По пути на Килиманджаро

Сергей Видакас
  Он просто лежал на спине и смотрел в синее небо. Небо притягивало. Была полуденная жара. Или это не полдень, а середина его жизни? Нет, уже не середина… С востока ветер постепенно нагонял облака. Облака были ослепительно белые, как заснеженные вершины гор, которые он так любил.
  «Как жаль» - пронеслось в голове. «Я так и не побываю там, на этой двуглавой вершине, возвышающейся над всей Африкой.» Когда-то он прочёл в старой книжке, что под Западным пиком горы лежит высохший труп леопарда, и никто не знает, что понадобилось зверю на такой высоте. «А может быть» – думал он – «Может быть, леопард, так же как и я, стремился только вверх, к вершине? Наверно, у него не было никакой материальной цели. Он просто хотел подняться, потому что не мог иначе. Так же как и я… Ведь я – лев, рождённый в год тигра. Кошка – мой зверь…»
  Постепенно он провалился в болезненную полудрёму. Сон смешивался с воспоминаниями. Он бредил.
  Всё началось с той травмы ноги. Вспомнилась резкая боль, и как он упал. С этого всё и началось. Просто цепочка обидных совпадений, цепляющихся одно за другое. Между ними не было логической связи, но он всегда видел связь. Это продолжалось много лет, но было понятно, что конец неотвратим. И теперь он лежит на спине и не может подняться… Где он? И что здесь произошло? Каменистое плоскогорье где-то на южной границе Чукотки. Круг замкнулся… почти. Он там, куда стремился много лет. Но как? Это его перелёт. Всё шло хорошо. Длинный путь на Восток. Столько посадок. Шесть тысяч километров осталось позади. Но потом… Большая птица спикировала и застряла в хвостовом оперении. Руль высоты почти заклинило. Но он сумел посадить машину здесь. Можно было выпрыгнуть – ведь парашют на спине. Да жаль бросать… Сумел посадить… Это единственная пригодная для посадки площадка… Но слишком маленькая. Ещё при заходе он понял, что не хватит места остановиться на пробеге. Выхода не было. Касание. Тормоза. Но они не эффективны на большой скорости. Стремительно приближался край плоскогорья. Дальше – обрыв и скалы внизу. «Надо выпрыгнуть на ходу» - пронеслось в голове. Так. Отстегнуть ремни и парашют. Открыть дверцу… Вдруг вспомнился старый планерный приём для остановки, если впереди препятствие. Ведь рули действуют - все, кроме руля высоты. Резкий крен, и законцовка крыла коснулась земли. Аппарат начал поворачиваться как гигантский циркуль вокруг кончика крыла, цепляющегося за поверхность. Всё – успел… И тут, его выбросило наружу центробежной силой. Удар о камень. Беспамятство. Вот как он оказался здесь, один, почти на краю света.
   Снова пришли воспоминания…
   Прыжок. Он стоит на краю скалы. Внизу зловеще блестят волны Чёрного моря. Зачем всё это? Минуты идут, и терпение кончается. Он прыгнул. Полёт с десятиметровой высоты головой вниз. Неожиданно он ощутил сильный рывок… и повис на стропах парашюта. Но это - уже другой прыжок. А для чего было и это? «Ах да, я ведь мужчина, сильный» - пронеслась мысль.
   Калейдоскоп… Цветы. Он покупал цветы в подземном переходе. Мегаполис – здесь невозможно дышать. И люди. Слишком злые. Какой-то монстр бил женщину ногами. «Всё вышло само-собой» - подумал он. «Легко и просто. Я убил его одним ударом.» Но угрызений не было. Не было тогда, и, тем более, сейчас. Постояв над поверженным, он ушёл. Всем было наплевать. На то, что кто-то бил женщину. На то, что кто-то упал на бетон. Мегаполис…
   Он шёл по горному хребту. Где же было это? Чукотка. Работа отнимала все силы. Но он делал своё дело очень упорно. А сейчас… Сейчас пал туман. И он заблудился в отрогах. Но страшно не было. Ведь он – сильный. И с ним его пёс. Они похожи. «Подняться бы над туманом…» Неожиданно он оказался в кабине аэроплана. Рука сжимает ручку управления - его первый взлёт. «Как ты мог?» - мелькнула мысль. «Ведь тебя никто не учил летать. Ах да, ты хотел стать птицей. Что же, тебе удалось.» Потом были тысячи взлётов. Но этот… «Братья Райт смогли. Чем я хуже?» - усмешка мелькнула на его лице.
   Он опять шёл по горам, но по другим – Кавказ. Каждое движение давалось с трудом. «Надо сделать сто шагов» - сказал он другу. «Ничего себе» - последовал ответ. Они судорожно дышали, привалившись к ледорубам. Тропа вела на вершину. Высочайший пик Европы. Он покорил гору дважды. Почему? «Меня тянет высота. Как того леопарда» - подумал он. Хотелось подняться на все вершины мира. Но теперь…
   Опять столица. Он покалечил кого-то. В самом центре города. Но и сам мог пострадать. Впрочем, всё кончилось хорошо… для него. Что вообще он делал в этом городе? «Я родился там» - вспомнил он. Но потом всё изменилось. Годы, проведённые в других краях изменили его. Теперь – ему трудно дышать здесь. И не только из-за машин. Люди. Они другие. Живут по непонятным законам. Их не было с ним в лесу… Из-за деревьев появился медведь. А это, это Камчатка. Страха не было. «Мы просто смотрели на зверя. И даже засняли его. Но ружьё - было наготове.» Зверь приблизился… и ткнулся носом ему в лицо. Что-то здесь не так. Да это же его пёс. Который из них? «Все мои собаки – лайки. Они похожи, и в то же время – разные. А я – всегда был похож на каждого из них.» Мысли убаюкивали. Пёс любовно облизывал лицо. Его дыхание – как ласковый ветерок. Нет, уже как ветер – прямо в лицо: «Я всегда любил это…» Ветер усиливался. Он вспомнил один день… Тогда, вслед за ветром пришёл дождь. Настоящий потоп. Но молнии… Такого не было никогда ещё. Они били совсем рядом. Беспрерывно. Гром был такой силы, что уши перестали что-либо воспринимать. И его собака - неизвестно, как смогла она пережить безумие природы…
   Неожиданно появилась чувствительность в ногах. Как будто молнии, всплывшие в воспоминаниях, пробудили от спячки его нервы. Хорошо… Попробуем встать. С трудом, но удалось. «Кажется, конец отменяется» - весело подумал он. Посмотрим…
   Крыло потрёпано, но для полёта годилось. Руль высоты быстро был приведён в нормальное состояние. Да и вообще, аэроплан почти не пострадал. Аппарат спокойно стоял над обрывом. А что там? Высота метров 50. Должно хватить. Для чего? Он улыбнулся. Всё просто. Он влез в кабину. Прогрел двигатель и отъехал на другой конец площадки. Теперь вперёд. Скорость мала, но ничего. Добежав до обрыва, машина полетела вперёд, но больше – вниз, на скалы. «Прекрасно! Теперь мы набрали нужную скорость.» Плавно потянув ручку, он взмыл вверх. Выше – хотелось подняться над миром. Впереди вырастали белоснежные облака. Они приближались. Теперь, облака и он на одной высоте. Ещё выше. Неожиданно, он увидел над полем облаков – как гора, возвышалось белоснежное двуглавое облако. Оно притягивало взгляд, напоминая о высочайшей вершине Африки.

13.06.2010