Рейли М. В. Истоки жизни Родиться в сорочке

Индрик
Рейли Марина Истоки жизни ритуальные действия с пуповиной и детским местом.

КТО В «СОРОЧКЕ» РОДИЛСЯ

После появления младенца на свет оставалось обрезать и перевязать пуповину и дождаться рождения детского места. Иногда повитуха медлила сообщить о рождении ребенка матери и не спешила перерезать пуповину. Боялась, что мать слишком зарадуется и роды прекратятся, а послед не выйдет. Пуповину перевязывали суровой льняной ниткой, отступив три-четыре пальца от живота, и потом обрезали ножницами. Перевязыванию пуповины уделяли особое внимание, так как это помогало ребенку отделиться от матери и войти в новый для него мир, а матери отпустить его менее болезненно. В некоторых областях это перевязывание делали два раза. Для этого отрезали несколько волос из косы матери и этими волосами перевязывали пуповину близ живота, потом, отступив вершок, перевязывали другой раз и потом перерезали пуповину между перевязками. Наверно, возникает вопрос, какую роль играла вторая перевязка, если перерезание производилось между первой и второй. Возможно, было важно прекратить кровотечение не только из тела младенца, но и из последа.
Ведь послед, как и пуповина, играл магическую роль в жизни ребенка, о чем мы узнаем ниже. Некотрые повитухи считали, что пуповину нужно обрабатывать, то есть обрезать и сдавливать сосуды, только ногтем, не перевязывая, так как перевязывание, по их мнению, приводило к появлению грыжи. Предохраняет от грыжи и перегрызание пуповины зубами. Так ли это на самом деле, предоставим решать специалистам, а сами пойдем дальше.
Как и все значимые моменты в традиционной культуре, все описанные выше действия сопровождались ритуалами. Ведь и пуповина, и детское место (послед) — это часть и матери, и в первую очередь ребенка. Поэтому, следуя народной логике, через них можно повлиять на здоровье самого ребенка и даже на его будущую судьбу. Считалось, что будущее благополучие ребенка напрямую связано с его трудолюбием и мастерством в работе (думаю, что это актуально и сейчас). Поэтому уже при обрезании пуповины применялись предметы, которые магическим образом могли повлиять на формирование будущего труженика в определенной сфере.
У мальчика, например, пуповину рубили на топоре или на каком-нибудь другом плотницком или столярном инструменте ножом, чтобы работник был хороший, а иногда — на книге, чтобы хорошо учился. Девочкам повитуха рубила пуповину на чесалке для льна или на челне от ткацкого стана ножницами.
Отрезанную пуповину, как правило, зарывали в землю вместе с последом. Иногда кусочек завязанной пуповины высушивали и хранили в завернутом виде несколько лет, пока ребенок не начинал понимать. Тогда ему давали развязать пуповину, считая, что этим «развязывают» ему ум. Если он справлялся с задачей, то считался умным, если нет — глупым.
По народным поверьям, бездетная женщина, съевшая пуповину, исцелялась от бесплодия.

Действия с последом включали в себя две обязательные процедуры: обмывание и закапывание ___ в землю.
Детское место повитуха мыла холодной водой, оборачивала в чистую белую тряпочку, перевязывая поверх красной ниткой, и зарывала в подполе, под печкой, где никто не ходит, или с той стороны дома, где красный угол, а иногда в бане. Существовало представление о том, что на том свете повитуху заставляют съесть последы принятых ею младенцев, потому она и мыла их столь тщательно. Кроме того, повитуха должна была предпринять меры предосторожности, чтобы послед не похитил нечистый, потому что тогда новорожденный переходил в его власть. Чтобы этого не произошло, повитуха, выкапывая ямку, чертила на дне этой ямки пальцем крест, клала детское место и приговаривала: «Месту гнить, а ребенку жить, да Бога любить, отца, мать почитать и бабку не забывать». Затем зарывала, чертила три креста на земле над ямкой, приговаривая: «Страстей твоих да убоится враг рода человеческого».
Последы всех родившихся в семье детей стремились спрятать в одно место, чтобы они впоследствии мирно жили друг с другом. При этом послед следовало закапывать так, чтобы отрезанная часть пуповины была сверху, иначе детей у роженицы больше не будет. Желающий лишить женщину способности к деторождению мог в течение 40 дней вырыть послед, повернуть его пуповиной к земле и опять зарыть.
Особого разговора заслуживает момент рождения младенца в «сорочке», неразорвавшемся плодном пузыре. Про ребенка в этом случае говорили, что он в «рубашке» родился. Такое рождение предвещало счастливое будущее и особую удачливость в жизни не только родившемуся в ней, но и всему дому. После родов «сорочку» высушивали, зашивали в мешочек и либо прятали, либо носили, как ладанку, вместе с нательным крестом. Впоследствии она передавалась из рода в род. Счастливым амулетом «сорочка» служила не только законному владельцy, но и любому человеку, если попадала ему в руки. Поэтому иногда она становилась предметом продажи или воровства. При этом верили, что вместе с исчезновением «сорочки» счастье уходит и от родившегося в ней, и от его семьи. Одна повивальная бабки рассказывала о том, как ей пришлось принимать одно дитя, рожденное в «рубашке». И с того дня, как эту «рубашку» повесили к образам в доме, во всем пошла удача: жито стало родиться, и скот стал водиться. Потом эту «рубашку» кто-то украл, и семья после этого обнищала.