Васса - МХТ

Сергей Климкович
Горький писал: "Нижний Новгород - город купеческий, о нем сложена поговорка: "Дома каменные, люди железные". Но, как мне кажется, в своей "Вассе Железновой" писал он людей совсем не железных. Слабых людей явил Горький. Немощных, припадочных, страстных только для своих удовольствий.
На знаменитой сцене МХТа имени А.П.Чехова впервые играли эту трагическую пьесу Горького (кто бы мог подумать!). И хотя обозначена она как трагикомедия, комической части я не нашел.
Да, публика сопровождала некоторые сцены смехом, но это был нервный смех.
Марина Голуб в роли Вассы Борисовны Железновой – признаться, стала для меня открытием. В ней я увидел актрису глубокого, многогранного дарования. Суровый и безумный образ Вассы, которая хочет казаться сильной, считающей, что все в доме творится по ее воле, Марина Голуб вынесла на суд зрителей с достоинством и талантливо, что присуще большим актрисам. Уговаривая мужа не доводить дело до суда, спасти честь семьи, принять «порошок», Васса предстала в начале первого акта в образе неотступной Эринии, словно из древнегреческой трагедии. Страх перед мужем, отвращение к нему и непреклонная воля склонить его к единственно верному, по ее мнению, решению – создают неповторимый психологический рисунок, особую атмосферу фатальности всего происходящего и не оставляют никакой надежда на счастливую развязку. Кровь призывает кровь. Так было всегда. И в самую последнюю минуту Васса, созданная Мариной Голуб, понимает, что никуда от этого греха не деться. Удар, который постиг ее после всех тревог, открывает ей глаза на действительность – дом разрушен, брат спился, купаясь в шальных деньгах, дочери развращены бесповоротно (если не физически еще, то душевно, морально), слуги и верная компаньонка - приживалка Анна Оношенкова - алчные стяжатели, давным-давно отвернувшиеся от хозяйки. Мгновения перед кончиной – самые безнадежные, самые яркие, самые жестокие. Понимая, что уже ничего не вернуть, Васса пытается разговаривать с младшей дочерью Людмилой, как обычно, уже понимая, что ошибок своих не вернуть и жизнь не переиграть обратно. В смертельной агонии она держит дочь за косу и не может отпустить даже после смерти, словно из могильного небытия пытаясь удержать любимую дочь на краю пропасти…
Огромные пароходные трубы на сцене подобны языческим алтарям, на которых свершаются кровавые жертвы. Дым их – из самого ада.
Мужа Вассы - Сергея Петровича Железнова, - совершенно морально опустившегося речного капитана играет Сергей Колесников. Когда-то статный красавец, получив приданное Вассы, не смог вынести его тяжесть. Деньги выжгли в нем все человеческое. Кроме диалога с женой в первом акте и вопля отчаяния перед самоубийством (а по мне так вполне себе так убийством) – он не произносит больше ни слова. Речь – дар божий, а Сергей Петрович променял этот дар на чувственные удовольствия.
В пьесе нет сильных людей. Кроме, разве что, Рашели – невестки Вассы Железновой. Она единственная, которая внушает впечатление цельности. Горький не зря делает ее большевичкой, намекая на то, какие люди придут на смену Железновым, погрязшим в роскоши, пьянстве и разврате.
Лев Эренбург, как мне кажется, весьма своевременно поставил это спектакль на сцене МХТ имени А.П.Чехова. Театр этот всегда чутко откликался на латентную общественную боль, не зная жалости и страха прикасался к самым кровоточащим язвам. Все ведь повторяется! Разве не заметно, дамы и господа?