Гарри Поттер. Часть 2

Александр Иванович Алтунин
Свобода, предоставленная ученикам в школе магии, способна вызвать ассоциации о том, что никто (ни учителя и наставники, ни какие-либо другие люди и могущественные силы) не собираются контролировать человека в плане применения его знаний и умений в магии (то есть потенциальная и принципиальная допустимость использования магии во вред окружающим, особенно ровесникам-подросткам и в неограниченном размере. Это рождает идею о том, что допустимо использовать магию в процессе своего самоутверждения, а также в общении со старшими и теми, кто имеет власть и положение для достижения своих эгоистических и корыстных целей любой степени непорядочности.

Внешняя легкость борьбы Гарри с некоторыми сотрудниками школы магии приводит зрителя к легкомысленному заключению о том, что возможна победа даже над преподавателями в школе магии теми, кто еще не закончил и первого класса обучения, вызывающая неадекватное и искаженное представление о возможной и наиболее вероятной эволюции личности человека, занимающегося магией.

Любознательность Поттера активирует в подростках первоначально здоровое любопытство, а когда это касается уже магии, то буквально патологический интерес ко всему необычному и экзотическому, экстравагантному и своеобразному (особенно у девочек). Что в последующем становится одной из главных доминант в жизни многих зрителей на долгие годы.
А успешность исследований Гарри (опять же очередной вымысел автора, который можно рассматривать или как сознательную психологическую и духовную диверсию в адрес всех людей и, в первую очередь, подростков или как банальное дилетантство в теоретических и практических вопросах изучения магии и в первую очередь методологического характера) помогает детской и взрослой логике обрести идею о том, что в магии возможно проведение экспериментов без серьезной сознательной и целенаправленной, сложной и трудной,   многогранной и объемной, внешней и внутренней, психологической и интеллектуальной, физической и энергетической, нравственной и духовной, интенсивной и длительной предварительной работы и подготовки.

Мне представляется вредной мысль автора о том, что девочки не только могут заниматься магией, но могут достигать в ней часто даже больших высот, чем мальчики, даже если их характер по своей сути импульсивный и сумасбродный, капризен и упрям, переменчив и стервозен. Эти качества, как и им подобные, широко распространенные среди представителей женского пола исключают продуктивный контакт человека со светлыми силами. Таким образом, женщины чаще всего контактируют с темными силами, которые, с одной стороны, достаточно могущественны, чтобы выполнить любое желание колдуна, но с другой стороны, эти силы заставляют человека общаться только с ними, вызывая необратимую нравственную деградацию личности человека, превращая его из хозяина магических стихийных сил в раба темных сил, которые обычно не расстаются со своим жертвами до конца их жизни, даже если те и будут желать подобного результата всеми своими силами ума и души. Освободиться удается только одному из тысячи...

Встреча Гарри со своими друзьями в конце фильма наталкивает на "открытие" того, что травмы и несчастные случаи при занятиях магией или самостоятельных экспериментах – это совсем не опасно и может быть полностью компенсировано и исправлено (правда без четкого уточнения когда, кем и как...). Вроде как можно умереть, а потом воскреснуть легко и просто без какого-либо ущерба для себя (физического, психологического, психического, умственного, духовного) на будущее. Это очередная откровенная ложь, о чем люди могут узнать обычно только тогда, когда они уже навсегда расстались со своим телом, то есть умерли. Даже если человек и остался жив каким-то чудом, то вести прежнюю нормальную полноценную психическую жизнь он уже не сможет никогда, даже если им будут многие годы заниматься лучшие врачи и специалисты всех остальных областей человеческого знания.
Совершенно безнравственным и отвратительным выглядит ситуация, рассказывающая о том, что для достижения своих желаний возможно и оправдано использование обмана взрослых и даже наставников по магии. Это в корне подрывает самые основы педагогики, внося полнейшую анархию в процесс воспитания детей, вызывая в них психологическую деструктивность и духовную демонстративную оппозицию.

Подпитывать эти негативные элементы будет и мысль о том, что за непослушание подростков в школе магии нет серьезных наказаний. Что дети и будут невольно переносить в свою реальную жизнь на отношения с родителями, учителями и другими взрослыми-наставниками, пропагандируя вседозволенность и полнейшую свободу действий в зависимости от своего мимолетного каприза или прихоти, ничего общего не имеющими с жизненно важными ценностями и потребностями.

Романтическая линия фильма вырабатывает у зрителя представление о легкости и увлекательности освоения магии, что-то вроде непринужденного путешествия в таинственный и загадочный, экзотический и удивительный, прекрасный и романтический, красивый и изящный, доброжелательный и интригующий мир. Труда и забот мало, а приятных впечатлений и острых ощущений много. На самом деле, это обычная психологическая ловушка для наивных и доверчивых подростков, вызывающая у них сильнейший ажиотаж относительно изучения магии.
Фильм заставляет думать многих, особенно детей и подростков, что в соревновании допустимо обижать, унижать и оскорблять, травмировать и даже делать то, что может привести к смерти другого человека, ничего не сделавшего тебе лично плохого и относящегося к тебе достаточно хорошо, но  более слабого, в том числе и девочку, как представителя прекрасного пола. Это извращает понимание всей системы человеческих отношений, представляя зло как норму поведения и общения, построения отношений с окружающими.

А сознательное и целенаправленное унижение девочки в фильме порождает в душах зрителей-мальчиков принципиально искаженное представление о мужественности, о том, что такое настоящий мужчина. Если подобное представление сохранится и закрепится (родителям некогда разбираться в нюансах мыслей и чувств своих детей, не говоря уже о возможности применении мер по коррекции выявленных заблуждений и ошибок у детей), то нравственное и духовное благополучие такого мальчика в будущем будет исключено в принципе. С чем автору этих строк и приходится сталкиваться постоянно многие годы своей профессиональной работы.
Интересно, что идея фильма о том, что подросток лишь в силу своего понимания добра и зла может или даже должен использовать свои знания и умения магического (или любого другого) плана исключает для него возможность полноценного понимания и усвоения классических нравственных и духовных норм жизни. "Зачем мне еще что-то узнавать и понимать, если я и так все уже знаю", - вот распространенный мотив среди подростков, даже тех, кто не занимается магией. А тут ему еще и реальный и конкретный аргумент в руки, против которого мало кто из взрослых может эффективно выступить.

Даже с чисто психологической точки зрения, без учета главных духовных принципов, идея фильма о том, что зависть и злоба, высокомерие и гордыня совместимы с изучением магии и в обычной жизни вызывает принципиальное отторжение у профессионального психолога, потому что она дезориентирует зрителя и в житейском и магическом аспекте. Безнравственность – это всегда было, есть и будет плохо. А мощное оружие в руках авантюриста – это повторение трагедии для многих людей как во времена Нерона и Наполеона, Гитлера и Сталина.

Безобидные повреждения и опасности, которые были у Гарри Поттера во время путешествия в магическом мире синтезируют иллюзию, что во время подобных путешествий тебя кто-то обязательно будет охранять и защищать от опасностей и нападений, в том числе и от самых могущественных представителей темных сил. Поэтому, мол, самому и не нужно особенно об этом волноваться, тем более, если в качестве мотива путешествия выбрана вроде бы красивая и положительная цель. Это же утешает многих тревожных зрителей, давая им в руки мысль о том, что стихийные и темные силы – это что-то вроде хищных зверей, но в своего рода клетках причудливого зоопарка и поэтому не сильно опасных.

Нигде в фильме не сказано и о том, что для магических экспериментов, путешествий в потустороннем мире, изучении магии вообще необходим целый комплект моментов: наличие психического здоровья в принципе, психологического равновесия и устойчивости высокой степени развития и совершенства, которые если и возникают у человека, то после 20-30 лет целенаправленной работы над собой под руководством духовного наставника. А в обычной жизни подобные вещи встречаются в 2-3 случаях из тысячи.

Своеобразно выглядит и мысль автора книги о том, что детского ума и сообразительности достаточно для преодоления сложностей путешествия в мире магии, хитрых и коварных, жестоких и агрессивных, очень умных и предельно психологически изощренных темных сил. Достаточно вспомнить ужасные и страшные 30-ти летние страдания духовного чада Серафима Саровского – Мотовилова, в которого вселился представитель темных сил. И это было со взрослым, смелым и решительным, психически прежде здоровым и сильным,  неглупым и неплохим человеком. А что же говорить о детях и подростках...

Тот факт, что в самой школе магии допускается присутствие людей, носителей темных сил (бездуховных, безнравственных, плохих по своей сути) в качестве преподавателей можно расценивать как попытку примирить нравственность зрителя с присутствием плохого в его жизни, подавая это не как элемент зла, с которым нужно бороться изначально руководству школы и всем остальным, а как зло в виде нормы жизни каждого человека, которое не должно оцениваться отрицательно, так как является естественным и закономерным. Это и попытка деформировать духовную структуру мировоззрения зрителя в сторону ее деструктивного преобразования, иначе говоря, принципиальной нравственной деградации. Для духовно слабых людей получается удобная позиция: если зло может находиться вне и внутри меня и в других людях, то видимо так положено, а значит и бороться с ним нет смысла.

Хорошо, когда подросток считает, что добро всегда побеждает. Но плохо, если он при этом полагает, что его собственные добрые силы обязательно победят, при любом раскладе сил самые могущественные темные силы, да еще и автоматически  восстановят нанесенный ему физический и психический ущерб.

У большинства зрителей остается после фильма впечатление, что занятие магией – это настолько важно и серьезно, престижно и замечательно, что подразумевает наследственность, фамильные традиции, передачу знаний от поколения к поколению, в том числе и на генетическом уровне.

У самых простых зрителей-подростков приходит мысль о том, что магией нужно заниматься в первую очередь для того, чтобы расправляться с неугодными взрослыми. Тем более, что из фильма идет идея о том, что в мире нет сил, которые были бы выше и могущественнее, чем магические.

Магия представляется панацеей от всех бед и проблем, иначе говоря, можно стать успешным и благополучным без всякой работы над собой, если у тебя есть магия. Про духовную работу речи не идет вообще, и никто из подростков и не подозревает, что это самое главное, несмотря на то, что этот процесс очень труден и сложен, напряжен и долог, опасен и противоречив, неоднозначен и своеобразен, требует обязательного наличия духовного наставника, весьма совершенного в духовном плане.

Вот и получается, что по мнению авторов фильма в жизни важно иметь не правильные принципы и убеждения, внутренние правила и законы, взгляды и представления, желания и стремления, мысли и чувства, а лишь выглядеть чисто внешне благопристойно, оставаясь при этом носителем принципиально отрицательной сущности в нравственном и духовном плане.
Отсутствие разделения в школе магии по ее цветам, как символам нравственной сути наводит на мысль, что нет необходимости задумываться о том, что белая и черная магия совершенно противоположны по своей сути. И поэтому вызывают в человеке, его уме и душе абсолютно противоположные по сути изменения. И в случае изучения черной магии эти изменения чаще всего носят необратимый, драматический и тупиковый характер.

Внешняя непринужденного учебного процесса в школе магии вызывает очередную иллюзию о том, что процесс изучения магии не требует со стороны наставников предельно серьезного, основательного и постоянного контроля и руководства за мерой постижения и погружения в мир магии, а также за индивидуальными закономерностями и особенностями эволюции личности каждого ученика в школе.

Эта мысль сопровождается обычно и похожей на нее – о том, что изучение магии не требует к себе особо серьезного отношения со стороны изучающего. Это вроде как можно делать вполсилы, без особого напряжения ума и души.

Авторы фильма пытаются внушить зрителям, что  изучение магии - это только интеллектуальный процесс, без психологической, психической, нравственной и духовной подоплеки. И поэтому он не требует постоянного и серьезного самоконтроля, который сам требует длительной и сложной, напряженной и болезненной выработки. Да и вроде бы не надо заботиться о своей душе, чтобы не нанести ей непоправимый и гигантский ущерб, который обесценит любые достижения в магии. А раз нужно лишь решать уравнения, то для этого будет достаточно уровня ответственности и серьезности, мудрости и психологической гибкости подростка. И это в то время, как еще никто и никогда из взрослых людей изначально не обладал даже только этими качествами в должной степени, чтобы изучать магию на свой страх и риск.

Чтобы усилить психологический эффект от фильма авторы рассказывают нам, что изучение магии начинается уже с практических навыков, без должной предварительной хотя бы информационной подготовки. Это опять же вводит в заблуждение о том, что при изучении магии совсем не обязательно знать меры серьезной защиты от стихийных и темных сил. Достаточно мол, порой и того, что человек имеет некоторые черты характера, которые могут в принципе успешно компенсировать дефицит даже элементарных магических знаний и умений при общении с потусторонними силами или их представителями среди людей.
Спокойное и вроде как доброжелательное отношение наставников к проявлению злобы и агрессивности, жестокости и бездушия, любых отрицательных мыслей и чувств своих подопечных тем самым как бы предполагает их возможное существование в жизни и в душе учеников магической школы.

С другой стороны, пытаясь замотивировать зрителей на изучение магии, авторы подспудно доносят мысль о том, что окружающий мир – это мир жестокой конкуренции, авантюры и интриги. И так было всегда, так есть и будет. И это должно восприниматься как естественный и закономерный, логичный и обычный момент для изучающего и применяющего магию. Иначе говоря, нападай первым, чтобы не проиграть, не остаться в аутсайдерах. Ведь прав всегда победитель и "победителей не судят". Поэтому "цель оправдывает средства".
Присутствие в школе представителей разных – и светлых и темных сил приводит нас к мысли о том, что первые не исключают для себя возможности сотрудничать с последними. Тем самым косвенно как бы высказывается мысль, что темные силы – это не так страшно и плохо, что они плохие в большей степени чисто внешне, а по своей внутренней сути они не лишены чего-то положительного и особенно интеллектуальных достоинств, способностей и талантов, включая и творческие задатки. При этом как бы забывается, что и сам дьявол был самым талантливым учеником Господа, но это не сделало его счастливым.

Незаметно нас подводят к мысли, что хорошее и плохое, доброе и злое, светлое и темное существуют постоянно рядом. И так было, есть и будет всегда. Поэтому ко всему плохому внутри себя и вне себя надо относиться спокойно, только спокойно не эмоционально, а логически – без отрицательной нравственной оценки. Если плохое – это естественно, то зачем работать над собой, зачем улучшать мир. Все равно все не изменишь. Обесценивается, таким образом суть и содержание работы над собой в духовном и нравственном плане.

При анкетировании 200 подростков (возраст 11-16 лет) о фильме  выявились определенные закономерности:
85 % ответили положительно на вопрос "Хотели бы вы обучаться в такой школе магии"?
82 % согласились с тем, что такая школа является хорошей и правильной;
73 % готовы предпринять такое же путешествие, как и Гарри Поттер в потусторонний мир;
69 % хотели бы подражать всем действиям Гарри (что включает в себя обман, убийство, жестокость, непослушание,  стремление к авантюрным приключениям, жажду острых ощущений и другие негативные моменты, изложенные выше);
91 % одобряет все действия Гарри;
94 % не увидели в фильме ничего особенно плохого, что могло бы явиться основанием совета другу не смотреть этот фильм;
92 % после просмотра фильма ощущали сильное неоднозначное возбуждение, суть которого чаще всего не могли выразить. Некоторые были готовы идти и расправляться со своими обидчиками и наказать их "по полной программе", что  называется от души.
88 % стали считать магию интересной и нужной;
81 % стали положительно относиться к изучению магии в любом виде;
76 % готовы научиться некоторым приемам и использовать магические знания уже сейчас, не откладывая в долгий ящик;
79 % ощутили зависть к Гарри оттого, что он знает что-то в магии.

Задумайтесь над этими цифрами, ведь только в Москве уже существует несколько сот школ магии, да и учебник по магии можно купить почти на каждом углу... Не говоря уже о том, что на почве магии и оккультной философии заработали шизофрению более 10000 москвичей трудоспособного возраста.

Если же смотреть на фильм не с психологической, а с духовной точки зрения, то степень лояльности в его оценке резко уменьшается. Точнее сказать, что в данном ракурсе фильм не допускает никакой к себе лояльности, так как занятие магией, не зависимо от ее цвета, принципиально осуждается Церковью, особенно православной, и считается одним из самых страшных грехов. Привитие же представления о том, что грех может быть красивым и интересным, относительно безобидным или даже полезным – это не просто глупость – это идеологическая агрессия. И отношение к ней должно быть строго однозначным.

И никак иначе, так как человек и так греховен по своей сущности и лишние искушения никакой пользы ему никогда не приносили и принести не могут. Поэтому просьба к родителям: внимательнее относитесь к тому, что ваш ребенок читает и смотрит, если не хотите получить в итоге морального или психического инвалида, растить которого, как это видно из опыта профессиональной работы автора, не только очень трудно, но почти невозможно.

А.Алтунин, доктор медицинских наук, психотерапевт