12. 1969 г. - 08. 1970 г. 9-ый класс. Дневник

Виталий Альбертович Иванов
Из дневника и записных книжек. С редактированием, купюрами и дополнениями.
=============================================

Некоторые факты и упоминаемые имена за давностью лет могут быть не точны и, в любом случае, являются авторской интерпретацией.
Прошу считать публикацию - литературным произведением, отражающим близко прошедшее, но не являющимся документальным.
=============================================

16/XII/1969 г.
Сегодня первый раз (на уроке химии) наши взгляды с Л.М. встретились, и она мне улыбнулась. На том же уроке К.С. попросила поменяться со мной местами – я согласился. Нина Сергеевна, подойдя к нам, сказала: «От перемены мест слагаемых сумма не меняется». – Я ответил, что «ей так удобней». Всё старается меня как-то поддеть. К.С. повернулась ко мне, улыбнулась.
В субботу 20/12/69 у нас будет огонёк - нашего класса и желающих девчонок 9-ого «Б». Отметим дни рождения тех, у кого они исполнились до 20-ого. В связи с этим нас (меня, Панкова, Седойкина, Дукельского, Савченко и Самуйлова) собрала Лидия Петровна. Она случайно услышала разговор Ильи Юдовского и Афиногеновой Лены. Илья ей сказал, что если не будут девчонки из 9-ого «Б», то никого из наших мальчишек тоже не будет. Ленка ужасно обиделась. По этому поводу Лидия Петровна читала нам нотацию. Илья, конечно, не прав, да и незачем заявлять от имени всего класса. Почему были собраны именно мы – так решили девчонки. По их же решению я с Седойкиным, Ленка Аржанникова, Л.М. и Галя Поликарпова были избраны организаторами огонька. Лидия Петровна рассказала, как у неё в классе в прошлом году проводились огоньки, очень интересно.
После беседы с Лидией Петровной остались для обсуждения огонька. Просмеялись до 4-х часов,  но, в общем-то, ничего конкретного не придумали. По замыслам огонёк должен быть очень, но думаю, что опять ничего не получится. После обсуждения возвращались домой вдвоём с Сидором (Седойкиным), девчонок не подождали – наверно, опять обидятся.

Почему я решил завести дневник? – Может быть, когда-нибудь буду вспоминать, а в памяти-то всё не удержишь.

17/XII/69 г.
Сегодня на уроке химии снова сидел с К.С. (т.к. у меня не было учебника). Опять все перемены стрелялись из рогаток. Вроде бы, больше ничего интересного в школе не было. Да, вот ещё: получил две двойки и четвёрку по русскому. Ну, и после школы с горя решил пойти в кино. Смотрел «Винету вождь Аппачей». Фильм понравился. Показывались очень красивые пейзажи. Горы, поросшие густым лесом, между горами в долинах прекрасные озёра, и всё это на фоне ясного голубого неба. Впечатляет, поражает своей грандиозностью, масштабами, великолепием. Хорошо показана жизнь индейцев, правда, с лучшей её стороны.
Пришёл домой. После кино заниматься уроками не было настроения. Занялся стихоплётством. Конечно, глупо, да ничего хорошего и не получается.
Вечером смотрел по телевизору телефильм «Черный как я». Рассказывается, как в США один социолог решил на время влезть в шкуру негра. Как следует загримировался и в течение нескольких месяцев разъезжал по южным штатам, а потом со всеми впечатлениями выступил по телевидению США. Проблема очень важная. Фильм, в общем, понравился.

Надо бы заняться отработкой чёткости мысли, точностью формулировок, тренировкой памяти. Дело трудное, сразу не выйдет. Тут нужна ежедневная работа в течение нескольких месяцев, а может, и лет. Не знаешь, с чего приступиться. Почему-то когда пишешь, на бумаге - всё чётко и гладко. Начнёшь же говорить что-нибудь вслух, сразу получается какая-то неразбериха, в голове мысли все путаются, черт знает что. Надо поработать над речью.

Да, говорил с Ильёй. Он сказал, что обсуждал с Ленкой. Но всё было культурно, и он в самой вежливой форме, как бы между прочим, попросил пригласить девчонок 9-ого «Б». Ленка согласилась и, по его мнению, не обиделась.
По-моему тут дело не совсем так. Илья, наверно, как всегда, увлёкся своей речью и ни на что другое не обращал внимания. Ну, и, не думая, сболтнул глупость. Он виноват полностью. Сначала нужно подумать, а потом говорить. Конечно, легко судить со стороны. Такое ведь и со мной случалось. Прежде чем винить других, надо на себя посмотреть.

Все эти глубокомысленные рассуждения могут мне показаться потом несколько детскими и наивными. Но, по-моему, стесняться мне некого, и хотя бы наедине с собой надо постараться быть честным, не изворачиваться и не пытаться казаться в собственных глазах взрослее…
Всё это, конечно, ужасно глупо!

Решил попытать счастье: будет у меня тройка по русскому в полугодии или нет. Кинул монетку: решка – двойка, орёл – тройка. Ну, и из 10 раз – 9 выпала решка, и лишь один раз – орёл.

18/XII/69 г.
Сегодня у нас целый день звонил телефон! Беспрерывно, в течение нескольких часов. Как я его только не разбил! Это было хуже любой пытки. Попробовал снять трубку, но он всё равно гудел, только тише. Я более-менее успокоился только после прихода учительницы английского. Довольно интересно над ней немножко издеваться, конечно, в рамках правил. Это меня отвлекло. Но уроки всё равно делать не мог. Всё-таки слабые у меня нервишки стали, шалят.

По химии сегодня была контрольная, а затем мы сами её проверяли друг у друга. Нина Сергеевна подсунула мне работу К.С. Всё хочет меня раскусить, узнать, кто мне нравится. И зачем ей это надо? Что она такая любопытная? Но, в общем-то, плевать я на неё хотел. Поставил К.С. пять, пускай думает что хочет. Всё равно ей не догадаться. Я и сам сейчас не знаю, кто мне нравится, а кто нет.
Из нашего класса больше всего Л.М. А вообще – не знаю. Очень хотел бы встретиться с Т.И., но у нас меняют номер телефона, и теперь остаётся только писать ей письмо, но не знаю как. Вообще, когда смотришь на её фотокарточку, кажется, что никого и ничего тебе больше на свете не надо. А какой у неё взгляд – ясный, улыбающийся тебе, какой-то притягивающий. Почему-то кажется, что с какой бы точки на неё не смотреть, всё она глядит тебе прямо в глаза.
Да, до сегодняшнего дня мне всё казалось, что она улыбается, смотрит даже как-то с озорством, игривостью. Посмотрел нынче – почему-то ясный, холодный взгляд, застывшая ледяная улыбка. Или всё это мне только кажется, зависит от моего настроения? Может быть, просто разыгрались нервы после телефонной серенады?

С каждым днём приближается огонёк, Новый год и другие праздники. Всё меньше хочется делать уроки. Впрочем, мне их делать почти никогда не хотелось. Только сейчас труднее стало себя заставлять. Надо напрячь волю, собраться…

Чуть не забыл. Когда шёл в школу, провожал Афиногенову Лену, точнее она меня провожала. Отошёл уже довольно далеко от её парадной и услышал вдруг чей-то бег за собой. Оглянулся, смотрю – Аф.Л. С каких это пор она стала за мной бегать?

19/XII/69 г.
Получил тройку за сочинение по литературе на тему «Что меня привлекает к Базарову, за что я его порицаю?» Сочинение вышло, по-моему, не такое уж и плохое, не хуже, чем писал в прошлом году. Или, может быть, я поглупел за этот год и разучился писать? Вообще, эта Оксана Владимировна начинает надоедать. Литературу преподает более-менее хорошо, даже немного остроумна, но в остальном…
Я просто не знаю, какое нужно ей сочинение.

На уроке истории оглянулся и увидел, что на меня смотрит К.С. Несколько секунд мы смотрели друг другу в глаза. Затем она улыбнулась, и я отвернулся.
Всё-таки научился спокойно смотреть ей в глаза. Но когда нахожусь слишком близко или наедине с ней, всё ещё испытываю какое-то глупое ощущение, робость.

20/XII/69 г.
На уроке химии К.С. сидела с Ленкой Аржанниковой, передо мной. Всё время оглядывалась на меня и улыбалась. Дело продвигается.

Сегодня в 18 часов огонёк. Двух наших классов «А» и «Б». Думаю, будет интересно.

21/XII/69 г.
Огонёк оказался даже немного хуже, чем прошлый. Собрались в 6 часов. Но начали танцевать только в 7. До этого просто шатались по школе и слушали, как Денис с Лебедем тренькали на гитарах. Потом Попов Володя сбегал за пластинками, и начались танцы. Первый я танцевал с Афиногеновой Леной. Нормально, на хорошем расстоянии. Потом с Аржанниковой. Не замечал, чтоб с другими, но ко мне она явно прижималась, по крайней мере, совсем не придерживала. Почти все мальчишки танцевали мало. Поп, Кулаков, Немакин отбили у Майора всех его девок. И он весь огонёк сидел чуть не плача, сгрызаемый самой жестокой ревностью. Глупо. Были бы хоть девчонки приличные.
Наши девчонки, из 8-ого «А» (бывшего) танцевали мало. К.С. - только один или два раза пригласил Майор, и всё. Я её специально не приглашал – сама виновата. Перед танцами играли в ручеёк, и я хотел её взять, подошёл, а она: «Не надо Виталик». Ну, и поскучала весь вечер!
Девчонки за то, что мы не танцуем, обиделись и хотели уйти, уже оделись. Но Нина уговорила остаться. Ушла только Афиногенова, но ей надо было куда-то на день рождения.
Л.М. пришла только около 8-ми (ходила варить кофе). Я её сразу же пригласил. Во время танца молчала. Была в белом, коротком, облегающем тело платье. Оно очень ей шло. Потом танцевал с Арж.Л. И опять на близком расстоянии. Она такая мягкая, тёплая. Сидела всё время нахмуренная, сердитая. Когда же со мной танцевала, я её развеселил. Поговорили, посмеялись. Потом снова танцевал с Л.М. Она близко не подпускает, всё время придерживает.
Огонёк кончился пол десятого. Выйдя на улицу, мы с Попом закурили. Подождали Нину С. и девчонок и пошли её провожать. По дороге разделились на группы. Поп, Кулаков, Немакин и Майор пошли провожать Широнину, Серову и Стоянову. Я с Карлушей, К.С., Горбунова, Дукельская Ася шли с Ниной. Впереди всех - Л.М., Арж.Л., Содман О. Остальные обитались в центре около Жанны.
К.С., Горбунова Т. и Ася разговаривали вначале только с Ниной – обиделись и нас в разговор не принимали. Потом разошлись и разговорились. Почти у дома Нины С. догнали Л.М., Арж.Л. У Л.М. замёрзли руки. Я не растерялся и предложил рукавицы – потом будет причина её провожать.
Проводили Нину Сергеевну и встали на остановке трамвая. Л.М. отдала мне рукавицы – сказала, уже согрелась. Вначале на остановке мы с Карлушей стояли отдельно. Но К.С. сказала: «Что это вы стоите в сторонке?» - Мы подошли. Тут подкатил 18-й трамвай. Л.М. хотела ехать на 40-ом, ей дальше, чем нам. Но я уговорил её ехать вместе с нами, сказав, что мы потом проводим. Выйдя из трамвая, я думал, что Л.М. пойдёт одна домой. Но К.С. спросила, где она живёт. Узнав где, сказала, что ей по пути с Горбуновой, хотя это было не совсем так. Я растерялся, провожать двоих не очень-то интересно. Выручил Карлуша. Дойдя до продуктового магазина, К.С., Арж.Л. пошли в одну сторону, а мы решительно - за Л.М. и Г.Т. Горбунова улыбнулась, но ничего не сказала. Мы дошли до кулинарии. Дальше Г.Т. и Л.М. было не по пути. Г.Т. обернулась к нам и спросила: «Вы меня проводите?» Но я ответил, что провожу Л.М. и пошёл за ней.
Всю дорогу разговаривали об огоньке. В общем, всё прошло нормально. Я её проводил до дому. Она улыбнулась мне, поблагодарила и ушла. Всё по плану!

Я пишу, не особенно выписывая, т.к. мало времени. Завтра зачёт по литературе, надо готовиться.
Ходил в цирк, расскажу завтра.

Когда я провожал Л.М. у нас зашёл разговор об общешкольном огоньке-маскараде. Я спросил, кем она будет. Она ответила: «Красной шапочкой». - «А я?» - «А ты – серый волк.» - смущённо сказала она, глядя в землю и улыбаясь. Жалко, что я тогда перевёл разговор на другую тему, надо было продолжить.
Л.М. мне всё больше нравится. Главное, она не кокетничает, не рисуется, держит себя вполне естественно.

Сегодня ходил с Олькой, Маринкой и мамой в цирк. Представление было довольно интересным, особенно понравились гималайские медведи. Олька первый раз за последнее время держит себя просто, естественно, по-взрослому. Я даже удивился вначале и не сразу нашёлся. Но потом разошёлся. На обратной дороге уже свободно разговаривали друг с другом. Олька очень похорошела за последнее лето и осень.

Весь вечер делал работу над ошибками по русскому языку и готовился к зачёту по литературе.

22/XII/69 г.
К.С. сегодня на меня даже и не взглянула – после субботы. Тогда я ясно показал своё отношение к ней. Теперь одно из двух: или она совершенно ко мне остынет или…
Сегодня на уроке английского языка Вера задала вопрос, кто твой любимый киноактёр? И оказалось, большинство мальчишек, в том числе я, никого не могли назвать, кроме Никулина, Вицина, Моргунова. Конечно, не очень хорошо получилось. Надо бы постараться запомнить имена хоть нескольких любимых актёров.

Был зачёт по литературе – получил пять. Как всегда в таких случаях, мне повезло – вытащил один из самых лёгких билетов «Как отражена общественно-политическая борьба 60-х годов в романе «Отцы и дети»? Какие основные вопросы поставлены?»
Вначале вышел, стал отвечать сбивчиво, но потом пошло хорошо. Оксана задавала довольно много дополнительных вопросов – просто не знаю, как вылез. Я так и не понял, заваливала она меня или вытягивала на пять? Ну, ладно, главное, у меня теперь полугодовая по литературе твёрдая 4. Конечно, не то, что прошлый год 5, но и не 3.
В следующем полугодии всё-таки постараюсь вытянуть на 5.

25/XII/69
За эти дни ничего особенного не произошло – обычные серые школьные будни. Разве что Нина С. Засекла, что мы поддавали на огоньке. Точнее она засекла Попа и Немакина. И по этому поводу оставила меня с Ильёй Юд. Начала спрашивать, кто пил на огоньке. – Я, конечно, не сказал. Тогда она привязалась ко мне и давай допытываться, пил ли я. Вначале я отшучивался. А потом она поставила вопрос прямо. Не умею я врать человеку, когда глядят мне в глаза – ну, и сознался. Точнее, не совсем сознался, а так наполовину. Потом НинУшка начала распространяться, что вот мол, это всё не допустимо, и что это надо как-то прекратить. Ну, в общем, так ни к чему не пришли.
29-ого будет общешкольный вечер, и, наверно, опять то же самое, если не хуже.

Вчера ходил на секцию ручного мяча в Политехник. Но тренировки не было, только под конец, уже в 22 часа побегали немного, и всё. Играли команды вузов. Вначале молодёжная ЛПИ с кем-то, наши выиграли. А потом механический и технологический вузы. У технологического тренер женщина, с довольно массивным телосложением. Мы сидели с ней рядом и стебались. Под конец всё-таки её довели. Но, несмотря на наши старания, техн. вуз выиграл. В общем, тренировка прошла не интересно.

Достал сегодня адрес и телефон Л.М. Телефон, правда, видимо, старый, сейчас у нас по всему Тихорецкому меняются номера. Но ничего, я потом у неё спрошу новый.

Вчера был зачёт по стихотворениям Некрасова на крестьянскую тему. Принимали Л.М., Арж. Л. и Хазова Валя. Я должен был сдавать Вале. После уроков подошёл к ней, но в это время ей сдавал Кулаков. Рядом стояла К.С. Она предложила сдавать ей, Валя согласилась. Сдал все стихотворения на 4. Не старался, читал без выражения, т.к. 5 мне уже не зачем. Отвечал свободно, не запинаясь и не смущаясь.

26/XII/69 г.
Сегодня после уроков мы оформляли физкультурный зал для утренника малышей. 9-ый «Б» украшал ёлку, а мы сам зал. Начали работать сразу после школы, с 4-х часов и кончили только пол девятого. Получилось довольно хорошо. Я сначала вырезал и раскрашивал фигурки зверей, а потом мы все вместе клеили цепи - Илья Юд., Рыбаков Слава, К.С., Лазинская Катя, Жанна, Поликарпова Галя. Собрались все за одним столом, клеили и разговаривали.
К.С. с увлечением рассказывала, как она учится в каком-то медицинском училище, возится с трупами и т.д. Слушать-то противно, а копаться у трупов в кишках…
Потом спустились в зал и начали развешивать снежинки, зверей, плакаты, цепи и т.д. Рыбкин, Самуйлов и Савченко привязались ко мне, и я пересказал им недавно прочитанную книгу «Рай без памяти». Чуть не дословно, часа 2 говорил..
Потом я и К.С. пошли играть в «минус пять». Я её обыграл 5:1. Вторую партию играли втроём, ещё Илья. Теперь выиграла К.С., а я был на втором месте. Под конец все мальчишки ушли, остались только мы с Ильёй. На обратном пути решил проводить Л.М., но помешала Алла Еремеевна, чтоб её.

27/XII/69 г.
Сегодня ездил на свадьбу Павки. Он женился на Марине. Венчали их в Дворце Бракосочетания на Неве. Церемония прошла довольно быстро. Потом все поехали праздновать в какую-то столовую. Завезли нас в тёмный дворик, вошли в небольшую дверь и оказались в маленьком узком коридорчике. Разделись и вышли в зал. К моему изумлению (после всего предыдущего) зал оказался довольно просторным.
Стол был накрыт очень хорошо. Всего много, и всё очень вкусно, по-домашнему. Я сидел рядом с Олькой, сестрой Павки. Как раз напротив нас стояла бутылка красного – какой-то «Казахстан». Довольно вкусное. Мы её вдвоём почти всю выпили.
Было очень весело. Играл Политехнический ансамбль электрогитар. В перерывах между едой танцевали. Олька вначале не хотела, но потом согласилась, и мы танцевали, почти каждый танец.
Вообще, с ней очень весело, мы всё время смеялись, шутили. Олька мне всё больше нравится. Надо бы с ней почаще встречаться. С ней как-то чувствуешь себя легко и свободно.
Уехали мы сравнительно рано – пол десятого. Тётя Вера с Олей уезжали, а что бы я там делал без Ольки?
На свадьбе мне во всех отношениях понравилось.
На обратном пути зашёл на секцию. Домой вернулся в 22 часа.

28/XII/69 г.
Утром, в 10 часов ходил на секцию в Политехник, потом в бассейн. Народу было мало – человек 12, а в бассейне всего 4. Тренировка прошла хорошо. Отрабатывали различные удары и комбинации. Только одно время мне как-то не хватало воздуха, что-то щемило в груди. Но потом прошло, наверно, это после вчерашнего – напился! Накурился! да ещё не выспался, а потом утром на тренировку – сразу большая нагрузка. После тренировки устал, пришел домой, пообедал и завалился спать.
Пришли Майоркин (Майоров Володя) и Гончар (Гончаров Володя) – поиграли в карты и потом пошли гулять.
Вечером смотрел телевизор – мультипонараму, «Щит и меч».

29/XII/69 г.
В 18.00 был школьный вечер 8-ых, 9-ых и 10-ых классов. Прошёл плохо. Обещали, что будет Политехнический ансамбль, но он не приехал. До 20.30 простояли по стенкам. Потом принесли пластинки и немного потанцевали, но настроение у всех было испорчено, и в 22.00 все разошлись.
После вечера я, Сидор (Седойкин Володя), Мочалов Боря, Гончар и Боб из 10-ого пошли гулять. По дороге Боб встретил Ростика (Чайковского) и немного вправил ему мозги. Потом играли в пятнашки на горке.

Да, взял у Нины зачетку. Когда брал, Нина сказала: «Посмотри, я тебе там написала замечание». Посмотрел – «Виталик выпивал на школьном вечере. Ставлю на вид.»
Я чуть не сел. Когда у нас с Ниной был разговор на эту тему, она обещала, что всё останется между нами, а тут – пожалуйста. Ну, я, конечно, запротестовал. Тут подошёл Карлуша (Сергей Воронцов), Нина и ему отдала зачётку и сказала, что это же записала ему в личное дело. Мы с Карлушей вместе насели на Нину. Карлуша совсем разошёлся и стал грубить ей прямо в глаза. Я от него этого не ожидал. Всё, что он говорил, было абсолютно правильно, но слишком уж резко. Вокруг нас собралась целая толпа, но все молчали, говорили только мы трое. Нина, не захотев разговаривать при лишних свидетелях, и ей к тому же, видно, было нечего ответить, т.к. мы ей прямо высказали, что она нас обманула, - сказала нам, что лучше поговорить после каникул, вместе с родителями.

30/XII/69 г.
В 16.35 мы с Московского вокзала уехали в Москву. От Ленинграда поехало 600 ребят – из 7-ых, 8-ых, 9-ых и 10-ых классов. От наших 9-ых классов - 5 человек: я, Воронцов, Поликарпова Галя, Широнина Ира и Полковникова. Ехали в самом быстром в СССР поезде, скорость 100 км/час и выше. Приехали в Москву в 22.40 и сразу же – в гостиницу «Останкино». Ехали мы в троллейбусе, не очень долго. Около 24-х нас довольно быстро разместили по номерам. Нам достался трехместный номер. В нём – я, Карлуша и ещё Саня, с ним познакомились по дороге.
В номере был телефон, и мы сразу же стали звонить. Настроение весь вечер было прекрасное. И у меня необыкновенно хорошо получалось трепаться с девчонками. Мы сразу же созвонились с Широниной Иркой. Она вместе с Ивановой Ленкой, оказывается, жила в номере напротив нас, №141. В конце концов, я уговорил их перекинуться в картишки. До 2-х часов ночи мы проиграли, а потом пошли спать.
Перед сном я ешё раз позвонил им и ещё минут 15 трепался: спросил, не холодно ли им спится, поздравил с наступающим Новым годом и т.д. Когда мы уже легли спать и потушили свет, вдруг зазвонил телефон. Теперь Ирка звонила. Ещё немного потрепавшись, мы успокоились.

31/XII/69 г.
После завтрака поехали на экскурсию в автобусах по Москве. Страшно холодно, градусов 30 с лишним. Стёкла в автобусе замёрзли, и ничего не было видно. Несколько раз вылезали из автобуса, но от мороза быстро залезали обратно. Ходили в Кремль. Смотрели Архангельский собор, Царь-пушку, Царь-колокол.
После обеда наша 5-ая группа собралась в номере у шефа Дмитрия Яковлевича. Договорились скинуться по рублю и праздновать Новый год все вместе. Мужик – молодец, разрешил нам купить 2 бутылки вина. Поручили собирать деньги и закупать мне, Карлуше, Ирке и Ленке.
Закупка прошла весело. Всю дорогу смеялись, разговаривали. Кроме двух общественных бутылок вина купили ещё одну для себя.
Вечером замолчал и уж до самого отъезда не работал телефон.
Новый год встречали все вместе. Весело, но всё быстро закончилось. Двух бутылок оказалось, конечно, мало, выпили только за Новый год по четверть стакана и всё.
Потом отметили Новый год сами: Карлуша, я, Серёжка, Ирка, Ленка и Женька. Получилось не очень, явно Серёжка и Женька были лишними. Мы втроём выпили вино – девчонки не пили, и все решили пойти на танцы. Но Ирка почему-то заупрямилась, тогда предложили пойти погулять, но тут не захотела Ленка.
В общем, ничего не получилось, девчонки ушли к себе спать. Я лёг в 2.30. Наш же Саня связался с другой компанией – с Поликарповой Галей, Аськой, Людкой и другой Галькой. Он пришёл только пол пятого.

1/I/70 г.
Все проспали до 10-ти. После завтрака поехали на ВДНХ. Опять было холодно. Наскоро объехали выставку, посмотрели космический павильон (он не отапливался). Всего на ВДНХА, вроде, 79 павильонов. Потом смотрели кинопанораму – круговое кино. Всем очень понравилось, не заметили, как пролетело время. Единственно, что неудобно – стоять и задирать голову кверху.
После обеда, в 18.00 ездили на «Бал» во дворец спорта в Лужниках. Бала не было, но зато - интересный концерт. Очень понравился номер - коллективное сочинение песни. Все покатывались от хохота. Неплохо выступил ансамбль электрических гитар. Очень понравился зал и его оформление.
Да, по дороге на «Бал» мы с Карлушей стебались над Москвой. Критиковали её на все лады.
Вечером опять сидели у Ирки с Ленкой. Спорили о концерте, Москве, Ленинграде. В 1.30 ввалился шеф и согнал нас.


16/I/70
В последние годы всё быстрее растёт и так уже громадный поток информации. Половина населения Земли живёт в городах, многие из которых отравлены отработанными продуктами многочисленных фабрик, заводов. Всё возрастают, и возрастают скорости автомобилей, самолётов. Земля как бы уменьшается в размерах. Сейчас всю её можно облететь за каких-то 40 минут на ракете. У людей всё меньше остаётся свободного времени, чтобы подумать о чём-нибудь отвлечённом, понять - долго так продолжаться не может.
Потоки информации могут возрастать бесконечно. Но человеческие возможности не бесконечны, у них, по-видимому, есть какой-то предел. Что же будет, когда человек подойдёт к этому пределу? Какую бы узкую область знаний, профессию он не брал, всё равно не сможет охватить весь поток информации, даже в ней. Понадобится какой-то радикально иной метод обучения человека. Совершенно новый метод ознакомления  с поступающей информацией. И острейшая потребность в этом понадобится, по-видимому, в ближайшие десятилетия.
Темпы жизни всё нарастают. Жизнь человечества подобна свободно падающему на Землю телу. Чем оно дольше летит, тем больше у него скорость. Но в конце концов оно встретит Землю и остановится или примет другую, новую траекторию…

15/I смотрел в «Современнике» новый французский фильм «Супружеская жизнь» в двух сериях. Главные герои Жан Марк (играет Жан Шарье) – муж и Франсуас – жена. В первой серии рассказывает причины развода муж, во второй – жена. Два противоположных рассказа одного и того же. Но оба совершенно правдоподобных. В первой серии жена выглядит абсолютной дурочкой и во всём виноватой, а во второй – муж то же самое.
По-моему, ни один из них не прав. В каждой серии половина правды, а другая половина нет.
Фильм очень понравился, несмотря на то, что не цветной и не широкоформатный.

Стесняться девчонок, как говорил Карлуша, просто глупо. Пережиток детства. У меня это тоже раньше было. Теперь же, по мере своих сил, стараюсь перевоспитываться. А также помогаю в этом деле окружающим. Пан (Панков Володя) с Карлушей, по-моему, уже основные аспекты этой темы усвоили. Теперь можно идти дальше.
Недавно я высказал Пану с Карлушей ещё одну свою мысль: «Чтобы мы делали без девчонок? – Померли бы со скуки». В последние дни они как бы прозрели и теперь горят нетерпением отправиться на «охоту». Это мероприятие, если не пойду с Т.И. куда-нибудь, провернём завтра.

Луи де Фенес. Жан Маре.
Станислав Любшин – Йоган Вайс. Юрский.

3/IV/70
Пишу стихи, изредка хожу в кино, читаю книги. Учёба надоела страшно, скорей бы лето. Всё зачёты, зачёты… Стихов я написал уже много, да всё дрянь. Но я пока особенно и не стараюсь. Как-то всё скучно.
Любопытно одно ощущение. Когда пишу стихи, что меня, впрочем, очень захватывает… так вот когда я пишу стихи и что-то не получается или слишком уже записался, вдруг, сразу, абсолютно ни с чего, охватывает такая тоска, злость, не знаешь, что делать. Голова трещит, ничего не охота думать, разве что взять что-нибудь да бить, бить, ломать. Я и так не особенно общителен, а тут вообще каждое встреченное лицо становится до того противно, скучно, что хочется - нет не ударить его, а бежать, бежать подальше от него, ото всех, забиться куда-нибудь в угол. Если в такое время я дома и не один – то это самая страшная мука. Ты не можешь никак не прорваться, не крикнуть, ни-че-го. Ведь не прогонишь же родную мать или ещё кого из дому.
Почему-то у меня всё время где-то в темени болит голова и скучно. Стихи уже пишутся свободно, с первого раза.

4/IV/70
По-моему, стихи выдумали как наилучший пока способ передачи, выражения своего душевного состояния, эмоций - на расстоянии окружающим. С помощью формы, содержания стихотворения можно выразить любое настроение.
Но стихами совершенно глупо, незачем выражать свои мысли, какие-то факты, сюжеты. Для этого есть более удобные способы – например, проза, устное искусство…

6/IV/70 г.
Нет, на патриотические стихи меня не хватает. Не могу сидеть над ними более 10 минут подряд, и то под конец этого времени меня охватывает злость. – Всё неуклюже, неестественно и самое главное – глупо!

22/IV/70 г.
Чувствовал ли ты хоть когда-нибудь себя частицей всего человечества? Задумывался ли над этим? Нет, это не то, что пишется и говорится везде у нас: «Помни, что ты член социалистического общества, находишься среди людей и т.д.» Не мыслью, а сердцем – чувствовал ли ты эту восторженность, слитность, единство всего человечества, его силу, массу?
Это ощущение у меня было по-настоящему всего раза два или три. Особенно сильно запомнилось, когда я в московском дворце спорта в Лужниках смотрел концерт. Это чувство висело в воздухе, казалось, весь огромный зал дышал одной единой, мощной, восторженной грудью. Я сидел на последнем ряду, у самого потолка и оттуда, сверху была прекрасно видна вся эта масса людей, в большинстве молодёжи. Конечно, не знаю, но мне казалось, что все чувствуют то же, что я, всех охватывал какой-то единый порыв, волнение. Как-то по-особому выступают артисты, задушевно, в полную отдачу…

25/VII/70 г.
Перечитал снова весь дневник. Как я изменился за эти несколько месяцев!

Никогда не стараюсь впихнуть в стихи большую советскую энциклопедию. Я пытаюсь передать своё настроение, порыв души, создать ощущение прекрасного… И, по-моему, это иногда у меня стало получаться.

3/VIII/70 г.
Глупо – это когда не умно, не смешно и не полезно.

20/VIII/70 г.
Счастлив тот, кто всегда остаётся самим собой.