Письма о современной России-3

Сергей Корягин
Письмо 7. Саша! Возвращаюсь к твоей статье о педагогике. Природа дала тебе мощный заряд как учителю, и ты его неплохо реализуешь. Я думаю, нужно обозначить приоритеты. Первое, в чем нуждаются дети, – это здоровье. Здоровья нет, дети рождаются хилыми, больными, весом от 200 до 500 граммов. Медицина их спасает, вытягивает. Школа начинает их истязание, институт доканчивает. После института хронически больная девушка выходит замуж и родит одного-двух, опять же с набором заложенных внутри болезней. Я немного сгущаю краски, чтобы более выпукло обозначить свою мысль.

В XX веке в войнах и революциях Россия потеряла более 100 миллионов лучших жизней, наиболее здоровых и способных к развитию. Нигде в мире такого больше не случилось. Чем мы можем возместить эти потери? Ничем. К тому же, правители наши, родители наши и учителя этих потерь не видят. Мировая гонка ослепила всех. Власть жмет на учителей (проект и прочее), учителя – на детей, которые, протестуя, прибегают к самоубийству (отравление, веревка, прыжок с балкона на асфальт, бросок под электричку). А зачем образование потенциально или реально больному человеку? Чтобы, окончив институт, в сорок лет уйти на инвалидность и жить на государственное пособие? Я снова сгущаю краски, но не очень. Народ болен физически, народ слаб, он нуждается в щадящих условиях жизни и закаливании здоровья. К тому же слишком многие склонны к алкоголизму и наркомании.

Сколько уроков физкультуры в неделю стоит в расписании? Два. А надо пять. А может, десять. По сколько часов сидят дети в школе? Тебе это лучше знать. Я не против мобилизации детского сознания на учебу. Однако каждая новая «гиря» по утяжелению  интеллектуальной нагрузки должна сопровождаться компенсирующими мерами по укреплению здоровья. Иначе школу вместе с правителями надо просто отдать под суд. Но правители амбициозны, а учителя просто тупы и страдают больше по поводу своей низкой зарплаты. И изменить сегодня мы ничего не можем. В этом наша трагедия.

Воспитание прежде всего идет от семьи. Ты это хорошо понимаешь. Но институт семьи ныне переживает страшный кризис. Пьют, скандалят, дерутся, разводятся. Сходятся и опять разводятся. Кто может выйти из этой среды? Встречал я мысль, что семья стала разлагаться, когда население стало скучиваться в больших городах, когда основная ячейка общественной жизни стала подвергаться атаке со стороны неких новых факторов. Каких? Я полагаю, что это – высокая интенсивность общения, сутолока. Мужчины и женщины сталкиваются друг с другом на работе, на улице, в магазине, в кинотеатре, в театре, на вечеринке и т.д. Знакомства, встречи – открытые и скрытые. Глаза разбегаются, сердце разрывается от впечатлений, новых симпатий и антипатий.  Муж и жена встречаются только вечером, часто – ночью. Дети живут сами по себе – и тоже не чувствуют тепла семейного очага.

Нужда в семейном очаге ослабла, зато укрепилась нужда в трудовом коллективе, во всевозможных «тусовках». Ситуация – мировая, не только наша. Дети стали помехой в карьере, в необходимых мероприятиях, в новой любви. Их надо кормить, учить в течение десяти лет, а то и более. Надо посещать родительские собрания, выслушивать нелицеприятные оценки учителей. Мужчина всегда тяготился семьей, а тут и женщине семья стала мешать: хочу получить образование, хочу полететь в космос, стать артисткой, заниматься спортом, наукой. Свободной любовью, наконец, тем более, что в большом городе это осуществить нетрудно. Воспитание детей в семье – самая тяжелая работа для родителей. В большом городе можно найти работу полегче, и развлечений там можно найти побольше. Все устремились в большие города.

Таков итог развития мировой цивилизации. Простому люду на этот итог наплевать, он идет за своими лидерами, как стая за вожаком или стадо за пастухом. Да и лидеры пока не осознали ситуацию.  Жду ответа. Твой С.О. 19 марта 2008 года.


Письмо 8. Дорогой Саша! Я думал, ты в отпуске и куда-нибудь уехал. Твой инсульт, полагаю я, – следствие твоей в высшей степени неорганизованной жизни. Работаешь по ночам, до шести утра. Кому это надо? Большой славы хочешь? Опомнись! Прости, прости…Очевидно, мать тебе все сказала. Но и я сказать тебе все должен. В свое время и я немало провалялся по больницам. 1967 год – туберкулез. Шесть месяцев в Туманове, два месяца в Смоленске (операция). В Туманове лежал с бывшими уголовниками, чуть не зарезали. 1984 год – вырезали аденому. В Москве. Привезли меня после операции и положили на кровать, а соседи по палате включили телевизор и стали смотреть очередную серию. Я попросил сделать потише. Только что не побили. Кормят в наших больницах плохо, жаль, что ты не был к этому подготовлен. Россия – бедная страна, это надо усвоить. Персонал в больницах, как персонал. У себя, в городе, я, правда, сказал одной медсестре: «Вам надо работать на конюшне!»

О марксизме не переживай. Разберемся. «Об экономическом учении Маркса еще ни один экономист не сказал, что оно ложно», – прочитал я у тебя. Егор Гайдар сказал. Кейнс сказал и многие, многие другие. И я говорю, хотя я и не экономист.

 О Христе. Не надо так категорично. Никогда не говори "никогда". Иудаизм и христианство, считаю я (вообще-то, невежда в вопросах религий), – две ступени в развитии одной и той же веры. И жить им вместе до скончания веков, пока кто-нибудь не придумает другую религию. А к Марксу у меня особый счет: отчасти по его вине я попал в коммунистическое рабство почти на всю жизнь. Удачи! 28 марта 2008 года.


Письмо-9. Дорогой Александр! Твое исследование я отпечатал и внимательно прочитал. Ты талантлив. История человечества – это история непрерывных войн между народами, нациями, религиями, классами, кастами, персонами. Приходится принимать мир таким, каков он есть.  Другого-то нет. Другой – это смерть. Геройство и подлость живут в нем на равных правах. Выбирая Богов, мы выбираем судьбу? Значит, надо выбрать хорошего Бога. А где он, ты не подскажешь? Вот и Христа ты развенчиваешь. Выбирают люди вместо Бога идола. И тоже ошибаются. Мы сквозь тернии пробираемся к цели, а потом обнаруживаем, что она ложна. Направляемся в одну точку, а приходим в другую. Однако не останавливаемся. Жизнь – это беличье колесо. В этом драма человеческой жизни. Я философ, а не моралист. А за окном философа идет жизнь со всеми ее радостями и страданиями. Люди куда-то идут, куда-то бегут.

Средние века были в Средние века. А мы в XX веке пережили нацизм и коммунизм. Приведенные тобою цифры убиенных и сожженных впечатляют, цифры убиенных в XX веке впечатляют не менее. Непонятно ведут себя люди. Немцы ходили в театр и в кино, переживали там за неразделенную любовь героя, когда их дети, братья и отцы уничтожали узников в газовых камерах. Русские плакали в Художественном театре по поводу «страданий» чеховских трех сестер, когда такие же русские мучили своих собратьев в ГУЛАГе. Дорогой Саша! Спасибо тебе за материал, он просветил меня. Береги свое здоровье. 28 марта 2008 года. С.О. Корягин.