Бальзак

Константин Рыжов
Оноре Бальзак родился в Туре в мае 1799 г. в весьма состоятельной семье интендантского чиновника. Его мать так же происходила  из почтенного семейства богатых коммерсантов. С восьмилетнего возраста  Бальзак учился  сначала в Вандомском коллеже, а затем  в Парижской школе права, которую окончил в 1819 г. Получая юридическое образование, он одновременно служил писцом в конторе нотариуса. Впрочем, еще в студенческие годы он твердо решил стать писателем и зарабатывать на жизнь своим пером. Восемь ранних романов  Бальзака («Столетний старец» (1822), «Клотильда де Люзиньян» (1822), «Ванн Клор» (1825) и др.), написанные в духе «неистового» романтизма, полные тайн, ужасов и преступлений, не имели заметного успеха у публики. Разочаровавшись в писательском ремесле,  Бальзак решил заняться издательским делом и в течение трех лет накопил огромные долги. Скорее по необходимости, нежели из-за действительной страсти, он вновь вернулся к литературе.

В 1829 году писатель публикует две книги, положившие прочное основание  его литературной карьеры: очерк-исследование «Физиология брака» и роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году». Что до романа, то, не смотря на все его достоинства, дохода он не принес никакого  – выплаченный автору гонорар составил всего 100 франков.  Зато «Физиологии брака» стала настоящей литературной сенсацией и имела такой оглушительный успех (с оттенком скандальности), что автор принужден был скрывать свое имя. Вдохновленный успехом, Бальзак предложил издателям серию из шести повестей «Сцены частной жизни», центральной темой которых должна была быть тема брака, семьи и любви. Самым заметным произведением этого цикла стал «Гобсек» (1830). За ним последовали несколько других выдающихся произведений, в том числе «Шагреневая кожа» (1831) и «Евгения Гранде» (1833).

«ГОБСЕК». Повесть рассказывает об известным парижском ростовщике папаше Гобсеке – «человеке-автомате», «человеке-векселе», который служит как бы живым олицетворением власти золота над людьми. Поразительным образом в нем соединены два существа: подлое и возвышенное, скряга и философ. Будучи обладателем миллионного состояния, он живет очень скромно, почти что бедно, с величайшей умеренностью расходуя каждое су. В юности он, кажется, был пиратом, долгие годы провел в Индии и Южной Америке. Потом Гобсек обосновался в Париже и вскоре опутал своей паутиной множество здешних семей. Как паук, он тихо подкарауливает свою жертву, а потом с редким бездушием и хладнокровием высасывает из нее все состояние. И при этом он настоящий философ, и даже, в каком-то смысле, настоящий поэт наживы. В беседах со своим молодым знакомым адвокатом Дервилем Гобсек открывает тайные пружины, управляющие жизнью общества, воздействуя на которые, он, с виду невзрачный и незаметный человек, делается подлинным властителем человеческих судеб. «Я достаточно богат, - говорит Гобсек, - чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов… Это ли не власть? Я могу, если пожелаю, обладать красивейшими женщинами и покупать нежнейшие ласки. Это ли не наслаждение? А разве власть и наслаждение не представляют собой  сущности нашего  нового общественного строя? Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?» Юный Дервиль совершенно потрясен этими откровениями. «Да неужели все сводится к деньгам?» - думает он…

«ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА». Для этого романа  характерно сочетание  жизненной конкретности с философской фантастикой. Потерпев  полное фиаско в своих честолюбивых устремлениях, отвергнутый женщиной, которой был увлечен, лишенный всех средств к существованию, главный герой романа Рафаэль де Валентин  готов уже покончить жизнь самоубийством. В это время случай сводит его с таинственным старцем, антикваром, который вручает Рафаэлю всесильный дьявольский  талисман – покрытый древними письменами кусок шагрени. Для его владельца «желать» и «мочь» сливаются воедино. Однако расплатой за все мгновенно исполняемые желания оказывается жизнь Рафаэля, убывающая вместе  с неуклонно  сокращающимся куском кожи. Выйдя из печати, книга тотчас сделалась очень популярной. Говорили, что Бальзаку, как никому другому, удалось выразить в романе фантастическую составляющую своего времени. Однако проблема, поднятая и с таким блеском описанная Бальзаком, не утратила остроты и в дальнейшем. Само выражение «шагреневая кожа»  вошло во многие европейские языки как устойчивый фразеологический оборот.

«ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ». В предисловии к первому изданию романа Бальзак писал, что решил ограничиться рамками «повести скромной, заурядной повести, простого и неприкрашенного рассказа о том, что каждый день происходит в провинции». Предметом изображения здесь стала буржуазная повседневность в ее внешне ничем не примечательном течении. Место действия – типичный для французской провинции  город Сомюр. Серая в своем убогом  однообразии жизнь  становится фоном трагедии главной героини Евгении Гранде, но трагедии нового типа – «буржуазной… без яда, без кинжала, без крови, но для действующих лиц более жестокой, чем все драмы, происходившие в знаменитом доме Атридов». Главным лицом, направляющим действие трагедии  становится  отец Евгении - черствый и деспотичный Феликс Гранде – идеальный коммерсант. В отличие от своего предшественника Гобсека Гранде лишен всякого романтического ореола. В нем нет ничего загадочного, все прозаично и прояснено до конца.   Страсть к золоту  совершенно подавляет и извращает в нем естественные человеческие чувства. Читатель оказывается в доме, где экономят буквально на всем. В просторных комнатах царят холод и пустота; каждое  полено для растопки выдается строго по счету; скупец пересчитывает каждый кусок сахару; полуденная трапеза  скудна до ничтожества, а по вечерам  не зажигают свечей.

Сразу после публикации «Евгении Гранде»  у Бальзака появилась мысль объединить все его произведений в эпопею. Окончательно план ее сложился только к 1842 г. Тогда же она обрела свое название – «Человеческая комедия». Подобно трем ярусам колоссальной пирамиды  эпопея должна была включать в себя три  больших раздела. Фундаментом ее становились «Этюды о нравах», в которых Бальзак  намеревался изобразить все социальные явления, так что бы ни одна жизненная ситуация, ни один характер, ни один из слоев общества, ни одна французская провинция, ничего из того, что относится к  политике, правосудию или войне не было забыто. «Здесь, - подчеркивал Бальзак, - не найдут себе места вымышленные факты, ибо будет описано лишь то, что происходит повсюду». Над «Нравами» должен был возвышаться второй ярус – «Философские этюды», ибо после следствий надлежало показать причины, после обозрения общества надо было вынести ему приговор. Увенчать пирамиду Бальзак собирался  третьим ярусом -  «Аналитическими этюдами». «Нравы – писал он, объясняя свой замысел, - это спектакль, причины – это кулисы и механизм сцены. Начала – это сам автор…» Называя «Этюды о нравах» «спектаклем» Бальзак разделил их затем на сцены. («Сцены частной жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены парижской жизни», «Сцены политической жизни», «Сцены военной жизни», «Сцены сельской жизни»).

 «Мой труд, - писал Бальзак в «Предисловии» к эпопее, - имеет свою географию, так же как и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, действующих лиц и факты, также он имеет свой гербовник, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию – словом, весь мир». Мир «Человеческой комедии»  основывается на сложной системе взаимосвязей людей и событий, которую Бальзак постиг, изучая жизнь современной ему Франции. До конца понять его можно только, восприняв бальзаковскую   эпопею во всем ее многомерном единстве, хотя каждый из ее фрагментов и являет художественно завершенное целое.  Но каждое произведение правильно воспринимается только в общем контексте. «Каждая книга автора, - писал Бальзак, - всего лишь глава грандиозного романа об обществе». Всего в «Человеческой комедии» более двух тысяч персонажей. И мы знаем о каждом из них все необходимое: их происхождение, родителей, родственников, друзей и врагов, прежние и настоящие доходы и занятия, точные адреса, обстановку квартир. История бальзаковских героев, как правило, не кончается в финале того или иного произведения. Переходя в другие романы, повести, новеллы, они продолжают жить, испытывая взлеты или падения, надежды или разочарования, радости или мучения, так как живет общество, органическими частицами которого они являются. Взаимосвязь этих «возвращающихся героев» скрепляет фрагменты  грандиозной фрески, порождая многосложное единство «Человеческой комедии».  От романа к роману их связи  усложняются и укрепляются. Так устанавливается своеобразная непрерывность действия. Сюжеты отдельных романов, повестей, рассказов, составляющих «Человеческую комедию», отступают на задний план, а на передний выходит бесконечное, как сама жизнь, движение - разнонаправленное, хаотичное  и в то же время закономерное. В отличии от просветительских романов, произведения Бальзака  повествуют не об истории человека, а об истории  общества, показанной через судьбу человека. Монтаж  произведений, различных по жанру, тематике и времени действия, в рамках «Человеческой комедии» позволил Бальзаку отказаться  от последовательного развития сюжета в традициях романа-биографии и показать героя  в наиболее важные  моменты его жизни с различных позиций, в связи с различными людьми.

Поставив перед собой поистине титаническую задачу, писатель с огромным воодушевлением приступил к ее реализации. Начиная с 1829 г. и вплоть до своей смерти в 1850 г., он опубликовал более девяноста романов и повестей. Замыслы еще пяти десятков романов так и остались неосуществленными (так фактически нереализованным оказался план «Сцен военной жизни», в которые входят одни «Шуаны»; между тем, Бальзак собирался написать несколько военных романов из времен Империи). Сочинительство  стало его жизнью. Он трудился над своими произведениями с яростным упорством, в полном смысле слова работая  день и ночь.
Первым произведением, созданным Бальзаком в соответствии с общим планом  его эпопеи, - стал «Отец Горио» (1834). Роман этот занял ключевое место во всей антологии, поскольку писатель  обрамил историю отца Горио множеством дополнительных сюжетных линий, каждая из которых получила потом продолжение в других его произведениях. Важнейшей из них становится линия Эжена Растиньяка, парижского студента, мечтающего пробиться на самые верхи общества. Его жизненный путь прослеживается потом во многих других звеньях «Человеческой комедии» (в романах «Утраченные иллюзии», «Банкирский дом Нюсинжена», «Блеск и нищета куртизанок», «Депутат от Арси» и др.). В конце концов он добивается своей цели: становится миллионером, женится на дочери своей любовницы, приобщается к бесчисленным доходам Нюсинжена, делается пэром Франции и министром. Но при этом он навсегда расстается с иллюзиями своей юности и безвозвратно утрачивает свои лучшие качества: обаяние и благородство. Наряду с Растиньяком вторым ключевым персонажем «Отца Горио» и всей «Человеческой комедии» стал  Жак Колен, он же каторжник Вотрен, который появляется потом как на первом плане, так и на второстепенных ролях более чем в двадцати романах Бальзака. Вотрен – личность яркая,  сильная, демоническая, - воплощающая бунт отверженных против власть имущих. Он прекрасно знает все тайны, все движущие силы общества.

После шумного успеха «Отца Горио», Бальзак начал работу сразу над несколькими произведениями, и в том числе над «Утраченными иллюзиями» (1835-1843). Роман этот, один из центральных во всей эпопее,  имел долгую и сложную судьбу. Три составляющие его части были изданы сначала в виде трех самостоятельных повестей. Главный герой романа  поэт Люсьен Шардон, так же как Растиньяк устремляется из провинции в Париж с надеждой сделать карьеру и терпит поражение. Образ Люсьена отличается внутренней двойственностью. Он – натура  непостоянная, разорванная, слабая, однако по-своему незаурядная. Вновь к судьбе Люсьена Бальзак обратился в другом своем знаменитом романе «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847), где тот превращается в орудие дьявольского честолюбия каторжника Вотрена, явившегося в облике аббата Эрреры. Люсьен терпит тут окончательный крах и кончает с собой в тюрьме.

Последним крупным произведением Бальзака стал роман «Крестьяне» (1837-1850). Писатель умер в августе 1850 г., через пять месяцев после своего брака с польской графиней Эвой Ганской.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100