Детство 70-х. Опасные игры

Виктор Слободчиков
Звонок на перемену. Школа наполняется звуками: топот, смех, крики.  Трое шестиклассников, с таинственным видом, пробираются под центральную лестницу холла, в небольшую  тёмную  кладовку. Кладовая никогда не запиралась: в ней хранились швабры, вёдра, мётлы. Несмотря на затхлый  воздух и тесноту,  здесь иногда прятались сбежавшие с уроков ученики. 
Сейчас у друзей цель иная. Они плотно запирают за собой дверь, гасят свет, в полумраке достают из портфелей  шерстяные шарфы. На шею одного из учеников наматывается  самый широкий и  длинный шарф;  в два слоя, но так, чтобы за два конца можно было бы затянуть петлю. И вот, начинается эксперимент: двое, с согласия третьего, медленно затягивают петлю шарфа на его шее. Лицо «подопытного» багровеет, глаза закрываются, и он валится на пол…
Cтранные игры... Со стороны всё выглядело, наверное, жутко, но был это всего лишь эксперимент по древней медицине. На уроке истории мы узнали, что врачи древнего мира, сдавливая сонные артерии на шее человека, добивались таким образом состояния кратковременного забытья(вместо наркоза). За это время можно сделать небольшую операцию (удалить из тела наконечник стрелы, например). Эксперимент с «наркозом» мы проводили на себе; каждый из этой троицы,  включая меня, был  слегка придушен шарфом в мирных исследовательских целях. 
Я, помню шум в голове и что-то вроде лёгкой  «отключки», когда слова и звуки становятся приглушёнными, нереально далёкими.  Помню, как замахал руками от страха, и эксперимент был прекращён.
Закончилось для нас всё это без последствий. Мы добились, того, что хотели и долго потом  делились впечатлениями…
Вспоминая, в какие мы лазили дыры и, какие ставили опыты, я радуюсь, что у меня – дочь: она в этом плане на меня не похожа. Хотя конечно, девочка девочке рознь. В нашем, окружённом сплошными стройками, детстве были  девчонки, сопровождавшие нас в  походах по пустырям, котлованам, развалинам старых домов. Разжигая костры, где-нибудь в укромном месте за пределами видимости взрослых, они вместе с нами подкладывали в огонь обломки шифера, строительные патроны, банки с украденной соляркой.  «Фейерверки» были небезопасны. От летящих осколков нужно было прятаться: зато столько восторга! Как на войне в кино!
-Эх, туда бы ещё нефти немного плеснуть! – сожалела отличница и примерная пионерка из параллельного класса. - Как бы она там вспыхнула!..
Время от времени, на плохо охраняемых стройках  возникали пожары. Приезжали пожарные: тушили  строительные бытовки, пиломатериал и разгоняли зевак. Было и страшно и весело...
Интересно, от чего  возникали эти пожары?..
Прожженная огнём одежда, испорченные гудроном кеды и проколотые резиновые сапоги –  наименьшая плата за наши «приключения», Но и она приводила в ужас родителей. А ведь были серьёзные травмы, ожоги и даже смерть одного из мальчишек (он сорвался в шахту с крыши лифта). Даже это  не отвратило нас от поисков приключений. Мы становились осторожнее лишь на несколько дней, а дальше всё оставалось по-прежнему. Ездили на Обь купаться (не умея плавать), ныряли в незнакомых местах, бегали по крышам. Хорошим развлечением считалось перепрыгивание с крыши на крышу двух девятиэтажек, соединённых углами.
Да, конечно, мы знали, что кому-то из рогатки выбили глаз, а кто-то сломал себе позвоночник, падая с металлического гаража. Кто-то получил ожоги негашёной известью, а  у кого-то в руках взорвалась  самодельная «магниевая» бомбочка. Казалось: с нами этого произойти не может.
Что могло задержать нас дома? Только хорошая книга или фильм. Но и того и другого было маловато. ТВ-каналов  всего два (или три), а хорошие книги   быстро прочитывались.
К тому же книги (как и фильмы), иногда способствовали поиску приключений на наши юные задницы. Так, например, хрестоматийная «Школа» А. Гайдара, подвигла нас на постройку плотов из заборных досок. Плоты мы испытывали в затопленном строительном котловане и в глубоких лужах, которых оставалось после строек великое множество.
Жажда новых ощущений гнала нас на улицу, особенно на каникулах. Ничто не могло  надолго удержать нас дома.
Мои родители так и не узнали, где я выучился плавать и разводить костры.
И, слава богу!