Гарри Поттер. Часть 1

Александр Иванович Алтунин
Фильм о философском камне вызывает весьма противоречивые чувства у зрителя. Основное противоречие возникает между его психологическим восприятием фильма, как произведения искусства и оценкой с духовной точки зрения. Если в первом случае фильм можно назвать удачным и даже весьма удачным, то во втором случае реакция возникает совершенно противоположная. Иначе говоря, насколько фильм удачен с чисто эстетической точки зрения, настолько он опасен и вреден с духовной.

Главная опасность этого фильма заключается в его мощнейшем воздействии на психику зрителя, не только на его сознание, но, что еще более серьезно и драматично, -  на его подсознание, то есть деструктивное влияние оказывается еще  косвенно и опосредованно. И основной результат возникает не сразу, а спустя достаточно длительное время – несколько недель, месяцев или даже лет...

Радостное возбуждение и восхищение – казалось что лучше ощущать после просмотра художественного фильма? Но ситуация не столь однозначна, как этого бы хотелось. Попробуем разобраться в том, что же происходит на самом деле.

В фильме ярко и красочно показана школа магии для детей и подростков. Это исподволь наводит зрителя на мысль о том, что есть вероятность существования не только мифической и фантастической, но и реальной школы магии (причем, без определения цвета магии – черной или белой).

Более того, в фильме нет указания на то, что это школа именно белой магии, тем самым как бы автоматически подразумевается возможность и необходимость изучения черной магии, на что конкретно указывает один из эпизодов фильма, когда характеризуется дин из преподавателей этой школы по сути преподаваемой им предмета – черной магии.
Погружаясь в перепитии фильма, зритель и, особенно подросток, сопереживает его героям, в определенной степени перевоплощаясь, в данном случае, в главного героя. Радостное переживание вместе с героем его побед заставляет зрителя мечтать  возможном попадании в такую школу магии. На практике это может выглядеть гораздо прозаичнее – то есть для подростка будет лестным и желанным попадание в любую школу магии, которую он будет идеализировать и рассматривать через романтическую призму фильма о Гарри Поттере. В подростковом возрасте уровень мудрости в восприятии жизни настолько мал, что о нем и говорить не приходится. Подросток не может еще отличить истинное от показного, безопасное от опасного, замаскированное плохое от хорошего, лицемерие от искренности, интригана и авантюриста от порядочного человека и т.д. и т.п. Внешне красивое представляется ему более интересным и привлекательным, чем то, что имеет реальное серьезное и полезное содержание, но упаковано в обычную и неброскую оболочку.
Положительное впечатление от фильма в целом подросток переносит и на отдельные частности, воспринимая их через призму одобрения и восхищения.

В одном из православных изданий было недавно написано, что дети могут сами разобраться в том что хорошо и плохо. Но принципы восприятия подростка и взрослого имеют принципиальные различия, о которых мне хотелось бы сказать подробнее, так как они и определяют в значительной степени драматизм ситуации.

Психологическая и психическая жизнь подростка подчинена нескольким подсознательным доминантам, управляющими им, подчиняя себе все его мысли и чувства, желания и стремления, убеждения и представления, образ жизни и стиль мышления. Это, во-первых, ненасытная жажда самоутверждения в глазах ровесников и отчасти в мнении старших. Во-вторых, постоянное и сильное стремление удовлетворить свою потребность в чувстве собственной значимости почти любыми способами и средствами. Это и острейшее желание любым путем произвести максимальное впечатление на окружающих. Имеется и стремление в наибольшей степени выделиться из окружающих своим видом, поведением (эффектным и экстравагантным), достижениями в чем-либо необычном и особенном.

В-третьих, это неосознанное подражание старшим в чисто внешней свободе и независимости без какой-либо коррекции на чувство долга и ответственности. Оно дополняется желанием обрести своего рода взрослость-внушительность, вызывающим стремление подчинять и руководить более слабыми умом, телом и духом.

В-четвертых, чувство обостренной конкуренции в общении с ровесниками, стимулирующее применение любых возможностей для попадания в число лучших. Конфликтность, основанная на повышенной критичности к окружающим и пониженной к себе, приводит к тому, что многое подростками воспринимается как предательство, вызывает в них сильнейшее разочарование и болезненный процесс утраты романтических иллюзий. Особенно когда кончается крахом стремление подчинить мир своим привычкам, переделать его на свой манер. Бесконечное множество обид и неудач, унижений и оскорблений (и того, что казалось и кажется таковым) от ровесников и старших подспудно ждут часа своей компенсации и хотя бы частичного отмщения в умах и душах многих подростков. Иногда, например, хочется что-то сделать такое, чтобы никто не узнал и не догадался, но чтобы одноклассник интеллектуал-авантюрист перестал быть интеллектуалом и, соответственно, лидером, высокомерно и пренебрежительно кичащимся своими успехами.

В-пятых, проявляется чувство обострившегося жизненного неравенства, когда глупый и ленивый, злой и непорядочный живет внешне лучше умного и трудолюбивого, доброго и честного. Подросток наполнен до предела, как взрывчаткой, жаждой восстановления справедливости. Это в равной степени относится и к ситуациям в различных сферах социального общения и деятельности.

В-шестых, подростку постоянно хочется тщательно скрыть и замаскировать свои комплексы неполноценности своими хотя бы чисто внешними достижениями. А тут еще примешивается зависть к чужими успехам, как результату упорного труда или проявления особых способностей и талантов. Она порождает желание уравняться без усилий. Иначе говоря, душевная и духовная лень не дают работать над собой. Тогда нужно другого понизить или принизить до своего уровня любым путем.

В-седьмых, имеется жажда полноценного общения, которая мало у кого удовлетворяется регулярно и в должном объеме и при хорошем качестве. Поэтому для подростка возможно использование любых способов, облегчающих привлечение желательных людей и отторжение нежелательных, в том числе и конкурентов.

В фильме одна из основных доминант построена на том, что внешний мир жесток и несправедлив и единственным средством борьбы со всеми негативными явлениями этого мира может быть магия. Если, мол, ты желаешь не потеряться в этом агрессивном мире, если ты хочешь, чтобы с тобою считались, тебя уважали, тобой восхищались и ты мог отстаивать свои интересы и права, бороться с несправедливостью и прочими человеческими недостатками, то ты должен изучить магию и активно и постоянно ее применять. Ставится своего рода знак равенства между силами добра и магией, что на самом деле не соответствует действительности уже по своей сути.

На примере главного героя авторы книги и фильма показывают, что выбор Гарри в качестве потенциального ученика школы был обусловлен только лишь его наследственностью, а не приобретенными достоинствами и добродетелями интеллектуального и нравственного характера. Конечно, генетическая обусловленность в значительной степени определяет уровень способностей и талантов человека. Но зачем об этом знать подростку? Он ведь начинает считать, что если его родители ничего особенного не достигли в жизни, то и он не сможет. А почему в жизни его родителей не было особого успеха чисто внешнего характера (признания, славы, известности и т.п.) об этом он еще не задумывается, потому что восприятие мира у него еще не может идти сразу в нескольких плоскостях – он чаще всего способен видеть лишь то, что лежит на поверхности, чисто представляется ему наиболее ясным, очевидным и не требует длительной, напряженной и изощренной работы ума, интуиции, проницательности. Может быть, у его родителей талантов и способностей не только не меньше, чем у других, а еще и больше. Но так сложились жизненные обстоятельства, что они не смогли их развить и реализовать или же ставили во главе угла не внешнюю славу, а внутреннее содержание своего ума и души, что чаще всего, к сожалению, не оценивается обществом и государством и, тем не менее, достойно всяческого восхищения и подражания, уважения и симпатии.

Идет презентация заведомо искаженной системы жизненных ценностей – не важно какой ты человек, важно, чтобы у тебя были известные родители. Этого уже достаточно для получения особых привилегий и почестей. А раз так, то зачем работать над своим характером и мировоззрением, зачем становиться лучше и благороднее, порядочнее и совершеннее, если слава родителей уже является пропуском ко всем благам мира. Более того, она дает возможность снисходительно и пренебрежительно относиться ко всем остальным, у кого нет таких родителей. Получается, что это наиболее вероятный путь к нравственному и духовному вырождению, деградации. А когда основы таких процессов закладываются еще в подростковом возрасте, то результаты будут не просто не очень хорошими, а как показывают наблюдения автора за последние 20 лет, предельно печальными и драматичными, причем не только для самого человека, но и для его непосредственного окружения (родители, супруги, дети и др.).

Некоторые могут не согласиться с мыслью о том, что не все собираются идти учиться в школу магии, поэтому зачем вести речь о критериях отбора в нее. Но в том-то и суть, что выставление в качестве главных качеств человека его умственных способностей, а не нравственных достоинств для получения чего-либо, представляющегося интересным и важным, полезным и престижным, создает искаженное представление о том, что главное быть умным, хотя бы и подлым, а не приличным и не очень одаренным. При этом временами как бы упускается из вида, что талантливыми все не могут быть хотя бы в силу тех же генетических факторов, резко ограничивающих число талантов в общей массе населения. Но талантливым хочется быть всем, ибо потребность в чувстве собственной значимости заложена во всех людях на уровне подсознания и поэтому по своей сути является естественной и закономерной, а вот по форме проявления может быть как нормальной, так и предельно патологической.

Романтическая и фантастическая подоплека фильма с использованием различного рода спецэффектов и компьютерной графики заставляет зрителя помимо своей воли думать, что магия, как таковая, является самой могущественной силой. Причем, опять же никак не указывается цвет этой магии, иначе говоря, нравственная основа как содержания, так и применения магии. Это косвенно создает привлекательный ореол и для черной магии, особенно, если учесть, что магия в фильме позволяет успешно бороться со взрослыми. Профессиональное исполнение костюмов, трюков, режиссуры, удачный подбор коллектива исполнителей как взрослых, так и подростковых ролей создают впечатление, что занятие магией является одним из самых достойных, эффектных, нужных и полезных, интересных и весьма романтичных.

Отсюда вытекает и следующая мысль об обретении личного особого могущества в личных отношениях, личностном росте, карьере с помощью магии любого цвета.
Многочисленный состав школы магии в фильме и присутствие там не всегда самых лучших наводит подростка (к сожалению, не только подростка) на мысль о том, что имеется возможность изучения магии всеми людьми, не зависимо от их реальной нравственной и духовной сущности и прочих качествах ума и души, силы воли, силы духа, степени внутренней гармонии и других моментов, без которых даже незначительное касательство магической науки грозит если не мучительной смертью, то тяжелейшим и неизлечимым психическим расстройством в виде злокачественной шизофрении, способной уже через несколько лет приводить к 1 группе инвалидности любого самого умного и талантливого, сильного и замечательного человека.

Удачливая судьба главного героя фильма буквально заставляет зрителя думать, что для достижения желаемого возможно наказание всех, кто с тобой не согласен, кто тебе не нравится, кто стоит у тебя на пути достижения твоей замечательной и особенной (только с точки зрения зрителя) цели или просто на тропинке сиюминутного пути.

Эффектные сцены применения магии создают страшнейшую по своим последствиям иллюзию у зрителя о возможности успешно управлять стихийными силами человеком, имеющим всего лишь подростковый(а, значит, самый минимальный) уровень интеллекта, духовного развития, характера, нравственности, силы воли, степени самообладания и т.д. Это дает основу предполагать о том, что можно получить возможность справляться с различными монстрами магического мира, пройдя всего 1\10 начального курса обучения магии.

Главный герой фильма решает ряд вопросов вопреки взрослым. Это приводит к выводу о том, что послушание старшим совсем не обязательно в жизни и каждый подросток может выбирать для себя те ситуации, где он должен слушаться старших, а где – нет. В том числе и при изучении магии, причем без серьезных или опасных последствий для себя. Что на самом деле не соответствует действительности ни на один процент. Это принципиальное искажение и извращении процесса постижения любой науки, а магии особенно. Любой мастер с Востока не согласится учить кого-либо, если тот не проявляет абсолютно полного послушания. Даже один процент непослушания может привести к разрыву отношений учителя и ученика. А в фильме большинство поступков продиктовано именно непослушанием старшим и наставникам. То, что эти поступки не заканчиваются ничем страшным – это всего лишь умышленный способ скрытия реальности, а не ее объективное отражение. Да и в реальной жизни подросток может стать настоящим челове ком только после того, как он научится выполнять советы и рекомендации, наставления и указания старших.

Наиболее эффектные сцены фильма связаны с путешествием героев в потустороннем мире и это наводит на мысль о том, что возможно самостоятельное (без поддержки старших, более мудрых и более опытных, обладающими более значительными не только житейскими знаниями, но и магическими умениями, силами, способностями и талантами врожденного и приобретенного характера) и успешное путешествие в потустороннем или магическом мире.
Неоднократно в фильме подчеркивается мысль  том, что врожденные качества имеют более значительную ценность, даже если они чисто личностного характера (только свойства ума), чем приобретенные свойства человека, в том числе нравственные и духовные. Тем самым потенциальная ценность последних ставится на второе, если не на третье место в общей иерархии ценностей жизни.

Успешные магические манипуляции учеников в самом начале обучения невольно навевают на размышления о том, что занятия магией может быть успешным и без серьезной, длительной и интенсивной работы над своим характером и мировоззрением, нравственностью и духовным состоянием.