Памятные перекрёстки города

Владимир Шелехов
         Забегая вперёд, можно сразу сказать, что все памятные перекрёстки обязаны этим статусом тем или иным происшествиям, свидетелем которых я невольно был.
         Если вспомнить о знаменитом перекрёстке ул. Труда и ул. Ш – Интернационала, то и его тема ещё не исчерпана. Действительно памятен случай, когда пассажира, ожидающего свой трамвай на остановке, окатило цементным раствором из кузова самосвала. И произошло это благодаря глубокой рытвине, на дне которой чистой от асфальта была оставлена водозаборная решётка люка ливневой канализации.--- в неурочный момент туда «нырнуло» колесо тормозящего самосвала. Трудно поверить, но та же рытвина едва не стоила жизни другому пассажиру. Только в этот раз, на той же фазе торможения, в неё попало переднее колесо подъёмного крана на базе МАЗа. И окажись стрела крана, как того требует инструкция, крепко притянута посредством троса и крюков к клыкам бампера автомашины, всё бы обошлось. Ну а в памятном случае рытвина спровоцировала мощный и внезапный удар такой силы, что стрелу крана едва не оторвало. Глубокий, угрожающий «кивок» её привёл к тому, что один из крюков сорвался с клыка на бампере и, описав замысловатую петлю в воздухе, ударил по голове стоящего на остановке пассажира. Ему отчаянно
 повезло, крюк его коснулся лишь вскользь, унося на себе дальше лишь клок волос с капелькой крови. Тем не менее было и падение тела, и бинты, и скорая помощь. В те давние уже времена непринято было выставлять кому то какие бы то ни было счета, так что случай этот никакой огласки не получил. Я же, наблюдая всё это, оказался подготовленным к тому, что и мне едва не досталось от точно такого же подъёмного крана вблизи трамвайной остановки «Подстанция». Оказавшись вне досягаемости летающих крюков, я был вынужден искать способ выбраться из этого отдалённого таки места. Подъёмный кран, разогнавшись на спуске с виадука, попал на рытвины перед самым пешеходным переходом в галерее  закреплённой над дорогой. Тех сантиметров, которые проектировщики оставили сверху громоздким  автомашинам, раскачавшейся стреле крана просто не хватило. От удара в нижнюю кромку конструкции оба крюка  сорвались с креплений и предоставили стреле полную свободу. Детали соударения мне остались невидимы, поскольку оно случилось на скрытой от наблюдения стороне эстакады, несущей  галерею, но вылетевший из под неё подъёмный кран что называется «раскорячился»: капот машины оказался направлен в одну сторону, а стрела --- в другую. Болтающиеся на тросах крюки дополняли картину. И когда корпус автомашины перегородил всю проезжую часть, стрелой оторвало крепления подвески контактных проводов трамвайной линии, которая внезапно провисла почти до земли и тем  судьба трамвайного сообщения с отдалёнными заводскими проходными была предрешена на несколько ближайших часов.
Что ж, зато у меня появилась возможность «контрольной пробежки». С тех пор я точно знаю, что выйти к основным транспортным маршрутам трамвайной сети из этого захолустья можно за тридцать минут.
      Фабула повествования требует сослаться и на тот случай, когда и меня едва не окатило выбросом строительного раствора из автомашины. Но всё это было в порядке вещей, ибо, следуя по временному деревянному тротуару вдоль дощатого, огораживающего стройку забора, я и помыслить не мог, что вдоль забора, обгоняя меня, следует самосвал с кузовом полным цементного раствора. Ни то я припозднился, ни то он поспешил, но на дороге за забором оказалась «родинка» наших дорог --- колдобина. Машина её преодолела, при этом литров двести раствора выбросило через забор прямо мне под ноги. Дело было глубокой осенью, и влажные капельки насыщенные песком и цементом как рассеившийся по ткани бисер мгновенно примёрзли к штанинам.  Немного позже я их без особого труда стряхнул, хотя пришлось воспользоваться и одёжной щёткой --- и куда ж нам без неё, доколе дороги    родины «родинками» же и окраплены.
      Не судите строго, но речь в конце концов идёт о перекрёстках, которые памятны именно для меня. И такой интерес  едва ли ни профессиональный, поскольку истории отложились в памяти того периода, когда я работал мастером по вождению, т.е. инструктором в специализированной детско-юношеской школе, а каждый из курсантов забирал у меня свою долю нервных клеток. Впрочем, к тому периоду жизнеописания обратиться ещё предстоит. Но тогда же я пришёл к очевидному выводу, что необустроенность  дорог лишь отчасти объясняет рост числа ДТП (дорожно-транспортных происшествий). Свою долю ответственности несут, конечно и водители, хотя в реальных ситуациях даже попытки идентифицировать подобные доли выглядят в одном случае смешно, в другом --- они предстают явной формализацией, наконец, участники ДТП обычно остаются при своём мнении.