Все беды от учителей...

Екатерина Щетинина
Все беды от учителей… Несть числа тех, кто считает себя таковыми – начиная от школьных преподавателей с указкой и глобусом, кончая солнцеподобными учителями, вождями народов и гуру человечества. Между тем сказал Господь своим ученикам: «и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос (Мф.23,10). Тем самым подчеркивается, что существует лишь одно Учение, которое получено в виде Откровения с небес. Прочие – от лукавого, проповедующие от себя (тину), то есть, сами назвавшие себя  «Учителем».

И если вдуматься, не кто иной, как самозваные учителя – причина кровавых рек, пролитых в двадцатом веке.  Причина потери смысла жизни, эскейпизма, ухода в придуманные миры, суицида. Словно предвидя это, апостол Павел предостерегал:
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением… по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2,8).

Но… Мы, а русские в особенности, с пелёнок приучены почитать учителей. Потребность в «великом учителе» неистребима. А ежели такого нет поблизости, то мы слепим его «из того, что было»... И творили кумиров, и лепили богов, возводили на престол лжепророков…. С энтузиазмом, достойным лучшего применения. Мы позволяем кому-то тешить свои амбиции, радуясь, что нашли своего гуру и можно переложить на него свои проблемы и ответственность за принимаемые решения. А потом обвинить его и проклясть, если завёл «не туда»… Слепой слепого.

       Вполне закономерно, что в затхлом воздухе европейских лженаук (а именно Европа первенствовала в так называемых «научных открытиях» и порождениях бесчисленных «измов» и «анств») легко размножились вирусы разного рода восстаний, революций, и прочих способов самоуничтожения. И апофеозом этого процесса явились два гиганта-учителя – Сталин и Гитлер. И научили…

              «Учиться, учиться и ещё раз учиться» - так завещал великий Ленин. Но сколько можно и нужно учиться, не сказано. Для чего – тоже. Словом, цель ничто, процесс всё. Или дурная бесконечность. Учиться, пока не поймёшь Истину? Но об этом тоже не говорит нам знаменитый ленинский афоризм.
                По этому поводу у св. ап. Павла читаем: «Уклоняйтесь же учителей, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (« Тим. 4,4), ибо они от истины отвратят слух и обратятся к басням. Не имеют они ничего от Неба, только от земли. Святитель Николай Сербский пишет о том же: «Среди просвещенных народов нашего времени явилось несметное множество учителей. Они вытеснили и вытолкнули истинного Учителя – Христа. Изо дня в день, с утра до ночи учили они, на смену им приходили другие, и снова – с утра до ночи. Но каждое слово их было ложно и манило на скользкие тропы. Каждому по похоти его они ласкали слух учениями своими, за деньги, за славу, за власть и сласть. Неустанно учили они, но никто из учеников не мог добиться от учителей, что же есть истина». А истина сокрылась – в жилищах пустынников, в кельях монашеских и избах рыбацких, и вся она в одном лишь слове - «Христос».
               
                Злая ирония судьбы землян в том, что самоназванные учителя преподносили (и продолжают) "истины", совершенно противоположные Христовой Истине. Что ни возьми... В частности, понятие равенство выглядело в жизни как уравнивание, уравниловка всего и вся. Все одинаковы. И если один человек чего-то не может, то не может и другой. Да и Богочеловека тогда в принципе быть не может... Еретики и безбожники обычно берут за мерило людей-червей. Так удобнее. Даже видя чудо Божье, объясняют это неврастенией или психопатией. Уравнивание вероисповеданий, народов, животных и людей... Но Евангелие как раз-таки провозглашает обратное - о том, что есть сыны света и сыны тьмы. И третьего не дано! Одни признали Отцом Бога, другие - дьявола.Еще никогда столь резкого и страшного (!) деления между человеком и человеком не проводилось ни в одном учении.
          Бог создал неравенство - ради любви, которая неравенством разжигается и поддерживается. Ради красоты, которой не хотим мы увидеть в не-равенстве. "Мудрые учителя"  захотели уравнять нас - и друг с другом и ... с самим Богом. Искушение равенством - по-дьявольски серьёзно и изощрённо! 
             
          И мы, кстати, хорошо знаем, каковы последствия такого уравнительного подхода  даже на чисто житейском плане, опыт исторический также тому яркое подтверждение. Всем по пайке и нет проблем...
             Печальных примеров этого увода от истины в обратную сторону - великое множество. Нас учили гордиться (хоть чем-нибудь), учили, что добро должно быть с кулаками, учили уходить в нирвану, учили, что любовь и голод правят миром, что религия - опиумное галлюцинирование, а вовсе не связь с высшим разумом... И.пр. и пр.
    
             Что же, раз так всё запущено, значит, нет и не может быть среди людей настоящих учителей?
                Опять обратимся к Св.Писанию. Господь говорит ученикам «Идите, научите все народы… (Мф., 28, 19)» . Но не называйтесь учителями, ибо: «Я принёс учение с Небес. Не вы его нашли, и не вы придумали, но от меня услышали и приняли. Я Наставник, ваше служение – принести людям мои слова, как принесли вы им те пять хлебов, которые Я благословил и умножил. Тогда Я был Хозяином, а вы слугами на моей трапезе. Теперь говорю вам: Я – Наставник, а вы – служители слова Божия».

             Как же невероятно трудно, почти невозможно это служение – сохранение и передача-трансформация  через себя, через сердце своё этого Слова в чистоте, без прибавления отсебятины и забывчивости нюансов и кажущихся мелочей, как заманчиво открыть нечто «своё» - по слабости и гордости! Это хорошо знали первые проповедники и служители Слова Христова. И потому предупреждает апостол Иаков: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями… Потому что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенны… (Иак. 3, 1-2).