Исчезнувшее волшебство

Османова
Стою в огромном, полумрачном, холле.. На стене висит картина.. Я смотрю, затаив дыхание, забыв о времени и  окружающем мире...Затем, медленно иду к ней...И замечаю, что с  каждым шагом картина меняется.. Она, словно, размывается..Я  остановилась  на расстоянии вытянутой руки.. ..Картины – нет!
   Той картины - что заставила меня замереть в восторге, от которой у меня бешено билось сердце,кружилась голова и замирало дыхание  - не  было!!... Я начала отходить  назад...И картина вновь стала появляться.. Но я уже  не могла воспринимать её такой, какой она виделась мне  издалека.. Потому, что знала -  стоит мне сделать пару шагов вперёд и мерцающие  блики  на воде,  которые, словно, скрывают бездну  и, в то же время, безумно манят в  неё,  окажутся всего лишь  серо-бурыми пятнами на чёрном фоне.  Теперь, эта картина совершенно не казалась  мне загадочной..Для меня пропало всё  то  волшебство, которой она  манила издалека, словно, обещая ожить и впустить меня в свой таинственный мир..
     Мне показалось, что меня обманули.. Как в детстве..Когда соседская тётка  - Сеид-баджи  - как-то  спросила у меня, пятилетней:
- Истяйирсян, алманы эщщяк эляйим?* (Хочешь, я превращу яблоко в
ослика? )
   Я до сих пор помню с каким чувством ожидания волшебства протянула ей большое, зелёное яблоко.. И до сих пор перед глазами её огромный рот с лошадиными  зубами; её вздуващиеся на глазах щёки - она вгрызалась в сочное, хрустящее яблоко  по кругу, не жуя и не глотая..За несколько секунд, прошедших с того момента, как я протянула ей яблоко  и до того, как она, вытирая сок с подбородка, протянула мне огрызок и под смех своих товарок, обладавших таким же  чувством юмора, как  и  она, прошамкала с набитым ртом:
- Ву фа фянин эффяйин!* (Правильно «Бу да сянин эщщяйин» -"Вот твой осёл")  ! –  я 
пережила шквал чувств – удивление, обида, брезгливость, ненависть..   
     Я ведь и  понятия не  имела, что слово  «эщщяк»* (осёл)  имеет ещё другой,причём, далеко не  литературный, перевод  - огрызок. Я  только -только постигала азы своего родного, азербайджанского языка, причём, весьма полезные  и слово «эщщяк» - было самым безобидным в моём, ежедневно пополняющемся, словарном запасе - я была очень старательной ученицей.  Охваченная праведным гневом, я оттолкнула руку Сеид-баджи и выдала такое, что -  судя по тому, как расширялись глаза «шутницы»  - её уши, наверное, никогда  не  слышали, или, может, слышали, но очень редко и  давно и , уж явно, не  в свой адрес...К слову сказать,  её сын - мой лучший друг -  был также моим главным учителем уличного лексикона..   
   Почему? Почему я вспомнила об этом случае именно сейчас? Не знаю..Не вижу ничего общего..Но я не не  раз убеждалась в том, что между событиями , вещами,  мыслями, действиями, совершенно, казалось бы, не  имеющими отношения друг к другу, находилась самая прямая связь.
- Нравится? Между прочим, это подлинник...
    Ты назвал имя автора, указав на еле заметные инициалы, которые дату, рассказал историю картины, её появления в твоём доме, где – как мне прекрасно известно -  так много подлинных вещей и так мало искренних чувств..
    Я обожаю твою манеру разговора, восхищаюсь знаниями – ты для меня как  ходячая энциклопедия. Но в этот раз я тебя не слушала...Тысячи  мыслей кружились вихрем в моей голове  и я чувствовала, что среди  них – та самая, единственная, которая всё объяснит и  расставит по местам..
    Со мной такое происходит нередко и  у меня есть свой метод  - я «выхватываю» из роя мыслей любую, которую мне удаётся «зацепить  за  хвост» и, вытащив из этого  круговорота,   «рассматриваю» поближе. И делаю так до тех пор, пока не  «вылавливаю» ту, что мне нужна. Часто, чтобы найти её, приходится переворошить кучу ненужного; нередко происходит «сбой координат» -  ищу одно, а  натыкаюсь на другое.. Бывает и так, что я плавно перехожу от одной мысли к другой, вообще забыв о той, которую искала...А иногда меня буквально пронзает мысль, которая до определённого момента спокойно дремала. Хотя, может, её даже не  было и она рождалась мгновенно, озарив своей вспышкой то, что было покрыто мраком..
  Именно такой была мысль, которая появилась в тот момент, когда я, смотрела на картину, то подходя к ней вплотную, то отходя на несколько шагов...
   Твой ли голос родил эту мысль? Или она уже была в процессе рождения и сформировалась окончательно в тот момент, когда ты  обратился ко мне? Не знаю.... Но именно в тот миг я поняла, что никогда не подойду к тебе на столько близко, что  может исчезнуть  волшебство.. И я решила  остаться на таком расстоянии от тебя, с которого  ты  будешь тайной для меня и что-то в тебе будет безумно  меня манить, но я не подойду....Иначе,  из картины, от которой замирает дух и кружится голова, ты превратишься в обыкновенную мазню...