6. Эволюция ОИС человека. Продолжение

Виталий Альбертович Иванов
Попробуем рассмотреть развитие человеческого общества с точки зрения развития ОИС. Увеличение информации, находящейся в распоряжении человека, определяла необходимость её сосредоточения, систематизации, организованного хранения и передачи через поколения. Это потребовало выделения группы людей освобожденных от физического труда. Основными задачами этой группы стали сбор, хранение и передача информации, а также организация общественных отношений. Появилась группа людей, занимающихся умственным трудом, причем абсолютному большинству приходилось заниматься чисто физическим трудом. При общем низком уровне сознания эта группа могла быть только эксплуататорами основной массы. Что и происходило.

Занятие умственным трудом способствовало развитию навыков мышления: способности задавать вопросы, искать и находить на них ответы. Так в ряду других были поставлены вопросы об объяснении сил и явлений природы, смысле бытия, месте человека в природе и его происхождении.
Можно признать появление первых подобных вопросов рождением научного и зародышем космического сознания.
На многие из вопросов нельзя было дать ответ, и объяснение для избранных принимало форму гипотезы, а гипотеза для большинства - форму веры.

В ОИС росло количество информации. Она передавалась от отца к сыну, от учителя к ученику, в народных сказаниях и легендах, через служителей культа и институты власти. И вот наступил момент, когда человеческая речь в качестве долговременной памяти перестала справляться с возросшим количеством информации. Ее возможности в основном были исчерпаны. Для дальнейшего развития ОИС требовался качественно новый носитель информации.

Этим носителем стала письменность. Она рождалась, как и речь, постепенно. От отдельных рисунков до систем знаков, позволяющих хранить простые понятия и сложные их конструкции, выражающие идеальный мир как ИИС, так и ОИС. Как говорил Ф. Энгельс, у животных нет потребности в речевом общении. А то немногое, что животные «даже наиболее развитые из них, имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без помощи человеческой речи». [12]

Это немногое как раз и характеризуется количеством располагаемой информации. Человеку не нужна была письменность, как животным речь, пока количество информации не превысило некоторой величины, и объединенная информационная система могла развиваться с речью в качестве единственного носителя и накопителя информации.

Письменность подтолкнула человеческое мышление к еще большему абстрагированию и развитию сознания, обострила человеческий мозг в качестве инструмента познания и неизмеримо увеличила емкость долговременной памяти.

Правда, использовать накапливаемые информационные богатства могли далеко не все. Только единицы знали письменность.
Далее расширение и развитие объединенных информационных систем пошло по пути количественного накопления информации в рамках схемы рис.4.2. Увеличивалось количество грамотных людей, росло число письменных документов. Было изобретено книгопечатание.

Необходимо отметить, что всё это время ИМ не отрывался существенно от РМ. Большинство новой информации сразу использовалось в практике. Пускай только отдельными, имеющими доступ к информации людьми. Но то количество информации, которое имелось в то время в распоряжении общества, и уровень его не требовали и даже не допускали равного для всех её распространения. Однако отметим, что наибольшего расцвета во все времена получали все же ОИС, где культура, наука и просвещение получали наибольшее распространение. Т.е. там, где информация была наиболее доступна, где она целенаправленно внедрялась в практику, не отрывая существенно ИМ от РМ. Причем вплоть до последнего времени у основной массы людей этот отрыв вообще был минимальным. Существенным он мог быть только у групп, имеющих полный доступ к ДП и умеющих пользоваться информацией, в ней хранящейся, т.е. обладающих высоким уровнем культуры.

Отметим далее, что с появлением человека как такового, т.е. с зарождением у него сознания, можно говорить о появлении общественного сознания в ОИС.
Хотя у различных общественных групп в рамках одной ОИС уровень сознания мог значительно колебаться, в целом под уровнем общественного сознания, как кажется, все же можно понимать некоторый среднестатистический для данной ОИС уровень сознаний его отдельных ИИС.
Можно также предположить, что уровень сознания как отдельного человека, так и общества характеризуется располагаемой ими информацией, т.е. числом понятий и связей между ними.

Уровень же развития общества (ОИС) в реальном аспекте (РМ), как и любого реального объекта, характеризуется его структурной информацией.
Под структурной информацией здесь, как и ранее, понимаются элементы и связи между ними. Элементы ОИС – это, собственно, люди, объекты их трудовой, производственной деятельности, а также окружающая человека природа, среда, в рамках которой проявляется эта деятельность.
Структурные связи ОИС – энергетические, биологические, экономические, политические, культурные и др. Собственно, все эти связи являются информационными, определяя разные уровни сложности структурных связей.