Моя биография

Виктор Мельников 2
               

Я родился 24 мая 1948 года в далёком казахском селе Казанка под Актюбинском. День моего рождения, совпавший с Днём Славянской письменности и культуры, и определил мою судьбу — стать литератором.
Мой отец умер рано — мне тогда не было и двух лет. Мать со мною на руках переехала из села в город. В Актюбинске мы прожили пять лет. Это были, пожалуй, самые лучшие мои детские годы. Они закончились сразу, как только мама вторично вышла замуж. Отчим увёз нас в Сибирь, в город Ачинск, где для меня началось «взрослое детство». Почему мы туда переехали? — я до сих пор не знаю. Отчим был из ссыльных литовцев и, по всей вероятности, это место жительства было определено для него законом. Там в 1956 году у меня появилась сестра Стася. Всё это я потом опишу в рассказе «Где-то в Сибири…». Сибирь — моя боль. И радость. Суровая красота этого края и мужественность его людей сформировали во мне сибирский характер (рассказ «Кольцо»). Немало воды утекло с того времени в реке Чулым, много вёсен прошло с того времени, а до сих пор вижу перед глазами удивительные цветы — жёлтые стародубки с шёлковыми лепестками, символизирующие май, месяц моего рождения. Выйдешь, бывало, на поляну и не знаешь, откуда светит солнце — с небосклона или с нашего луга.
Моя трудовая биография началась рано. Мне ещё не было шестнадцати, а я уже плотничал, вгоняя в мозоли правду жизни. Днём работал, а вечером учился в школе рабочей молодёжи. И это правда. Моя жизнь сложилась так, что возможностей для познания реальной суровой, неприкрашенной действительности у меня было предостаточно. Знания простых людей и их проблем я приобрёл не из третьих рук, а на собственном опыте; позже, живя и работая в Сибири (г. Ачинск), Башкирии (г. Кумертау), Таджикистане (г. Шураб), Узбекистане (г. Андижан), Москве, Латвии (г. Рига) — плотником, слесарем КИП, автослесарем, шахтёром, геологом, бетонщиком, осмотрщиком вагонов, — я пополнял своё жизненное образование. Желание познать окружающую действительность не давало засиживаться на одном месте. Мир так велик! Как можно прожить жизнь, не повидав его? Один только Советский Союз объехать — и то сколько времени надо. Я не покупал туристические путёвки. Я приезжал в город и устраивался там на работу. Спускался в шахту в Таджикистане (вот откуда сюжет рассказа «Лава»), вместе с партией геологов исходил всю Ферганскую долину. И всё время писал — стихи, прозу. В любых условиях. В общежитии и палатке, на вагонной полке и в железнодорожной теплушке. Непривычные места, новые люди, масса впечатлений — всё это пополняло и накапливало мой житейский багаж и давало возможность обрести своё «я», найти собственное место в жизни. На каком-то этапе моего времени повлекло к журналистике, тоже являющейся инструментом познания жизни, и я работал литературным сотрудником в многотиражной газете «Машиностроитель» (г. Кумертау), корреспондентом газеты «Железнодорожник Прибалтики» (г. Рига), заведующим отделом литературы и искусства в газете «Грань» (г. Раменское), редактором газеты «Угол зрения» (г. Коломна). Сейчас работаю главным редактором литературно-художественного издания «Коломенский альманах». Руковожу творческим объединением профессиональных писателей города Коломны. Иными словами, в литературу я пришёл, хорошо зная, что именно я хочу сказать людям. А став писателем, не порываю связи с теми источниками, откуда приходит знание современной реальности.
Пишу я по старинке — пером, чернильной автоматической ручкой, потому что моя рука, прикасающаяся к листу бумаги, — это мостик, по которому мои мысли и чувства перетекают прямо из сердца. «Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца», — говорил Аль-Хусри. Иначе человек не имеет права называться писателем.
Мой путь в литературу никак нельзя назвать гладким. Серьёзные занятия художественной прозой начались тогда, когда я жил в Риге. Занимался в литературном объединении под руководством поэта Леонида Черевичника. Участвовал в работе семинара молодых прозаиков Латвии. Снисходительно-комплиментарное напутствие посчастливилось получить от маститого мастера прозы — Николая Задорнова. Романтика Старой Риги оказала большое влияние на моё творческое развитие.
Рига… Чудесный город, прекрасный в своём величии, в своих сединах. Его нельзя не любить. Казалось — это последняя моя точка путешествий, место, где странник обрёл дом. Тем более что здесь я женился на прекрасной женщине, которая не только родила мне дочь, но и все наши совместные годы с большим пониманием относилась к моему творчеству.
Но неожиданно выяснилось, что город костёлов дарит свою любовь только по национальному признаку. И вот в 1991 году, по известным причинам, мне пришлось расстаться с Латвией… И это, казалось бы, трагическое обстоятельство, способное сломать жизнь любому человеку, способствовало моему окончательному превращению из журналиста в писателя. Но этот выбор дался нелегко. Он прошёл через крушение иллюзий, через столкновение с прелестями «прибалтийской демократии» (рассказ «Христофорыч»). Однако, несмотря на все испытания, мне удалось сохранить веру в Россию и в человеческую порядочность. Судьба писателя в современной России — если не трагедия, то уж по крайней мере драма.
И вот возвращение в Россию. Коломна. Думалось, после пережитого дай Бог встать на ноги да прокормить семью. Мне никогда не забыть того острого чувства одиночества, когда после шумной и деятельной Риги я вдруг оказался в тихом провинциальном городке под названием Коломна. Было такое ощущение, будто меня выслали за 101-й километр.
Литературная стезя, начатая в Риге, продолжилась в старинном подмосковном городе. Но не сразу. Был большой временной отрезок. Не писалось. А потом сразу: в 1997 году февральским метельным днём привёз в Коломну из Москвы тираж своей первой книги «А на дворе была весна». Не нам изменять законы мироздания. Надо продолжать жить. И смыслом жизни для меня стали уже даже не собственные книги, а «Коломенский альманах».
Видимо, не случайно судьба забросила меня на родину И.И. Лажечникова, Н.П. Гилярова-Платонова, святителя Филарета. На этой земле мне предстояло стать продолжателем традиций собирателей талантов прошлого, каким был, например, Козьма Терентьевич Солдатёнков, издательская деятельность которого меньше всего преследовала коммерческие цели: главной была популяризация работ общественных деятелей и писателей.
На деле Коломна стала для меня точкой взлёта — здесь меня приняли в члены Союза писателей России, здесь вышло восемь моих книг, здесь я создал и вырастил «Коломенский альманах». Вышло уже двадцать томов этого издания, которое давно снискало заслуженную славу в литературном мире России. За свой литературный труд в разные годы награждён литературными медалями.

   1997 год.

   Награждён медалью "В память 850-летия Москвы".

   Награждён памятной медалью "820 лет Коломне".

   2002 год.

   Московской областной писательской организацией за издательскую деятельность удостоен премии имени И.Д.Сытина.
   Награждён памятной медалью "825 лет Коломне".

   2006 год.


   Награждён Почётным знаком «За отличие в труде».

   Стал Лауреатом областной литературной премии им. М.М. Пришвина.

  2009 год.

  Награждён дипломом и юбилейной медалью Московской городской организации Союза  писателей России «За верное служение отечественной литературе».

   Награждён памятной медалью "830 лет Коломне".

  2010 год.

  Удостоен медали «За развитие русской мысли» имени русского религиозного философа Ивана Александровича Ильина.

  Дипломант Международного конкурса Национальная литературная премия "ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ-2010"./Награждён Дипломом О.Генри с медалью на ленте "Победителю в литературном конкурсе за рассказ "Последний урок"/.

  2011 год.

  Награждён литературной медалью имени И.И.Лажечникова.

  Награждён Почётной Грамотой Губернатора Московской области.

  2012 год.

  Награждён памятной медалью "300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову".

  Награждён памятной медалью "За труды в просвещении" посвящённой 200-летию  Н.В.Гоголя.

   Награждён памятной медалью "835 лет Коломне".

  Награждён Почётным Дипломом Министерства культуры Московской области за книгу "Жизнь сквозь прозу".

  Награждён Московской городской организацией Союза писателей России Дипломом литературно-общественной премии "Светить всегда" с вручением Ордена "В.В.Маяковский".

   Награждён Юбилейной Медалью Русской Православной Церкви "В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года". /5 октября 2012 года/.

  2013

   Награждён памятной медалью "А.С. Грибоедов. 1795-1829" / 5 сентября 2013 года/.

   Награждён крестом "За увековечивание памяти Отечественной войны 1812 года" /3 апреля 2013 года/.

   Награждён Благодарностью главы городского округа Коломна. /18 мая 2013 года/

   Награждён Знаком Губернатора Московской области "БЛАГОДАРЮ". /28 июня 2013 года/

   Награждён "Золотым Дипломом" за сборник рассказов "Жизнь сквозь прозу"  на IV Международном Славянском литературном форуме "Золотой Витязь". /27 ноября 2013 года/

   Награждён Московской городской организацией Союза писателей России Дипломом им. М.Ю.Лермонтова "Недаром помнит вся Россия" с вручением медали "М.Ю.Лермонтов. 1814-1841". /17 декабря 2013 года/

  2014

   26 мая. Награждён Московской городской организацией Союза писателей России Грамотой литературно-общественной премии "Лучшая книга 2012-2014"  за книгу стихотворений "Листья багряные" с вручением наградного знака "Звёздная строфа".

   17 ноября. Награждён нагрудным знаком "Союз писателей России" в честь 60-летия Московской городской организации Союза писателей России

   16 декабря. Награждён Дипломом с вручением медали "60 лет Московской городской организации Союза писателей России: 1954-2014" за верное служение отечественной литературе.

   2015 год

   20 января. Награждён памятной медалью "200 лет М.Ю.Лермонтову" ЦК КПРФ.

   14 февраля. Награждён Дипломом Комитета по культуре администрации городского округа Коломна за участие в научно-творческой конференции "V открытые Абакумовские чтения". 13-14 февраля 2015 года.
 
   9 июля. Награждён ДИПЛОМОМ литературной премии "СЕРЕБРЯНЫЙ КРЕСТ" Московской городской организации Союза писателей России, за поддержание и развитие коломенской литературной традиции, с вручением наградного знака "СЕРЕБРЯНЫЙ КРЕСТ".

  12 сентября. Награждён Благодарственным  письмом Московской Областной Думы
  за многолетний плодотворный труд и большой вклад в развитие культуры в Московской области.

  15 СЕНТЯБРЯ. Награждён ГРАМОТОЙ Союза писателей Крыма "За художественное творчество" за работу во втором международном литературном конкурсе имени Александра Куприна.

  26 октября. Награждён Дипломом Литературно-общественной премии "Лучшая книга 2013-2015" за книгу "Четырёхлистник" Московской городской организации Союза писателей России.

  14 декабря. Награждён Грамотой издательства "Подмосковье" в конкурсе "НАША ПОБЕДА. НАША ИСТОРИЯ. НАША ПАМЯТЬ". За первое место в номинации "Произведение о войне: публицистика".

         2016

  22 апреля. Награждён ДИПЛОМОМ Московской городской организации Союза писателей России "За верность слову и делу" с вручением одноимённой медали имени А.С.Пушкина.

  07 сентября. Награждён  ПОЧЁТНЫМ ЗНАКОМ "ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ГОРОДОМ". Решение Совета депутатов городского округа Коломна. Глава городского округа Коломна Г.В. Грачёва. ЗНАК № 120

  15 ОКТЯБРЯ. Награждён именными часами от Председателя Московской Областной Думы за большой вклад в развитие литературы Подмосковья.

                2017 год

   17 января. Награждён медалью имени Ивана Бунина Московской областной
   организацией Союза писателей России.

   15 декабря. Награждён Дипломом Московской областной литературной премии имени
   М.М.Пришвина за книгу "Четырёхлистник"

                2018 год

   15 апреля. Награждён ПОЧЁТНОЙ ГРАМОТОЙ Московской областной Думы за
   многолетний плодотворный труд, большой вклад в сохранение литературных
   традиций, развитие культуры в Московской области и в связи с 70-летием со дня
   рождения.

   20  апреля. Награждён Московской городской организацией Союза писателей России   
   медалью и ДИПЛОМОМ литературной премии "Серебряный крест" за творческие
   достижения в области православия, за утверждение истины и веры.

   30 мая. Награждён Почётной грамотой Союза писателей России за многолетний
   творческий вклад и развитие литературного процесса в России, внимательное и
   бережное отношение к русскому Слову и в связи с 70-летием со дня рождения.

   30 ноября. За вклад в развитие русской культуры и литературы награждён звездой
   "Наследие" II степени в Центральном Доме литераторов в высочайшем присутствии
    главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны.
   
   14  ДЕКАБРЯ. Награждён Дипломом Министерства культуры Московской области в
   номинации "Зрелое перо" премии имени Роберта Рождественского за книгу стихов
   "Ты мне навстречу из осени шла".
         
                2019
   
   16 ДЕКАБРЯ. Награждён Московской городской организацией Союза писателей России
   Дипломом имени И.А.Бунина "За верность отечественной литературе" с вручением
   медали "И.А. Бунин /1870-1953/"

   25 ДЕКАБРЯ.  Награждён памятной медалью "90 лет Московской области",
   учреждённой губернатором А.Ю. Воробьёвым.

                2020

   3  Октября. Награждён Знаком Губернатора Рязанской области "125 лет со дня рождения Сергея Есенина".

   7 ДЕКАБРЯ. Награждён Дипломом победителя ХХVII  Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова "Умное сердце" в номинации "ПРОЗА".
   


                2021

     24  МАЯ. Награждён Московской городской организацией Союза писателей России
     НАГРАДНОЙ ГРАМОТОЙ с вручением медали "За мастерство и подвижничество во
     благо русской литературы"

               
                2022

      29 ОКТЯБРЯ. Литературный ежегодник "Коломенский альманах" награждён
      ДИПЛОМОМ XIII Международного Славянского Литературного Форума
      "ЗОЛОТОЙ  ВИТЯЗЬ".
   
      3 НОЯБРЯ. В связи с 95-летием основания народный журнал "РОМАН-ГАЗЕТА"
      наградил  ПОЧЁТНОЙ  ГРАМОТОЙ  МЕЛЬНИКОВА ВИКТОРА СЕМЁНОВИЧА за многолет-
      нюю плодотворную  творческую  деятельность.


      12  ДЕКАБРЯ.  ПОЧЁТНОЙ ГРАМОТОЙ ГЛАВЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА НАГРАЖ-
      ДЁН ГЛАВНЫЙ  РЕДАКТОР "КОЛОМЕНСКОГО АЛЬМАНАХА" МЕЛЬНИКОВ  ВИКТОР СЕМЁ-
      НОВИЧ.






   Мне приятно, что моё Отечество видит и оценивает мои заслуги перед ним. Конечно, сейчас нет больших гонораров и литфондовских дач, нет зарубежных творческих поездок, нет даже былого пиетета и уважения к писателю. В горестное время работаем мы. Но русский писатель должен не потреблять, а — служить своему Отечеству.
 
               
Виктор  Мельников