2. Познаваемость мира

Виталий Альбертович Иванов
Допустим, что существуют некоторые первоэлементы материи, и где-то в космосе два элемента материи образовали связь, (см. рис. 2.1). Под связью будем понимать устойчивую взаимозависимость элементов.

Допустим, сознание, достигшее необходимой степени развития, встретило этот объект. Какую информацию оно могло бы почерпнуть из исследования этого объекта? Для описания его структуры должны быть определены следующие понятия: «элемент материи», «два», «некоторая связь». С помощью них можно полностью описать объект и ввести новое понятие - понятие данного объекта. Допустим, к данному объекту прибавится еще один элемент. Новый объект можно описать аналогично. По методу индукции таким образом можно описывать сколь угодно большие системы с любым числом элементов и связей. Причем элементы и связи, входящие в систему, могут быть различной степени сложности. Из простого складывается сложное. Сложное подразумевает простое.

Очевидно, существуют простейшие связи между элементами и связи более сложные между этими элементами или группами элементов. При накоплении групп элементов с соответствующими количествами простых связей возможен качественный скачок к установлению нового состояния взаимозависимости и равновесия (например: энергетического, биологического, и др.). При этом разрушение старой системы ведет к созданию новой на основе новых связей более экономичных, рациональных, прочных.

Если допустить, что существуют некоторые первоэлементы материи, которые познаваемы, то из этого, по методу индукции, следует, что познаваемы и более сложные объекты, состоящие из простых, а значит и сколь угодно большие объекты и весь мир. Если познаваемо простое, то и сложное. И наоборот, если допустить, что познаваемо сложное, то по методу обратной индукции следует, что познаваемо и простое.

Если же предположить, что простое или некоторые первоэлементы и связи между ними не познаваемы, т.к. материя бесконечна, как вверх, так и вниз, то отсюда следует, что и сложные объекты и весь мир не познаваемы в принципе. И непознаваемо ничто. И наши знания - лишь субъективное отражение неведомого. И истина нам недоступна.

В настоящей работе будем исходить из существования объективной реальности вне нашего сознания и из познаваемости этой реальности сознанием.