Вирус добродетели. В. Бочелов

Владимир Бочелов
               
 « - Будьте осторожны, поезд «Москва-Новосибирск», отправляется с первого пути, просьба пассажирам занять свои места», - раздался голос из репродуктора.
    Провожающие бросились в очередной раз обнимать и целовать отъезжающих, желать им счастливого пути. На перроне началась обычная суета, которая также неожиданно закончилась, как и началась. Цокающий металлический звон, пробежал от вагона к вагону, и мягко тронувшись, локомотив потащил за собой состав в сумрак надвигающейся ночи.
- Ну, что будем знакомиться, - предложил мужчина лет шестидесяти, своему попутчику. – Меня зовут Михаил.
- Андрей, - протянул руку для рукопожатия, молодой мужчина. – До конца едите?
- Да, притом до полного! - улыбнулся Михаил, усаживаясь поудобней.
- Ну и отлично, я тоже. -  Будем коротать время вместе.
- А у нас есть выбор в данной ситуации? - улыбаясь, спросил Михаил.
- Конечно, выбор есть всегда и человек делает его по своей воле.
- Или по воле обстоятельств?
- Вы думаете? – Тогда скажите, какими на Ваш взгляд должны быть обстоятельства, чтобы человек начал под них подстраиваться, - тоже улыбаясь, спросил Андрей.
- Да, вот взять хотя бы то, что мы с вами вынуждены ехать в обществе друг друга.
- Говоря иначе, нам «не сбежать с подводной лодки», а значит, мы вынуждены будем терпеть присутствие друг друга.
- Ну, зачем же терпеть? – Если мы сочтём, что нам приятно общаться, то и терпеть незачем, а если нет, то можно перейти в другое купе, вагон и т.д.
- А, как вы думаете, Михаил, бывает в жизни так, что нет никаких обстоятельств, и человек действует по своему выбору? – И значим ли мы сами, что-то в этом мире? 
- Вы знаете Андрей, думаю, создав нас, Господь с самого начала поставил человека в определённые обстоятельства, которые сам и создал. Поэтому, как не крути, мы можем только подстраиваться под них, а не управлять ими.
- Но разве не человек создал всё блага цивилизации?
- Человек! - Но опять же под воздействием определённых обстоятельств.
- Вы имеете в виду «яблоко», с «древа познаний»?
- Да, возможно. – Наверное, Господь не ожидал такой пытливости  ума у человека, хотя и создавал по своему подобию.
- И эта пытливость, завела нас в такие дебри, что скоро мы потеряем человеческий облик и превратимся в бездушную органическую массу, - с явным сожалением, произнёс Андрей.
- Почему такой скепсис, вы не любите людей? – Вы ведь достаточно молодой человек. – Неужели в вас не осталось и капли оптимизма?   
- Мне тридцать семь лет, но я уже начинаю терять веру в человечество. – Я люблю людей, но знаете некоторых я бы просто…, - Андрей замолчал.
Было видно, что ему не хочется произносить вслух то, что он чувствовал, но судя по эмоциональному возбуждению, этот вопрос время от времени будоражил его душу.
- Почему человек, как только получает власть, начинает гнобить тех, кому ещё вчера клялся в вечной дружбе, кто помог ему добраться до этой власти? – Это же просто подло! – горячился Андрей. – Может я, что-то не понимаю, - уставился он на Михаила в ожидании ответа.
  На какое-то время Михаил задумался. Андрей перевёл взгляд в окно, за которым вдалеке мелькали огоньки светящихся фонарей.
- Знаете, Андрей, однозначного ответа нет, на этот вопрос.
- Вот, вот и я, не могу его найти, но факт остаётся фактом. – Возомнив себя всемогущим, человек забывает, кто он есть на самом деле. Эгоизм и тщеславие затмевают душу и разум, и он думает, что может вершить судьбы других людей.
- Может потому, что думает, что это право сильнейшего?
- Лучше бы это было право умнейшего, - возразил Андрей.
- И мудрейшего, - добавил Михаил.
- Но тогда, почему всё происходит наоборот? – Почему мудрейшие в большинстве своём не обличены властью?
- Возможно, им это не нужно, о собственной душе заботятся они.
- Но ведь душа есть у каждого из нас. – Получается, что у одного она болит, а у другого спит. – А может быть, она просто отсутствует? – Могла ли быть душа у Гитлера, у Сталина, могут ли они называться Людьми? Может это порождение ада, чтобы показать людям, как нельзя поступать? Иначе насколько больным должно быть тщеславие, чтобы поступать таким образом. – Разве может нормальный человек убивать и при этом спокойно жить, разве его душа позволит ему это сделать. – Ответьте, мне, если можете.
- Это вы глубоко капнули, молодой человек. – Вас мучает вопрос, Кто же есть на самом деле, Человек?
- Или, Что? – зло заметил, Андрей.
- На этот вопрос вам только Господь ответить сможет, а мы с вами можем только рассуждать об этом. 
- А куда нам спешить, дорога ведь предстоит дальняя, можно и поговорить, если конечно вы не против?
- Нет, я не против. - Редко встретишь столь интересного собеседника в наше время.
- Спасибо! – Андрей, смущёно улыбнулся.
- Да не за, что, это действительно так. – Что же давайте попробуем найти ответы.
- Начнём с самого рождения человека. – Появившись на свет Божий, ребёнок уже ориентирован на себя, на удовлетворение своих потребностей, на самосохранение, если хотите. – Мать же в данной ситуации, в первую очередь ориентирована на ребёнка, а во вторую на себя и всёх остальных.
- Но ведь может быть и такая ситуация, что мать больше ориентирована на себя, чем на своё чадо, – предположил Андрей.
- Да, может. – Вот и посмотрим, как будут развиваться эти дети дальше, и что из них получится. – Предположим, оба захотели есть. Одна мать, бросив всё, побежит кормить. А вторая, сразу не поймёт и пока ребёнок не накричится, не даст ему того, чего он хочет.
- Какую же информацию передадут ощущения в подсознание каждого ребёнка?
- Подсознание первого получит ощущение любви, доброты, заботы и более ничего. Он ещё только почувствовал голод, он ещё только подал сигнал, а тут уже всё есть, и нервничать не надо.
- Это может означать, что человек не заостряет своего внимания на своей потребности, и на себе. Он сыт и значит, может переключиться на другое. Программа «Голод», подав сигнал, через несколько секунд отключится.
- Точно! – Но, что же происходит у второго?
 - А у второго эта программа работает, работает на привлечение внимания на себя, на свою потребность в самосохранении. Чувствуя дискомфорт, ребёнок всё больше и больше просит обратить на себя внимания, тем самым давая возможность работать программе ориентированной на себя. – И так происходит на протяжении некоторого времени. – Скажите, Андрей, у кого степень эгоизма будет больше?
- Конечно, у второго. – Но ведь бывают моменты, когда человек не может дать своему ребёнку достаточное количество еды, что тогда?
- А разве человек не должен думать, прежде чем родить ребёнка, сможет ли он прокормить своё дитя?
- Должен, - согласился Андрей. – Но к сожаленью, об этом редко кто думает.
- Вот в том то и беда, что мы редко думаем о последствиях.
- Значит, исходя из этого, один будет расти спокойным и добрым, а другой нервным и злым.
- Ну, это если брать только по одному фактору, а на нас за период нашего взросления влияют ещё ряд факторов.
- Получается, сильнейший откладывает наибольший отпечаток на формирование характера и личности. – И если применение силы было основным видом воздействия, то подсознательно этот фактор будет работать активнее других? Тогда это значит, что человек будет руководствоваться им в своей жизни.
- И у него не будет сочувствия к  слабым, - добавил Михаил.  - Признавая при этом только авторитет силы по отношению к себе и другим?
- Видимо, так.
- Получается, что воспитание имеет большое значение на формирование человека.
- Не только оно, но и среда обитания, общество, культура и т. д. – Люди часто склонны  копировать поведение других, особенно дети, - добавил Михаил.
- Получается замкнутый круг; безнравственный человек порождает себе подобных. – Как же изменить это?
- Могу предложить Вам одну гипотезу.
- Я, весь во внимании.
Скрестив на груди руки и откинувшись к стенке, Андрей приготовился слушать.
- Предположим, я глава какого-нибудь государства. В нём есть всё, что есть сейчас в нашем мире; подлость, предательство, хамство, несправедливость, ненависть, и прочие гадости. Но есть и любовь, доброта, дружба, сочувствие, добродетель, и ещё много чего хорошего. – Мне же хочется изменить некоторые вещи, хочется построить идеальное общество, я хочу видеть идеальных подданных живущих в гармонии с собой и окружающим миром. Но мои подданные все разные и, что же мне с ними делать? – Уничтожать плохих? – Нет, этот метод мне не подходит. – Запретить плохим людям рожать детей? – Тоже не получится.
- Тогда я, создаю сильное воинское подразделение, обеспечив его солдат всеми благами, а себя преданными воинами и начинаю действовать.
- И каковы же будут эти действия? – заинтересованно, спросил Андрей.
- Я выступаю перед своими согражданами и разъясняю им свою политику и законы, которые необходимо будет принять, для достижения поставленной цели. Те, кому это всё  не нравится, могут свободно покинуть страну в любое время.
- И так, перехожу к решительным действиям. По всей стране собираю достойнейших людей готовых работать на благо будущих поколений в качестве воспитателей и учителей, при этом выплачивая им самое достойнейшее вознаграждение. Затем, в каждом населённом пункте выделяю районы и предоставляю жильё молодым семьям пожелавшим иметь детей, где они должны будут прожить три года после рождения ребёнка. При этом за каждой семьёй будут закреплены воспитатели и врачи, которые будут помогать воспитывать детей и ухаживать за ними, а также обучать и наставлять молодых родителей. А по достижению трёхлетнего возраста, детей определяют в учебно-воспитательные учреждения на пять дней в неделю, где и будет, происходит фактическое становление личности. До семнадцати лет они будут получать духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие, и только после этого вольются во взрослую жизнь. Дальше они могут поступать по своему усмотрению; учиться, работать, служить, всё, что пожелают. Каждый последующий год появление таких молодых людей приносило бы в наше общество какое-то количество людей нового формата, воспитанных в духе  «Десяти заповедей», несущих в мир добро, любовь и справедливость. И через пятьдесят, семьдесят лет в этой стране жили бы люди, получившие отличное воспитание и умеющие воспитывать сами. Исчезли бы многие пороки, преступления, ненависть, злоба и многое другое, то, что так портит жизнь человека.
- Ну, а, как быть с теми, кто всё же нарушил закон или определённые правила? – спросил, Андрей.
- А вот для того и нужна сильная исполнительная структура, следящая за соблюдением законности в этом государстве на любом уровне.
- Диктатура?
- Божё упаси! Закон! Единый для всех, почитаемый и соблюдаемый всеми.
- Жёсткое и суровое наказание за любую ошибку.
- Не совсем так. – Ошибки бывают разные, преступления разные, но наказание всегда должно быть справедливым. – Но и это ещё не всё; за преступления не несущие тяжёлых последствий можно было давать условный срок, но при повторном нарушении закона наказывать строже вдвойне.
- То есть, вы хотите дать человеку шанс, но если он не осознает своих поступков, то тогда наказать его по всёй строгости закона?
- Совершенно верно! – Потому, что бывает достаточно только того, что нависло над человеком, а бывает, что и нет.
- Но ведь не факт, что новое поколение не будет подвержено старым болезням общества, в котором им предстоит жить.
- Потери неизбежны, но они со временем исчезнут.
- А вот если, к примеру, произойдёт знакомство нового поколения с существующей несправедливостью, хамством, с произволом чиновника, начальника и т. п.; что они должны предпринять? 
- Они будут воспитаны так, что должны будут немедленно сообщить об этом в соответствующие органы.
- А, что те?
- Те должны будут проверить поступивший сигнал и поступить в соответствии с законом.
- А вдруг человек откупится от ваших проверяющих?
- Такого в принципе не должно быть, эти люди должны иметь такие блага, что им не захочется их терять. Наказание должно быть жёстким, чтобы люди боялись его. Как сказал китайский философ Шан Ян:
   «Наказание порождает силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие вселяющее трепет, а величие вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведёт своё происхождение от наказания.» 
- Всё это, безусловно, правильно, но, как быть, когда сделав замечание человеку, ты сам можешь  получить массу неприятностей.
- Но ведь это наше воспитание. Культ денег, силы и занимаемой должности, сейчас правят балом. И те, кто по своим обязанностям должны следить за соблюдением закона, сами нарушают его, пользуясь своим положением.
- Толщина кошелька определяет поведение человека.
- Совершенно с вами согласен Андрей. Так вот, чтобы этого не было, надо менять сознание людей. Потеря духовности ведёт к разрушению общества, государства, исчезновения культуры, порождая насилие, варварство, убийство.
- Но редкий человек сейчас идёт дорогой духовности, пытаясь изменить себя и, что-то вокруг себя.
- Согласен, их немного, но они есть, хотя почему-то встречаешь их всё реже и реже, с противоположностью встречаешься чаще.
- Ваша правда Михаил, но может быть плохое замечается и помнится лучше, чем хорошее. – Хорошее ведь не оставляет рубцов на сердце, и поэтому быстрей забывается.
- Конечно, вы правы, Андрей. Разве будет, кто-то долго помнить, что уступил дорогу пешеходу, помог старушке выйти из автобуса и т.п. Но будет долго помнить, что его чуть не переехали на пешеходном переходе, нахамили в магазине, обругали в транспорте. – Обида затрагивает тонкие нити нашей души ориентированные на себя, на собственную значимость, эгоизм.
- Так значит все наши действия, направлены на удовлетворение собственных амбиций, потребностей, фантазий и желаний.
- Безусловно, ведь мы редко думаем о других, в основном только о себе. Наркоман думает о своём, извините «кайфе» и готов ради него пойти на любое преступление. – Стяжательство, зависть, лень и прочие недостатки толкают человека на преступление или в лучшем случае на неблаговидные поступки.
- Точно! - Ничего не делать и хорошо жить.
- Вывод. - Мы сами виноваты, что живём в таком обществе. 
- Похоже, что да. И пока мы не захотим измениться, ничего у нас не изменится в лучшую сторону.
- Значит, через воспитание можно изменить человека, сделать его либо хорошим, либо плохим.
- Хочешь сделать человека хорошим, правильно воспитай, а стать плохим он и без этого сумеет.   
- Так может, изберём Вас президентом, - улыбнулся Андрей, явно оттаяв от разговора с Михаилом.
- Вы думаете за мной, кто-то пойдёт?
- А почему нет.
- Для этого нужна популярность. Да и самому мне нужно ещё многому научиться, и многое изменить в себе. – Может быть в другой жизни, а в этой для меня есть другая миссия определённая Богом, и только выполнив эту, я смогу приступить к другой.
- Ну, может быть, Вам стоит открыть свою школу, где будут воспитываться «правильные» люди?
- Так для этого нужны немалые средства, а у меня их нет.
- Но есть же люди, у которых они есть.
- А, что им до всего этого.
- Тоже вопрос.
- А может, стоит оставить всё, как есть не вмешиваться в задуманное Богом. – Ведь каждый должен идти своим путём, чтобы обрести духовность и не лезть туда, куда нас не просят, не мешать процессу, ибо не можем мы знать его предназначения.
- Да, уж! – Давайте, я схожу за чаем, если Вы не возражаете, - предложил, Андрей.
- Нет, я не против. - С удовольствием составлю Вам компанию.
   Андрей вышел из купе и подойдя к купе проводника осторожно постучал в приоткрытую дверь.
- Да, да, слушаю Вас, - приветливо улыбаясь, произнёс проводник. – Вы, что-нибудь хотели?
- Да, я хотел попросить два стаканчика чая, если это возможно.
- Конечно, Вы из какого купе?
- Из седьмого.
- Отлично! – Через пять минут, я подам Вам чай в купе, всё будет сделано в лучшем виде, не волнуйтесь.
- Спасибо!
   Андрей был приятно удивлён не только учтивостью проводника, но и своей доброжелательностью ко всему окружающему.  Простите, извините, пожалуйста, слышал он и произносил сам, идя обратно в своё купе от встретившихся на его пути пассажиров, и неожиданно подумал.
- «Неужели один человек может так влиять на других, заряжая их добротой и любовью, тем самым меняя атмосферу в отдельно взятом месте. – Фантастика, да и только!» 


                17.05.2010г.