И ещё про одного лётчика из славной плеяды «сталинских соколов» хочу я коротко сказать.
Командующим 10 ОА ПВО (г. Архангельск) долгое время был легендарный лётчик, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Гулаев Николай Дмитриевич.
Это был ОЧЕНЬ необычный командующий.
Обычно отношение к «большим начальникам» в армии подразделяется так:
1. Просто «уважают» – довольно большая редкость, «высший балл» для любого крупного начальника, на мой взгляд.
2. «Уважают и боятся» - частенько встречается. Тоже неплохо характеризует соответствующего командира.
3. «Боятся и стремятся избегать встречи с ним» - эта характеристика чаще относится к вспыльчивым и неуравновешенным командирам, способным на спонтанные, непредсказуемые действия и решения. Довольно распространённый, увы, типаж.
4. «Побаиваются и презирают» - такое отношение стало широко распространяться к командующим «высокого полёта», после известных событий 1991 года, когда целый ряд больших начальников стал откровенно разворовывать армию, презирая мнение своих подчинённых. И, соответственно «завоёвывая» ответное отношение к себе.
Николай Дмитриевич Гулаев был совершенно особым командующим. Подчинённые его ЛЮБИЛИ и уважали.
Играло роль в этом и его «геройство», и особый лётный шик, и манера держаться, и многое, многое другое. Сейчас совокупность таких привлекательных качеств принято называть удивительно противным словом «харизма».
Оно к Гулаеву совершенно не подходит.
Просто это был ТАКОЙ замечательный человек. Весь облик и привычки которого вызывали подсознательную симпатию и уважение к нему. Любили его за особую удалую бесшабашность, за умение принимать решения и нести за них личную ответственность, не перекладывая её на других, и не прячась за спины подчинённых.
При том, что он бывал порой и строг, и крут, мог и «обложить» кого-нибудь под горячую руку, НО на это не обижались совершенно. Знали, что командующий не злопамятен и отходчив, и что честным трудом перед ним можно загладить многие прегрешения.
С его именем связано много различных баек, которые бережно хранятся в памяти его бывших подчинённых.
Самая знаменитая история была о том, КАК он умудрился НЕ ПОЛУЧИТЬ третью Звезду Героя Советского Союза. В годы войны Гулаев сбил 55 вражеских самолётов лично и ещё 5 – в групповых боях, став третьим нашим асом по числу одержанных в небе побед (После Кожедуба И.Н. и Покрышкина А.И.)
В 1944 году были обнародованы Указы о награждении лётчика гвардейского истребительного авиаполка Гулаева Н.Д. третьей «Золотой Звездой», а также ряда лётчиков второй «Золотой Звездой». Однако никто из них не получил наград по причине жуткого дебоша, устроенного ими в гостинице «Москва», накануне вручения наград. История малоизученная, точных её деталей никто не знает. По одной из версий, подгулявшие лётчики наткнулись на каких-то высокопоставленных немцев, проживавших в этой гостинице (и сотрудничавших, естественно с нашим правительством).
Слово за слово и возникла потасовка, переросшая в битву с прибывшими из Комендатуры Кремля патрулями. Скандал получился настолько «славным», что о нём доложили И.В. Сталину. Тот, изучив материалы дела, сказал: «Этому хулигану третью «Золотую Звезду» - не давать!».
Указ был аннулирован, а лётчики отправились обратно на фронт. Больше никаких наказаний для них не последовало.
Другая, уже послевоенная история, (разошедшаяся по 10 ОА ПВО в тысячах версий), была связана с отечественным автопромом. Начальник вещевой службы дивизии ПВО, входившей в состав Армии, командующим которой был генерал-полковник Гулаев Н.Д., умудрился купить новенький зелёный «Жигулёнок» и отправился прокатиться на нём по зимнему Архангельску. А дороги там зимой были почти сплошь покрыты льдом, и ездить по ним требовалось очень осторожно. Резина у «Жигулёнка» стояла, естественно летняя, а желание «прокатиться с ветерком» у капитана – вещевика имелось немалое.
Короче говоря, на одной из улиц он резко тормознул, «Жигуль» «понесло» по насту и капитан на полном ходу влетел в зад черной «Волги», которая мирно стояла на светофоре.
Из «Волги», к немалому ужасу вещевика, вышел САМ Гулаев, в форме генерал-полковника авиации, при всех звёздах и орденских колодках. Обойдя обе машины, Гулаев поманил к себе пальцем стоявшего навытяжку виновника автопроисшествия:
«Ты кто такой?!» - вопросил Гулаев капитана.
Тот доложил ему своё звание и должность, как и полагается.
«Вот же фигня какая», - изрёк после некоторой паузы Гулаев, «За всю войну – ни один «Мессер» мне в хвост зайти не смог! А тут – какой-то сраный тыловик на пустой улице в жопу въёхал!!!»
После этого он сокрушённо махнул рукой, сел в свою «Волгу» и уехал с места ДТП. Никаких взысканий тыловик за это ДТП не понёс.
Перед тем, как рассказать третью историю, надо объяснить, ЧТО представляла из себя 10 ОА ПВО в советское время. Её соединения, части и подразделения были дислоцированы на громадной территории нашего Севера: от архипелага Земля Франца Иосифа до Петрозаводска и от Новой Земли до Полярного Урала. Только на островах Новая Земля стояла целая дивизия ПВО. А уж радиолокационные роты и зенитные ракетные дивизионы стояли в таких дырах, куда нечасто захаживали даже белые медведи.
Кстати об этих самых белых медведях. Они занесены в «Красную книгу» и охота на них КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещена. Даже применение оружия, при нападении медведя на человека, оговорено рядом строгих правил. Это притом, что медведь этот в прыжке запросто преодолевает 8-10 метров, а убить человека ему так же просто, как нам раздавить комара. Белые медведи, случалось, заходили «подхарчиться» на помойки, которые существуют при каждой воинской части на Севере. Не так уж и редки были случаи нападения их на людей тоже.
На острове Грем Белл Земли Франца Иосифа (З.Ф.И.) располагалась отдельная радиолокационная рота. Это было самое северное подразделение Советской Армии. (Желающие могут поискать архипелаг З.Ф.И. на глобусе и найти сам остров).
Кроме роты неподалёку располагалась и авиационная комендатура, обслуживавшая находившийся там аэродром.
Попасть на чудо-остров можно было самолётом (военным «бортом», разумеется). Летали туда ИЛ-12 или ИЛ -14. Чуть позже стали летать с Новой Земли на специально оборудованных вертолётах МИ-8 (с дополнительными баками), чуть ли не 8 часов получалось время полёта в одну сторону.
В общем, условия службы – тяжёлые, а в зимнее время – экстремальные. Где Север и холода, там - обогреватели, так называемые «козлы» и, как неизбежное следствие, пожары.
В Грем Бельской радиолокационной роте произошло несколько тяжелейших пожаров с человеческими жертвами.
Сначала воины решили промыть фильтры дизелей в солярке и слегка её подогреть на плитке. Начался страшный пожар, уничтоживший весь жилой комплекс «Арктика», где жили всю долгую зимнюю полярную ночь все солдаты и офицеры. Сгорело даже всё оружие роты. Спасая продовольствие, на этом пожаре погибли замполит роты, старшина и ещё один солдат. Оставшихся солдат и офицеров расселили по тем местам, где можно было как-то существовать (дизельная, станции и т.д.)
Расследовать ситуацию в роте прилетела комиссия во главе с самим Гулаевым. И надо ж такому случится: прямо в ходе их работы произошёл ЕЩЁ один пожар в роте, правда без человеческих жертв.
Гулаев горько пошутил на этот счёт: «Был Суворов Рымникский, был Румянцев Задунайский, а я, похоже, буду Гулаев Грем Бельский!»
Продолжение, ч.4 "Соколов": http://www.proza.ru/2010/06/05/387