Ватто

Константин Рыжов
Жан Антуан Ватто родился  в октябре 1684 г. в маленьком северо-французском городке Валансьене, в семье простого кровельщика и плотника. С детства он мечтал о призвании художника и в 1702 г. ушел из родного города в Париж. Здесь Ватто пришлось перебиваться случайными заработками, пока судьба не свела его с Клодом Жилло, который стал его первым настоящим наставником в живописи. В 1708 г. Ватто  поступил помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану. Вместе с ним он много работал над орнаментальными росписями, продолжая в то же время  копировать и изучать произведения старых мастеров. Особенное влияние оказали на него  Рубенс, Тициан и Веронезе.

Начиная с 1710 г. Ватто трудится как самостоятельный художник и создает большую серию военных картин. Вслед затем в его творчество стали входить темы, связанные с жизнью театра и актеров. Поселившись в особняке миллионера Пьера Кроза, Ватто получил возможность наблюдать жизнь высшего общества: концерты, пантомимы, маскарады. Новые впечатления вдохновили его на создание самой знаменитой его серии картин «Галантные празднества». Они имели чрезвычайно большой успех у современников. В 1717 г. Королевская академия даже присудила Ватто специально для него придуманное звание «художника галантных празднеств».

В своей совокупности картины Ватто, исполненные сокровенного трепета жизни,  – одно из самых поэтических выражений  утонченного стиля жизни Франции XVIII века. Художник писал  нежными, полупрозрачными красками, предпочитая  розовые, голубые, сиреневые и золотистые оттенки. Колорит Ватто весь построен на тонких переходах  одного нежного оттенка в другой, на своеобразных очертаниях  блеклых, тихо звучащих красок.  Цвета то рождаются один из другого, то сопоставляются по контрасту, то складываются в мелодию  и порождают живой трепет всей красочной поверхности.

Искусство Ватто – это поэтический мир грез, в котором хрупкие персонажи  (разряженные кавалеры и дамы) предстают на фоне чарующих  пейзажей огромных  садов и парков. Одна за другой возникают на его полотнах сцены любовных встреч в тени деревьев, импровизированных концертов, уроков музыки или танцев на лоне природы.  В картинах его обычно не происходит ничего примечательного. Дамы сидят в небрежных позах на траве; перед ними, отбросив шелковые плащи, лежат кавалеры, которые  нашептывают им слова любви  или развлекают веселыми разговорами. Иногда пары поднимаются  и под звуки музыки выполняют изящный танец. Порой кавалер позволяет себе нескромный жест, и тогда дама решительно его отстраняет. Но мы никогда не найдем у Ватто  горячего, беззаботного веселья. Легкие полуулыбки, медленные, словно задумчивые движения, глубокая сосредоточенность характеризуют персонажей его галантных сцен. Ватто был первым европейским художником, который открыл поэтическую ценность едва уловимых оттенков в мире эмоций, остановив в своих картинах мимолетные мгновения, обладающие удивительной и неповторимой выразительностью. Вместо отработанного, завершенного жеста, господствовавшего в современной ему живописи, Ватто вводит случайный поворот, едва наметившийся жест, свободно движущуюся в пространстве фигуру. У него всегда есть элемент  недоговоренности, незавершенности, вызванный  его стремлением схватить и запечатлеть динамику жизни. Порой  радость праздника омрачается у Ватто  безотчетным томлением, и это придает многим его картинах  неожиданную серьезность, смешанную  с едва уловимой горькой насмешкой.

Новую убедительность приобретает у Ватто изображение природы; художник  создает легкую, трепетную массу листвы, прозрачную даль; свет заливает всю сцену  неярким, но живым потоком, играет на шелковых тканях, вызывая то тут, то там красочные рефлексы и неожиданные вспышки. Деревья, словно живые существа,  проникаются задумчивостью и томительной нежностью (http://proza.ru/2012/02/08/389) (http://proza.ru/2012/02/08/394).

В 1718 г. Ватто пишет одну из самых известных своих картин «Капризница» (ныне она находится в Эрмитаже), отмеченную утонченной эмоциональностью образа, точным и изысканным рисунком, гармонией колорита.   (http://proza.ru/2012/02/08/392).

В следующем году у Ватто открылась тяжелая болезнь – туберкулез. Лечение оказалось тщетным. Уже смертельно больным он пишет самую загадочную из своих картин «Жиль» (1720). Блестящим финалом недолгой творческой жизни Ватто стала «Вывеска Жерсена». Умер художник в июле 1721 г.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220