю ночь – крошками вкусными меня угощали, с серпантиновым хвостиком я играл, а как воды водопроводной, удивительной на вкус, напился – даже голова закружилась, впрочем, как и у всех за праздничным столом.
Утром отнёс меня мальчик к реке, опустил в прорубь, а напоследок сказал:
- Плыви Сомик, и не забывай меня, Захарку! С Новым годом!
 
Доплыл я до самого дна, улёгся в теплой ложбинке в гамак из мягких водорослей и проспал целые сутки. Снились мне дядьки мои – Карп, Ёрш и Судак – счастливые, у каждого во рту  лавровый листик и веточка петрушки…
- Дедушка, а где эта прорубь находится? – хитро прищурив зелёные глаза, спросила Русалочка.
- А тебе зачем? Там может быть опасно! А находится она там, где тёплый подводный источник бьёт – прямо посреди реки, но подплывать к ней не вздумайте! Уха - это ведь на любителя, сами понимаете... а теперь, малышня – марш по домам!

* * *

В канун Нового года, когда старый год, улетая в вечность, уступает место первому январскому денёчку, чудес ждут все, независимо от возраста и положения – и старики, и дети, и президенты, и дворники, и миллионеры и бродяги.
Как раз такой бродяга и брёл по зимней улице, мечтая наесться досыта и согреться, как следует. Это был высокий, крепкий старик с седой длинной бородой, одетый в куртку с чужого плеча и старые брюки с пузырями на коленях. Мороз постарался на славу – его щёки и нос здорово раскраснелись, пальцы на руках едва двигались, а потрёпанные ботинки жалобно поскрипывали – они тоже устали бродить по скользким улочкам.
У булочной витали такие необыкновенные ароматы, что он остановился. Булочник выглянул из окошка и, радушно улыбаясь, протянул пакет с теплой выпечкой:
- Это ты, Борода? Давненько тебя не видел! Угощайся, на здоровье! С наступающим! Желаю тебе найти тех, кого потерял, и вспомнить, наконец, кто ты и откуда!
Бродяга благодарно поклонился и с наслаждением откусил край сдобной плетёнки. Мечтая погреться, он поднялся по ступенькам небольшого магазинчика, с надписью «Игрушки» и незаметно юркнув под прилавок, прислонился спиной к горячей батарее. Как раз в этот момент нахлынула толпа новых покупателей – детей с папами и мамами, выбирающими подарки – меховых зайцев, медвежат, розовощёких пупсов и солдатиков. Никем не замеченный, бродяга вскоре задремал.

Рабочий день подошёл к концу, магазин закрыли на замок, оставив освещенной только главную витрину. В торговом зале наступила тишина, лишь слышно было, как тикают настенные часы, и постукивает по стеклу витрины снежная крупа.
На полупустынные улицы, подгоняемая пронизывающим ветром, примчалась Метелица в ледовой колеснице. В вихре ажурных снежинок мелькнула она полами расклешенной шубы, взмахнула широкими рукавами с песцовой опушкой, провела тонкой ладонью по окнам – распустились на них цветами морозные узоры. Сквозь стекло витрины заглянула она в магазин сияющими синими глазами, повела веером ресниц, покрытых инеем…
и произошло чудо – ёлка качнула ветками, замигала огоньками, а все игрушки ожили и стали перешёптываться. Снеговик спрыгнул на пол и, вздёрнув нос-морковку, громко провозгласил:
- Друзья мои! Очень обидно, что нас сегодня не купили, но предлагаю не унывать, а устроить праздничный концерт! Ведь сегодня Новый год!
- Я умею танцевать, - робко пролепетал плюшевый медвежонок.
- А мы – кувыркаться и садиться на шпагат, - хором сказали два весёлых акробата.
- А я умею щебетать, - тоненько пискнула пестрокрылая птичка в клетке.
- А я могу говорить «ма-ма» и петь, - нараспев сказала кукла с золотистыми волосами.
Она запела – раздался хриплый стон, переходящий в храп и бормотание. Все с недоумением замерли. Кукла залилась румянцем, а сообразительный Снеговик деловито заглянул под прилавок и увидел спящего бродягу у батареи.
- Так, так, так, - он в раздумьях почесал свой плюшевый затылок, - борода белая, слегка кудрявая, тулупчик – хоть и дырявый, но красненький, ботинки – стоптанные…это же Дед Мороз! Вы только полюбуйтесь, как сладко спит – устал, наверное!
Он подошёл к бродяге и похлопал его по плечу:
- Просыпайся, дорогой! Вижу – мешка с подарками у тебя нет, но мы сами упакуемся, ты нас только к детишкам отнеси, сегодня ведь ночь особенная!


Через полчаса из магазина вышел отдохнувший и повеселевший бродяга. На его голове красовался колпачок с бубоном, а в руках – полный мешок игрушек. Настроение у него было отличное – ведь быть Дедом Морозом это так здорово! Как он мог забыть об этом? Последнее, что он помнил – это визг тормозов и мчащийся на него автомобиль. С тех пор прошло уже несколько лет, он начал жизнь заново, в заброшенной деревне, среди незнакомых людей, но под Новый год, обязательно, сам не зная, почему, приезжает в этот город и бродит по улицам, как неприкаянный.
Борода зашёл в первый попавшийся дом и постучал в дверь. Вышла приветливая женщина в белом халатике.
- С Новым годом, хозяюшка! Я вот ребятне подарки принёс, - громогласно заявил он.
- Спасибо, - улыбнулась нянечка, - в Доме Малютки уже все спят, но Вы можете оставить подарки под ёлкой. Утром детишки будут в восторге – ведь у большинства из них нет ни отца, ни матери, это всё обездоленные дети, у них нелёгкое детство…
Дед Мороз развязал мешок и высыпал гору игрушек:
- Здоровья, счастья всем вам! А каждому малышу желаю найти семью, в которой его будут любить и беречь!
Он вышел за порог, но няня догнала его и посоветовала:
- На левом берегу есть интернат для детей постарше, зайдите и туда!

Борода посмотрел по сторонам – в обход, по мосту идти далеко, а поскольку морозы стояли крепкие – река замёрзла, и пройти по ней - было дело десяти минут. Он спустился с набережной к реке Тихоне. Широким шагом двинулся по припорошённому снегом, льду, на котором тонкими зигзагами сверкали следы от коньков и широких полозьев финских санок. На самой середине поскользнулся, упал и вдруг…почувствовал, что хрустнул под ним лёд, разошёлся чуть в стороны. Моментальные изломы разбежались лучами, ноги его провалились в леденящую воду, а уже в следующую секунду он оказался в ней по пояс. Хватаясь за край льда, он только ломал его и погружался всё глубже. Одежда намокла и камнем тянула вниз. Вскоре его руки и ноги сковал холод, и Борода ушёл под воду с головой…

* * *

- Дедушка! Дедушка Сом! – закричала Русалочка, - скорее, беда! Настоящий Дед Мороз провалился в нашу реку, он очень тяжёлый, мы с рыбками не можем его спасти!
- Какой-такой Дед Мороз? – удивился Сом, давно уже не верящий в его существование.
- Точно такой, как ты рассказывал – с белой бородой, в красном тулупчике, с мешком подарков! Дедушка, скорее – он пришёл поздравить нас и провалился в прорубь! Русалочка заплакала, а радужные рыбки, повторяющие за ней абсолютно всё, тоже скривились, собираясь разрыдаться.
Сом, на удивление, оказался очень расторопным. За долю минуты он домчался до места происшествия. Подбив утопающего своей огромной головой, он поднял его на поверхность и мощным толчком выбросил на лёд, пригляделся – действительно, на Деда Мороза похож, только уж больно огромен!

Открыл старик глаза, глянул в них Сом и обомлел – голубые-голубые, как река Тихоня в ясный день, а в них – зелёные крапинки, точно ряска с Тихони осенней.
- Захарка?! – воскликнул он, - я тебя не забыл!!! Постарели мы с тобой, дружище, но глаза твои такие же! Помнишь, как мы Новый год вместе встречали? Банку из-под соленых огурцов матушка твоя вымыла, водой из крана залила – и я из-за её стеклянных стенок телевизор вместе со всеми смотрел, помнишь? А еще ты меня угощал кормом для аквариумных рыбок, дафнией сушёной, я её никогда не забуду, настоящий деликатес!
Отполз бродяга от края, закрыл лицо руками, простонал:
- Сомик, не забыл и я тебя! Отец меня Захаркой звал, а мама только – Захаром, по-взрослому…вот чудеса, теперь и ты мне жизнь спас! Знаешь, я всё вспомнил - на левом берегу, в угловом доме, на пятом этаже, ждёт меня жена, и сын, и двое внучат-близняшек! Домой мне пора, целую вечность не видел их…ох, и холодно мне, замерзаю…бежать надо! С Новым годом!
Он дополз до безопасного места, встал в полный рост и помахал Сому рукой в красной варежке. А потом заторопился туда, где его всё ещё ждали, надеясь на чудо…

* * *

Русалочка развязала мешок. Белый плюшевый Снеговик выбрался ей навстречу и, лучезарно улыбаясь, бросился обниматься, за ним выплыли ёлочные игрушки – шары, зайчата, белочки, пингвины…серебристый, блестящий дождик и прелестная куколка с золотистыми волосами – именно о такой и мечтала Русалочка.
На самом дне мешка оказалась маленькая искусственная ёлочка, усыпанная пластмассовыми шишками. Её нарядили, как полагается, и всю новогоднюю ночь речные жители не сомкнули глаз – веселились и играли, под щебетание канарейки, кувыркание акробатов и нежное пение куколки.
В новогоднюю ночь речка Тихоня не была похожа на саму себя – она словно пританцовывала под ледяной крышкой, выплёскивая сквозь трещины у волшебной проруби свои весёлые, прозрачные волны. Луна и звёзды сияли ярче обычного, напоминая праздничную гирлянду из миллионов мерцающих огоньков. На рассвете они погасли, уступая место первому январскому денёчку…