Почему новому таланту так трудно найти издательств

Оланга
Звучавшие год назад прогнозы, что во время кризиса люди непременно станут больше читать, не оправдались. По данным британской газеты Independent, за границей падение продаж книг на английском языке за год составило 11,5%. В России цифры сопоставимы: по разным оценкам, книг в РФ сегодня покупают на 10–15% меньше, чем год назад. Это неудивительно, ведь сильнее всего кризис ударил именно по наиболее активным читателям - людям с высоким уровнем образования и средним уровнем дохода.

Еще одной проблемой, с которой издатели столкнулись уже сегодня, стала стремительная активизация конкурентов - магазинов, торгующих электронными версиями книг. Речь идет о текстах, которые покупатели могут скачивать в интернете и читать с экранов компьютеров, мобильных телефонов и других агрегатов. Один из крупнейших сетевых магазинов "ЛитРес", который работает преимущественно легально и опирается на издательство "Эксмо", одного из главных китов книжной индустрии, - предлагает электронные книги по 50, а то и по 30 рублей за штуку. Примерно такие же расценки и у главного соперника "ЛитРеса" - электронного магазина "ЭлКнига", который принадлежит другому книжному гиганту - издательскому холдингу АСТ. Это минимум в пять раз ниже цены обычной книги в обычном магазине. Достаточно небольшого внешнего толчка: например, как давно ждут, подешевеют устройства для чтения электронных текстов - и отказ от бумажных книг станет лавинообразным и необратимым процессом.

Словом, у издателей есть все основания для нервозности. Однако пока у них есть два важных стратегических преимущества: сила инерции и скорость. Люди, которые регулярно читают книги, напечатанные на бумаге, едва ли будут готовы быстро пересмотреть свои привычки - особенно если новинки будут попадать к ним на бумаге быстрее, чем в электронном виде. Пока именно так и происходит: за редкими исключениями обычная книга обгоняет электронную на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. И это дает производителям "бумаги" реальный шанс удержаться на плаву даже в нынешней ситуации - истомившись в ожидании нового романа от любимого автора, фанаты не захотят терять время и, скорее всего, разорятся на приобретение долгожданной новинки.

Однако срабатывает этот принцип только в том случае, когда речь идет о по-настоящему раскрученных именах. Именно на них-то и решили сделать ставку российские издатели. В то время как литературным дебютантам и писателям второго ряда урезают гонорары, а их книги отодвигают в издательских планах на неопределенный срок.

"Мы сейчас перераспределяем свой портфель таким образом, чтобы максимально ликвидные книги вышли в течение ближайших месяцев", - рассказывает Олег Савич, управляющий издательствами холдинга АСТ. Это значит, что так называемой ассортиментной литературе и сомнительным с точки зрения коммерческого успеха проектам придется подождать, а стимулировать читательскую активность издатели будут при помощи проверенной старой гвардии.

Над книжной индустрией сгущаются тучи, и желание издателей ставить только на фаворитов понятно. Однако, это скоро приведет к необратимому упадку не только русскоязычной издательской индустрии, но и культуры в целом. В то время, когда западные авторы отмечают, что издав книгу в бумажной и электронной версии, они продают обе. Ведь например, с изобретением фотографии и массовой печати - живописное искусство не пострадало, наоборот, художники смогли продавать как недорогие репродукции своих картин, так и оригиналы работ получили большую известность и повысились в цене для тех, кому это по карману. Так же и в книжной индустрии, сейчас при появлении обилия разнообразных и доступных гаджетов-читалок, открываются замечательные возможности для молодых авторов.

 Новые технологии открывают новые возможности. Если еще совсем недавно ТВ считалось широкой рекламой, то сейчас интернет его обходит по всем параметрам. Например, только благодаря интернету Сюзан Бойл стала мировой известностью всего буквально, за сутки... Ни одна телестудия такого не может сделать!
Благо что любое издательство и автор можгут иметь свой блог, свою сайт, учавствовать в жизни литпорталов и конкурсах - так о них и их книгах, через интернет, может узнать именно их потанциальная аудитория читателей.
Книжная индустрия поляризуется. И с появлением новых технологий открываются новые возможности. Поэтому, нельзя сравнивать с тем, что было раньше. Если не бояться технологий, то сейчас больше рекламных возможностей, чем было еще вчера.


А старая книжная индустрия может повторит ошибку, допущенную в последние годы индустрией музыкальной: сосредоточившись на гарантированных бестселлерах, крупные звукозаписывающие лейблы упустили инициативу в развитии новых трендов и сейчас вынуждены вести изнурительную борьбу с интернетом за то, чтобы вернуть себе влияние в этих сферах. Вполне возможно, что книгоиздатели тоже попадутся в эту ловушку и через пару лет обнаружат, что их положение стало совсем безнадежным…

Статья написана Олангой на базе материалов "Русский Newsweek" и западных СМИ по темам книжной индустрии.